ВВЕДЕНИЕ

 Задача страхования состоит в том, чтобы физически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств.

А.Я.Антонович

Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил непредумышленный или случайный характер.

Автомобиль в современном мире стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Ежедневно на дорогах происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий. В них нередко погибают или получают увечья водители, пассажиры и пешеходы.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу при дорожно-транспортных происшествиях, 1 июля 2003 г. в России был введен в действие Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» <1>. Существовавшая до вступления в силу данного Закона система возмещения вреда не могла эффективно решить эту задачу.

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 18. Ст. 1720.

 

По мнению специалистов, до 1 июля 2003 г. реально возмещалось менее половины вреда, причиненного гражданам и организациям в результате дорожно-транспортных происшествий. Между тем ежегодно в нашей стране официально регистрируется почти 200 тыс. происшествий на дорогах, а сколько их происходит на самом деле, сказать сегодня невозможно. От транспорта страдают сотни тысяч человек, из них десятки тысяч гибнут, причем согласно этим данным наблюдается устойчивая динамика роста <2>, материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий за год по стране превышает 200 млрд. руб.

———————————

<2> В 2011 г. произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. При незначительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий и числа раненных в них людей количество погибших возросло на 5,2%, или на 1386 человек. Число погибших в результате нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения возросло на 5,6%, или 1245 человек (89,8% прироста числа погибших). См.: Статистика аварийности за 2011 год // Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.rn/news/407/@.

 

Низкий уровень возмещения вреда до начала действия системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) объясняется прежде всего тем, что у многих автовладельцев, виновных в причинении вреда, нет достаточных средств и имущества для возмещения нанесенного третьим лицам ущерба. Положение с возмещением вреда осложняется также сложностью существующих судебных процедур, значительным числом случаев побега виновных лиц с места дорожно-транспортного происшествия и несовершенством системы поиска таких правонарушителей. В этой ситуации договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о возмещении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны, система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран мира относится в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Обязательное страхование автогражданской ответственности уже сегодня позволяет решать проблемы возмещения вреда потерпевшим более эффективно, несмотря на все организационные неурядицы, несовершенство законодательного регулирования обязательного страхования и серьезные недостатки в работе страховых компаний.

Несомненно, возникновение института ОСАГО обусловлено социально-экономическими тенденциями, связанными с ростом автомобилизации, интенсивности дорожного движения, увеличением дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и числа пострадавших, повышением материальной ответственности граждан и юридических лиц за последствия своих действий, нанесением большого урона экономике страны в целом. Данные факторы, являясь общемировой тенденцией, свидетельствуют о том, что и в России ОСАГО будет занимать все более значительное место среди других отраслей страхования. Уже сейчас, по данным Национального агентства финансовых исследований, договор ОСАГО заключает примерно четверть взрослого населения страны <3>.

———————————

<3> См.: Стрелковская А. ОСАГО может стать дороже. URL: http://www.kommersant.ru/doc-y/2076359.

 

Однако для успешного развития данного вида страхования необходимо: продолжить совершенствование системы урегулирования убытков, в которой в настоящий момент отсутствует четкая процедура определения размера ущерба и сроков выполнения страховых обязательств; создать более эффективную правовую преграду для страховых мошенников, как страхователей и пострадавших, так и страховщиков и их агентов; экономически обосновать величину тарифной ставки и корректирующих коэффициентов и др.

Открытым остается вопрос о лимите ответственности по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Несмотря на явно завышенный размер базового страхового тарифа, страховая сумма по ОСАГО остается одной из самых низких среди развитых стран и стран с переходной экономикой. В настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ передан законопроект, предусматривающий повышение лимитов страховых выплат по договорам ОСАГО более чем в два раза. Это существенно улучшит положение в автостраховании, однако не решит всех накопившихся проблем.

Социально-экономическая значимость обязательного страхования автогражданской ответственности, а также обязательность его осуществления ставят перед научными кругами и государством важные задачи по научному сопровождению мер по совершенствованию системы обязательного страхования автогражданской ответственности и созданию эффективного механизма его реализации, адаптированного к реальным социально-экономическим потребностям рынка. На актуальность поднятой в настоящей работе темы указывает также неоднозначная оценка направлений совершенствования ОСАГО.

В России вопросами возмещения вреда даже при надлежащем поведении и перераспределении гражданской ответственности за счет страхования занимались еще дореволюционные ученые правоведы и экономисты <4>. Широко освещена тема обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств такими авторами, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, И.И. Заславский, С.В. Дедиков, Ю.Б. Фогельсон и др., труды которых были использованы при написании настоящей работы.

———————————

<4> См., например: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: Статут, 2001 (Классика российской цивилистики).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code