2.1. Правовая природа договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Правовая природа договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страховое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности. Оно является комплексной отраслью. В основу его формирования положен такой критерий, как сфера страховой деятельности.

Страховое законодательство — широкое по своему составу понятие, которое образует единую систему нормативных актов разного уровня и различной юридической силы. Первое место в иерархии страховых правовых актов занимают конституционные нормы. Для продолжения перечисления источников правового регулирования страхования следует учесть следующее: в современной России разграничение нормотворческой компетенции получило отражение в Конституции Российской Федерации. В силу ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относятся, например, следующие вопросы: установления правовых основ единого рынка; финансового, кредитного, таможенного регулирования; уголовного, уголовно-процессуального законодательства; гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства; правового регулирования интеллектуальной собственности. Вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, получили закрепление в ст. 72 Конституции Российской Федерации. Это, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Субъекты Российской Федерации самостоятельно и в полном объеме осуществляют правовое регулирование только по предметам, находящимся в их ведении.

Таким образом, правовую основу страхового законодательства образуют федеральные законы и другие акты федерального уровня (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты).

Вряд ли кто будет спорить с существующей в науке гражданского права точкой зрения, согласно которой на первое место в иерархии законов ставится кодифицированный нормативный правовой акт, в нашем случае — Гражданский кодекс Российской Федерации <37>. Данный кодифицированный федеральный закон, являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает, соответственно, и сферу страхования. Глава 48 ГК РФ «Страхование» устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, ответственность за неосуществление обязательного страхования, регламентируется порядок проведения обязательного страхования. Дается характеристика договоров имущественного и личного страхования и их подотраслей. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям. Охарактеризованы общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования. Регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании. Установлены требования в форме договора страхования, дается характеристика его существенных условий <38>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

 

<37> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Изд. 2-е, испр. М.: Статут, 1999. Книга первая: Общие положения. С. 41; Маковский А.Л. Гражданское законодательство. Пути развития // Право и экономика. 2003. N 3. С. 37; Якушев В.С. Гражданский кодекс Российской Федерации и гражданское законодательство // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Статут, 2001. С. 21; Рузанова В.Д., Серветник А.А., Хмелева Т.И., Цыбулевская О.И. Проблемы эффективности применения гражданского законодательства. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. С. 41 — 54.

<38> См.: Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 63.

 

Понимание и знание основных понятий, изложенных в Гражданском кодексе Российской Федерации, позволяет всем, кто соприкасается с отношениями страхования, единообразно их употреблять и использовать, что создает благоприятные условия для разрешения возможных конфликтных ситуаций, ибо не только незнание законов, но и непонимание их не освобождает от ответственности.

Другим основным нормативным правовым актом, регулирующим страхование, является Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон об организации страхового дела).

В большинстве своем авторы-публицисты на второе место при систематизации законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств ставят именно этот Закон.

Закон об организации страхового дела стал юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот Закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, локальных документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела, он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование, определяет компетенцию и функции органов страхового надзора.

В Законе об организации страхового дела была особо продекларирована роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в различных аспектах:

— страхователем;

— учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);

— гарантом в тех сферах, где требуется государственная поддержка (например, страхование иностранных инвестиций);

— регулятором страхового хозяйства страны.

Также к источникам регулирования отношений в сфере страхования следует отнести международные договоры Российской Федерации или бывшего СССР, которые по своей юридической силе занимают более высокую ступень в правовой иерархии, нежели нормы российского законодательства (ст. 36 Закона об организации страхового дела).

Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.

Непосредственно страхование автогражданской ответственности в России регулируется двумя нормативными правовыми актами. Прежде всего, это Закон об ОСАГО, который является документом, обеспечивающим правовое регулирование отдельного направления страховой деятельности, то есть страхования, предусматривающего обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования здесь служат имущественные интересы лица, заключившего договор, связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам в связи с использованием автотранспортного средства.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств <39>. В данных Правилах конкретизируются основные положения Закона об ОСАГО, устанавливаются страховые тарифы. Страховые компании работают и заключают договоры страхования автогражданской ответственности на основании данных Правил.

———————————

<39> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 30 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 20. Ст. 1897.

 

Они определяют общие условия и порядок осуществления обязательного страхования. Локальные правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом об ОСАГО. Установление базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов также находится в ведении Правительства Российской Федерации, что закреплено в ст. 8 Закона об ОСАГО и признано Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П <40> не противоречащим Конституции Российской Федерации. Большой комплекс вопросов, связанных со страхованием в целом и с системой ОСАГО в частности, регулируется посредством нормативных актов Министерства финансов Российской Федерации <41>.

———————————

<40> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 4.

<41> См., например: Приказ Минфина Российской Федерации от 23 января 2009 г. N 6н «Об утверждении Требований к соглашению о прямом возмещении убытков, порядка расчетов между страховщиками, а также особенностей бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков» (ред. от 17 декабря 2010 г.) // Российская газета. 2009. N 22.

 

Таким образом, если не учитывать международные договоры и конституционные нормы, во исполнение которых формируется законодательство, всю совокупность нормативных актов, регулирующих страховые отношения в современной России, можно разделить на три уровня.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Основная его роль — обеспечение равноправия субъектов предпринимательства во всех сферах рыночной экономики.

2. Специальное (отраслевое) законодательство, которое регулирует правовые и экономические отношения непосредственно в сфере страхования. В первую очередь сюда относятся глава 48 ГК РФ и Закон об организации страхового дела. Они являются базой для разработки других нормативных документов второго и третьего уровня, а также документов страховых компаний.

3. Нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств. Документы этого уровня обеспечивают правовое регулирование отдельных направлений страховой деятельности.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code