ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Юридическое определение понятия «земельный участок» установлено в ст. 11.1 главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации <1> (далее — Кодекс). Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Обратим внимание, что поскольку земельным участком признается часть поверхности земли, постольку к составу земельного участка не относятся недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения). Правовой режим недр определяется законодательством Российской Федерации о недрах, которое включает в себя Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. ФЗ от 03.03.1995 N 27-ФЗ) <1> и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Кроме того, из определения земельного участка, установленного в ст. 11.1 Кодекса, следует, что такой участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы «определены в соответствии с федеральными законами».

Согласно ч. 7 — 9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» <1> местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с указанным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства, которое включает в себя, в частности, мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства, помимо ст. 68, 69 Кодекса, осуществляется ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» <1>, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе ведомственными), а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 17 ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ. В связи с этим было принято Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» <1>, которые и определяют порядок установления на местности границ указанных объектов.

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4240.

 

Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Границы объектов землеустройства и (или) отдельные части таких границ, совпадающие с Государственной границей Российской Федерации, на местности не устанавливаются.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ (характерные точки, являющиеся общими для границ трех и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или населенных пунктов), а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками (далее — межевые знаки) и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.

В случае если объектом землеустройства является территория закрытого административно-территориального образования, при установлении на местности его границы межевыми знаками закрепляются все характерные точки такой границы.

Закрепление межевыми знаками характерных точек границ объекта землеустройства, расположенных в границах земельных участков, осуществляется при наличии сервитута, установленного в соответствии с гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.

Характерные точки границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории.

В случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение пяти рабочих дней с даты выявления данных пересечений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (орган кадастрового учета).

Орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты получения указанной информации уведомляет о наличии выявленных пересечений соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставившие в орган кадастрового учета сведения о соответствующих объектах землеустройства.

Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

В случае если в радиусе 40 метров от характерной точки границ объекта землеустройства, указанной в п. 6 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, расположены не менее трех долговременных четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), на каждую такую точку составляется схема расположения межевых знаков (абрис), которая помещается в землеустроительное дело.

Один экземпляр землеустроительного дела подлежит передаче в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

На практике следует иметь в виду, что для того, чтобы земельный участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 Кодекса и ст. 16 — 28 гл. 3 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, в том числе земельных участков, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Полезно также учитывать особенности многоконтурных земельных участков. Многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

Подготовка необходимых для государственного кадастрового учета документов, государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в отношении образуемых после 01.03.2008 <1> многоконтурных земельных участков, а также в отношении ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета не было присвоено наименование «единое землепользование», но границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров, осуществляется с учетом особенностей, отмеченных в письме Министерства экономического развития РФ от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» <2>.

———————————

<1> Дата вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

<2> Кадастр недвижимости. 2010. N 3.

 

Целесообразно также обратить внимание на особенности определения границ лесных участков. Напомним, что согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Закрепление на местности местоположения границ лесных участков производится при проведении лесоустройства.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со ст. 87 и 91 ЛК РФ.

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Каждый земельный участок относится к той или иной категории земель, что предопределяет назначение участка и его разрешенное использование. Напомним, что в императивной норме п. 1 ст. 7 Кодекса исчерпывающим образом перечислены семь категорий земель, на которые по целевому назначению подразделяются все земли в Российской Федерации: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах. Землям сельскохозяйственного назначения посвящены положения гл. XIV, землям населенных пунктов — гл. XV, землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения — гл. XVI, землям особо охраняемых территорий и объектов — гл. XVII, землям лесного фонда, землям водного фонда и землям запаса — гл. XVIII Кодекса.

Иные, помимо названных в п. 1 ст. 7 Кодекса, категории земель в Российской Федерации земельным законодательством не могут быть предусмотрены, за исключением случая внесения соответствующих изменений в указанную статью. Из этого, в частности, следует, что каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса.

Земли всех категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, принадлежность земель к определенным категориям, их разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий обусловливают правовой режим соответствующих земельных участков. При этом целесообразно иметь в виду, что особый правовой режим использования земель категорий, указанных в п. 1 ст. 7 Кодекса, может быть установлен специальным законодательством в соответствии с п. 3 этой же статьи.

На практике следует учитывать, что правила образования земельных участков в результате раздела, выдела, объединения и перераспределения исходных (преобразуемых) земельных участков, а также требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.2 — 11.9 главы I.1 Кодекса.

____________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code