Комментарий к статье 22 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 22

Комментарий к статье 22

Комментируемая статья вносит дополнение в ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которая регламентирует хранение документов бухгалтерского учета.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Это положение конкретизировано Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, которым установлено следующее:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз;

— первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Согласно п. 2 ст. 29 ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом также не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

До 1 июля 2013 г. правила использования электронной цифровой подписи в электронных документах регулировались нормами Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». В части обеспечения сохранности сертификата ключа подписи ст. 12 упомянутого Федерального закона установлены следующие обязанности владельца сертификата:

— не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;

— хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;

— немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

После 1 июля 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», нормами ст. 10 которого установлены следующие обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных электронных подписей (неквалифицированных и квалифицированных):

— обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;

— уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;

— не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;

— использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия установленным требованиям.

Кроме того, в п. 4 ст. 12 установлено, что средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или предназначенные для использования в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, подлежат подтверждению соответствия обязательным требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности в соответствии с законодательством РФ. Средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих информацию ограниченного доступа (в том числе персональные данные), не должны нарушать конфиденциальность такой информации.

В соответствии с п. 3 ст. 29 ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Мероприятия по обеспечению хранения бухгалтерских документов, обязанности должностных лиц, а также порядок хранения устанавливаются при утверждении учетной политики организации. При этом следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Пунктом 1 ст. 17 упомянутого Закона установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Сейчас продолжает действовать Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденный Главархивом СССР 15 августа 1988 г. Также применяются сроки хранения, установленные в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558, и Перечне типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 31 июля 2007 г. N 1182.

Для акционерных обществ применяются сроки хранения их документов, установленные Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс.

Кроме того, сроки хранения отдельных учетных регистров, используемых в деятельности экономических субъектов, устанавливаются Трудовым, Налоговым кодексами РФ, иными федеральными законами и подзаконными актами.

Комментируемым Законом ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дополнена ч. 4 следующего содержания:

«4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code