Комментарий к статье 21 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 21

Комментарий к статье 21

Комментируемая статья вносит изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Это изменение касается ч. 1 ст. 13 данного Закона, регулирующей права полиции. В этой части перечислены 37 пунктов, характеризующих права полиции. Комментируемый Закон вводит новую редакцию п. 4 ч. 1 данной статьи.

И в прежней редакции в сравнении с Законом о милиции комментируемый пункт в значительной мере конкретизировал право полиции на получение от различных субъектов необходимой информации.

Во-первых, использование этого права ограничено рамками расследуемых уголовных дел, производства по делам об административных правонарушениях, проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Во-вторых, в Законе исчерпывающе перечислены адресаты полицейских запросов о предоставлении информации — государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации, должностные лица и граждане.

В-третьих, четко констатируется, что получение информации по полицейскому запросу осуществляется на безвозмездной основе. Данное положение Закона о полиции актуально в связи с тем, что ст. 22 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» допускает установление платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В-четвертых, требовать необходимую информацию полиция вправе посредством мотивированного, как правило, письменного запроса, составляемого в произвольной форме.

Полиция управомочена запрашивать сведения, облеченные в разные формы.

Сведения — это информация, предоставляемая сотруднику полиции по интересующим его вопросам органом, организацией, должностным лицом или гражданином в устной (в том числе по телефону) и письменной форме, на электронных носителях. Форма предоставления и содержание сведений, если они не установлены соответствующими нормативными правовыми актами, определяются сотрудником полиции по согласованию с адресатом запроса.

Разновидностью сведений является справка. Это тоже сведения о чем-либо или ком-либо, но полученные после поисков, определенной подготовительной работы. Справки выдаются не гражданами, а органами, организациями и должностными лицами. Справка может быть предоставлена сотруднику полиции устно (в том числе по телефону), в электронном виде или в письменной форме (в этом случае справка как документ подписывается соответствующим должностным лицом).

Объяснение — это сведения подтверждающего, опровергающего, разъясняющего, уточняющего, оправдывающего, признательного характера, сообщаемые гражданином или должностным лицом сотруднику полиции в ответ на его вопросы по поводу каких-либо событий, деяний, лиц, предметов, состояний и т.п. Объяснения могут быть устными и письменными. Если сотруднику полиции необходимо получить объяснение в письменной форме, то оно либо пишется собственноручно лицом, его дающим, либо оформляется протоколом, составляемым сотрудником полиции и подписываемым им и опрашиваемым. Законодательство не определяет порядка получения полицией объяснений граждан и должностных лиц. Следует подчеркнуть, что опрашиваемые не обязаны писать объяснения собственноручно и подписывать протокол объяснения.

Законом особо оговорено право полиции получать персональные данные граждан, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» определены как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Максимальный срок исполнения запроса о предоставлении сведений составляет один месяц с момента вручения запроса (ч. 4 ст. 13 Закона о полиции).

Сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, согласно ст. 26.10 КоАП РФ могут быть получены путем вынесения и направления сотрудником полиции в организацию определения об истребовании сведений. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.

Аналогичные правила установлены для уголовного преследования. В частности, ст. 21 УПК РФ определяет, что требования и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Соответствующие предписания на этот счет содержат также ст. 84, 86, 144, 185 УПК РФ.

Долгое время отказ или уклонение граждан и должностных лиц от представления милиции объяснений, сведений, справок, документов и их копий были ненаказуемы. Теперь же за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.

Следует упомянуть и о том, что умышленное невыполнение законных требований дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. Названные категории дел об административных правонарушениях рассматривают судьи.

Указание в Законе на право полиции получать «иную необходимую информацию» представляется излишним, так как согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

При использовании комментируемого правомочия полиция обязана соблюдать специальный порядок получения информации, составляющей в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и иными законодательными актами государственную, служебную, коммерческую, аудиторскую, банковскую, налоговую, врачебную, адвокатскую тайну, профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, тайну связи, тайну страхования, тайну усыновления, иную тайну либо носящей конфиденциальный характер.

Так, согласно ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной выступают любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

В соответствии со ст. 21 комментируемого Закона п. 4 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ излагается в следующей редакции:

«4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;».

В комментируемом пункте исключено право полиции получать те или иные сведения при выявлении и пресечении налоговых преступлений, а также запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code