ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие научно-технического прогресса делает человечество зависимым от своих изобретений. Появившийся в конце позапрошлого века автомобиль изменил жизнь человека, сделал его более свободным и независимым. Увеличившиеся за счет автотранспорта скорость и объем перевозки людей и грузов подняли государственную и мировую экономику на несравнимо более высокий уровень. Современная цивилизация стала настолько зависимой от этого средства передвижения и перевозки, что жизнь без него не представляется возможным. Однако в развитии объемов и скоростей на автотранспорте заложены не только позитивные аспекты. Серьезный по своему масштабу ущерб наносят людям ДТП, динамика которых по количеству и по негативным последствиям, как это ни печально, непреодолима и поступательна. Те масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу аварии на дорогах, несоразмерны ни с какими иными последствиями технологического развития. Одним из способов преодоления негативных последствий ДТП является описанная в настоящей работе система ОСАГО.

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е гг. прошлого столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. Особый путь исторического развития Российского государства внес свои коррективы в развитие страхования в стране, которое появилось несколько позже, чем в других капиталистических странах, и пережило несколько периодов, когда страховщикам приходилось начинать свою деятельность почти с нуля.

В большинстве развитых стран автомобильное страхование проводится в обязательной форме. Это обусловлено в первую очередь стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций приводит к практически полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств, что обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

Страхование автогражданской ответственности имеет огромное значение для обеспечения социальной и экономической стабильности по отношению ко всем участникам дорожного движения, так как договор ОСАГО является сложным правовым механизмом, с помощью которого обеспечивается защита прав не только потерпевших в результате ДТП, но также и причинителей вреда.

В результате исследования развития системы ОСАГО в России авторы пришли к следующим не совсем утешительным выводам. В организации ОСАГО социальная составляющая стоит на последнем месте, во всяком случае, после предпринимательской составляющей деятельности страховых компаний, которой является систематическое получение прибыли. Отсюда и ничтожно малый уровень возмещения вреда жизни и здоровью, причиненного страхователем, а также незначительное возмещение за разбитые автомобили, цена на которые неудержимо растет.

Несмотря на то что правовая основа исследуемого института представлена большим объемом нормативных правовых актов, к которым следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон об ОСАГО и иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты, ощущается недостаточность правового регулирования, особенно в вопросах регламентации процедуры возмещения.

Нельзя отрицать, что последняя редакция Закона об ОСАГО способствовала устранению основных недостатков и противоречий, которые имелись в первые годы введения данной системы. Тем не менее целый ряд замечаний к действующему законодательству продолжает оставаться. При этом благодаря многочисленной судебной практике формируются новые вопросы к законодателю.

В настоящее время недостатки законодательной базы, регулирующей договор ОСАГО, заключаются в следующем: территориальные коэффициенты не менялись с момента принятия Закона в 2003 г.; индексация тарифа с учетом инфляции также не проводилась; у страховщиков отсутствует единая информационная система по страховым случаям, что, в свою очередь, приводит к бесполезности введенной недавно системы «бонус-малус»; отсутствует единая методика оценки ущерба.

Также не до конца урегулирован механизм возмещения вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина, не являющегося владельцем транспортного средства (пешеход или пассажир), либо лица, имеющего в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда, причиненного в результате смерти потерпевшего (кормильца). Отсутствует даже законодательное требование предоставлять таким лицам сведения о наличии договора ОСАГО у причинителя вреда и о механизме получения страховой выплаты, что ставит под сомнение реализацию возможностей, предоставленных Законом об ОСАГО.

Большой неразрешенной проблемой остается мошенничество на дорогах, возникшее после введения в действие Закона об ОСАГО.

Учитывая замечания, указанные выше, можно внести следующие предложения, направленные на совершенствование системы государственного регулирования страхования гражданской ответственности автовладельцев.

Необходимо более активно применять превентивные противоаварийные меры, что означает дополнительное финансирование дорожного строительства и здравоохранения (повышение безопасности дорожного движения приведет к уменьшению травматизма и смертности на дорогах, что, в свою очередь, сократит объем выплат страховых компаний).

Необходимо создание единой информационной системы в целях обмена информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Необходима полная статистическая база по ОСАГО, в которой будет вестись отдельный учет данных, связанных с возмещением (обеспечением) вреда жизни и здоровью пострадавших, и отдельно — риск имущественного ущерба, нанесенного страхователем. Это послужит проведению более взвешенной тарифной политики.

Для борьбы с мошенничеством в автостраховании необходимо создать систему контроля страховых полисов на основе электронной базы данных ГИБДД.

Для укрепления правового положения потерпевших — пешеходов и пассажиров следует законодательно закрепить обязанность сотрудников ГИБДД, оформляющих документы о ДТП, доводить до потерпевших сведения о договоре ОСАГО, заключенном причинителем вреда, а также разъяснять потерпевшему (его близким родственникам) право на получение страховой выплаты.

Также необходимо увеличить «бонус» за безаварийную езду с 5 до 15%, чтобы серьезно поощрять аккуратных автовладельцев (водителей).

В ближайшее время необходимо создать реестр независимых экспертов и методику оценки ущерба, порядок проведения автотехнической и трасологической экспертизы, что существенно скажется при решении вопросов, связанных с проблемой возмещения вреда и проблемой мошенничества в области экспертизы.

Необходимы изменения в методике установления территориальных коэффициентов, индексации тарифов с учетом инфляции. ОСАГО находится на стадии кризисной убыточности, и увеличение страховых тарифов, возможно, могло бы улучшить ситуацию в данном сегменте страхования.

Представляется, что выполнение данных рекомендаций поможет сделать систему ОСАГО в Российской Федерации более эффективным и одновременно социально ориентированным экономическим механизмом, защищающим права и законные интересы участников дорожного движения.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3012.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2012. N 5951.

6. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 27. Ст. 3881.

7. Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 6. Ст. 565.

8. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6067.

9. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 18. Ст. 1720.

10. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3813.

11. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 12. Ст. 1429.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 131 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 14. Ст. 1409.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2007 г. N 391 «О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 27. Ст. 3280.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (ред. от 30 декабря 2011 г.) «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 20. Ст. 1897.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (вместе с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 17. Ст. 1619.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1996 г. N 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст. 5557.

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (ред. от 12 ноября 2012 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531.

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 12. Ст. 1167.

20. Уведомление Правительства Российской Федерации в адрес Европейской экономической комиссии ООН и Совета бюро в отношении членства Российского союза // Российская газета. Неделя. 2008. N 4623.

21. Приказ Минфина РФ от 23 января 2009 г. N 6н (ред. от 17 декабря 2010 г.) «Об утверждении Требований к соглашению о прямом возмещении убытков, порядка расчетов между страховщиками, а также особенностей бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков» // Российская газета. 2009. N 22.

22. Приказ Минфина России от 01.07.2009 N 67н «Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования» // СПС «КонсультантПлюс».

23. Извещение о дорожно-транспортном происшествии, приложение к Приказу МВД России от 23.05.2008 N 449 (с изменениями, внесенными Приказом МВД России от 15.08.2008 N 720) (ОАО «СОГАЗ»).

24. Гражданский кодекс РСФСР от 11 мая 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407 (утратил силу).

 

Материалы судебной практики

25. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. N 200-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шатуновой Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 23. Ст. 2311.

27. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 6439/12 по делу N А82-5051/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

28. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 14462/09 по делу N А76-24770/2008-5-524/88 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 6.

29. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 16158/06 по делу N А10-2882/06 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 8.

30. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 13377/06 по делу N А03-11471/05-19 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 5.

31. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 9045/06 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 3.

32. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 «О страховых выплатах при ДТП» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. N 6.

33. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N ВАС-3076/12 по делу N А32-9112/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

34. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N ВАС-14462/09 по делу N А76-24770/2008-5-524/88 // СПС «КонсультантПлюс».

35. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2009 г. N ВАС-11958/09 по делу N А63-716/2009-С5-7 // СПС «КонсультантПлюс».

36. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июля 2009 г. N ВАС-7011/09 // СПС «КонсультантПлюс».

37. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2010 г. по делу N А56-35342/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

38. Постановление ФАС Московского округа от 26 февраля 2007 г., 5 марта 2007 г. N КГ-А40/830-07 по делу N А40-46464/06-8-333 // СПС «КонсультантПлюс».

39. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда г. Владимира от 2 октября 2007 г. по делу N А43-33115/2006-25-720 // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. URL: http://kad.arbitr.ru/?id=56791458-d352-4887-82cb-69109c427c34.

40. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 февраля 2011 г. N А40-152050/10 // Официальный сайт Арбитражного суда г. Москвы. URL: http://www.msk.arbitr.ru/index.asp?id_sec=381&id_ac=36&s=0&a=1&id=7198b654-8302-49aa-86cf-8991960072ba.

41. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 августа 2009 г. N А27-9358/2009 // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. URL: http://kad.arbitr.ru/@.

42. Решение Арбитражного суда Амурской области от 2 сентября 2008 г. N А04-2922/08-10/251 // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. URL: http://kad.arbitr.ru/?id=6e036374-34b2-4f9c-8fe7-e39a1bb91f8d.

43. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13 декабря 2006 г. N А43-33115/2006-25-720 // Официальный сайт Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. URL: http://kad.arbitr.ru/?id=56791458-d352-4887-82cb-69109c427c39.

44. Обзор практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров страхования от 13 мая 2010 г. Арбитражный суд Кемеровской области // СПС «КонсультантПлюс».

45. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 12.

46. Обобщение судебной практики за 2010 год. Обобщение практики рассмотрения Арбитражным судом Амурской области законодательства об ОСАГО. Судья Корниенко Т.А., помощник судьи Воронина Т.В. // Официальный сайт Арбитражного суда Амурской области РФ. URL: http://pda.amuras.arbitr.ru/pract/obzory/@.

 

Литература

47. Барановская Н.Р. Сюрпризы на границе. «Зеленая карта» диктует новые правила поведения в ДТП // Российская газета. 2008. N 257 (4814).

48. Баршев В. Пешеходы подорожают. «Союз пешеходов» направил в Госдуму законопроект, защищающий права человека на дороге. В Госдуму поданы предложения «Союза пешеходов» о совершенствовании законодательства // Российская газета. 2011. N 5383.

49. Баршев В. Жестянка подорожает // Российская газета. 2010. N 5373.

50. Бланд Д. Страхование: принципы и практика. М.: Финансы и статистика, 2000.

51. Ботвинников П.А., Ботвинникова П.О. Страхование: Учебное пособие. М., 2004.

52. Брагинский М.И. Договор страхования. М.: Статут, 2000.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

 

53. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Изд. 2-е, испр. М.: Статут, 1999. Книга первая: Общие положения.

54. Васин П.М. Страхование транспорта (КАСКО) и автогражданской ответственности (ОСАГО): Учебное пособие. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2008.

55. Власов О.А. Обязательное страхование в России и в мире // Страхование. 2005. N 11.

56. Гульбин Ю.Т. Все об ОСАГО — обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. М.: Норма, 2007.

57. Дедиков С.В. Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса // Юридическая и правовая работа в страховании. 2008. N 2.

58. Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правовое регулирование экономических отношений: Альманах / Г.Н. Андреева, А.А. Бельтюкова, Е.В. Бирюлин и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2010.

59. Ермасова Н.Б., Ефимова Н.Ю. и др. Страхование. М.: Юрайт-Издат, 2005.

60. Журавкин С.Г. Краткий курс истории страхования. М.: Анкил, 2005.

61. Заславский И.И. Экономические аспекты развития и создания систем обязательного автострахования // Финансы. 2005. N 3.

62. Иванов И. Хроника споров по ОСАГО // ЭЖ-Юрист. 2012. N 28.

63. Ишо К.Д. Порядок заключения, исполнения и прекращения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Право и политика. 2008. N 6.

64. Корнеева О.В. Актуальные проблемы реализации права на возмещение вреда, причиненного в результате ДТП, при наличии договоров ОСАГО // Юрист. 2009. N 11.

65. Крюков В.П. Очерки по страховому праву. Систематическое изложение и критика юридических норм страхового дела. Саратов: Книгоиздательство В.З. Яксанова, 1925.

66. Маковский А.Л. Гражданское законодательство. Пути развития // Право и экономика. 2003. N 3.

67. Мамедов А.А. История и генезис финансово-правового регулирования страхования в России // История государства и права. 2004. N 1.

68. Маслова Е.Ю. Правовые основы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности в РФ: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

69. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: Статут, 2001 (Классика российской цивилистики).

70. Рузанова В.Д., Серветник А.А., Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Проблемы эффективности применения гражданского законодательства. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.

71. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.

72. Страховое право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В. Григорьева, С.Л. Ефимова. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2002.

73. Фогельсон Ю.Б. Правовое регулирование ОСАГО. Решенные и нерешенные проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 9.

74. Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства (пособие по финансовому праву). СПб., 1894.

75. Худяков А.И. Страховое право. СПб., 2004.

76. Черепанова А.Ю. Развитие трансграничного страхования в дореволюционной России // История государства и права. 2011. N 6.

77. Шахов В.В. Страхование: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1997.

78. Якушев В.С. Гражданский кодекс Российской Федерации и гражданское законодательство // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Статут, 2001.

 

Интернет-ресурсы

79. Быченкова А. Поддельные ОСАГО можно приобрести на ростовских авторынках. Мошенничество // Страховой брокер «Альтброкер.ru». URL: http://altbroker.ru/4664-poddelnye-osago-mozhno-priobresti-na-rostovskix.html.

80. Виноградов А. Темная сторона автострахования // Колеса (журнал). URL: http://www.insavto.ru/news/strachovanie/117.

81. Европротокол. ОСАГО Петербург. URL: http://osago-peterburg.spb.ru/OSAGO/yevroprotocol.html/@.

82. Из истории развития страхования в России / Подготовил доцент СибАГС П.Н. Васин. Сентябрь 2004 г. // Сайт представительства Всероссийского союза страховщиков в Сибирском федеральном округе. URL: http://www.sib-insur.ru/info02-1.htm.

83. История страхования // Сайт компании «BGTconsulting». URL: http://www.bgt.in.ua/ru/istoriya-strahovaniya-2.html.

84. Кадыкова М. Ситуация на рынке ОСАГО практически критическая // Финансовые известия. URL: http://www.711.ru/_news?rid=21177&nm=86176&oo=1&fnid=68&newWin=0/.

85. Как оформить протокол при мелком ДТП без ГИБДД // Правовой портал. URL: http://sky7.ru/articles/101/@.

86. Катанян К. Европротокол: больше вреда, чем пользы // Автоброкер. URL: http://altbroker.ru/4511-evroprotokol-bolshe-vreda-chem-polzy.html/@.

87. Магрицкая Е. Коэффициент «бонус-малус»: порядок расчета и практика применения. URL: http://www.autosecurity-insurance.ru/ins/stati/kbm.php.

88. Минфин РФ готов обсуждать повышение тарифа ОСАГО. URL: http://www.insur-info.ru/press/61928/.

89. Николаев В., Сарманова Д. Обобщение ФАС ВВО судебно-арбитражной практики рассмотрения споров в сфере страхования // ЭЖ-Юрист. URL: http://www.gazeta-yurist.ru/arbitr.php?i=402.

90. ОСАГО // Редакция ИА «Финмаркет» / IFX-News. URL: http://www.finmarket.ru/.

91. ОСАГО поднимется в цене. URL: http://www.insur-info.ru/press/61928/.

92. ОСАГО, итоги года: выплаты растут быстрее сборов. URL: http://asn-news.ru/uploads/mediacontent/docs/news/110125-OSAGO.

93. ОСАГО: меньше отказов, ниже выплаты. URL: http://ukcb.ru/new.php?n=506.

94. ОСАГО по-европейски // Известия (правовой портал). URL: http://sky7.ru/articles/107/@.

95. Подделка полисов // Антиобман. URL: http://antiobman.ru/tricks2.php?a=12.

96. Поддельные полисы ОСАГО. «Общие новости» // ГАИ: городской автоинформатор (журнал-справочник). URL: http://www.gai-news.ru/index.php?id=49&tx_ttnews[tt_news]=87&tx_ttnews[backPid]=2.

97. Поддельные полисы ОСАГО не удалось замаскировать // Страхование сегодня. URL: http://www.insur-info.ru/auto-insurance/press/61206/.

98. Порядок расчета выплат по ОСАГО изменится. URL: http://www.strahovka-shop.ru/events_view.asp?id=1107/.

99. Проект правительственных поправок в ОСАГО может быть обсужден в Госдуме до конца года. URL: http://www.711.ru/smi_o_strahovanii?rid=22599&nm=105953&oo=6&fnid=68&newWin=0.

100. Расчет стоимости ОСАГО. Базовый тариф. URL: http://www.autoins.ru/ru/osago/calculator/.

101. Склянов В.С. Современные проблемы страховой деятельности в рамках ОСАГО: Международная заочная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ». URL: www.uresearch.psu.ru/files/articles/124_6861.doc.

102. Снова о мошенничестве в ОСАГО // AutoWeek.com (автомобильное интернет-издание). URL: http://www.autoweek.com./kaleidoscope/snova-o-moshennichestve-v-osago.

103. Способы обмана по ОСАГО // NEWS.ru.com. URL: http://www.osago-autokasko.ru/u109.htm.

104. Статистика аварийности за 2011 год // Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/news/407/@.

105. Статистика ДТП // Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/news/407/.

106. Страховые мошенники становятся все более изобретательными // Страхование в России. Страховая группа «Межрегионгарант». URL: http://www.mrggroup.ru/komitet/press/18082008.html.

107. Стрелковская А. ОСАГО может стать дороже. URL: http://www.kommersant.ru/doc-y/2076359.

108. Трасологическая (транспортно-трасологическая) экспертиза автомобиля — Copyright AvantExpert — независимая оценка. URL: http://www.avantexpert.ru/prod03.

109. Ужесточение порядка применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) // Znay.ru. URL: http://www.znay.ru.

110. 2012 год продолжает быть успешным для автомобильного рынка РФ. URL: http://abinfo.ru/articles/aeb.php?id=43670.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code