Комментарий к статье 20 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 20

Комментарий к статье 20

Комментируемая статья вносит изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Первое такое изменение касается ст. 86 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Данная статья регулирует специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Таможенного кодекса Таможенного союза уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 Таможенного кодекса Таможенного союза;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию, в соответствии с ч. 3 ст. 87 настоящего Федерального закона;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со ст. 193 и 194 Таможенного кодекса Таможенного союза и со ст. 211 — 215 настоящего Федерального закона.

Исходя из практики применения в России специальных упрощенных процедур таможенного оформления, которые были предусмотрены Таможенным кодексом РФ, можно констатировать востребованность таких мест временного хранения товаров, как помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора, после внедрения в практику положений Приказа ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов», а также указанного в комментарии к ст. 85 решения Комиссии Таможенного союза.

Также практика применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления свидетельствует о широком использовании выпуска товаров до подачи таможенной декларации, который в соответствии со ст. 197 ТК ТС может быть осуществлен при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (Приказ ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 842 «Об утверждении формы Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений»);

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:

1) возникает у декларанта с даты такого выпуска;

2) прекращается в случаях, установленных подп. 1 — 7, 9 и 10 п. 2 ст. 80 ТК ТС, и при внесении (проставлении) в (на) таможенную декларацию отметок о выпуске товаров;

3) подлежит исполнению:

до десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации.

Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, в настоящее время Правительством РФ не определен.

При применении специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, не применяются ограничения мест декларирования отдельных товаров, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 205 Закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

В качестве примера таких ограничений можно привести следующие правовые акты ФТС России:

Приказ ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1786 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом». В соответствии с данным Приказом таможенные посты не обладают правомочиями на совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в воздушных пунктах пропуска и международных аэропортах, помимо товаров, находящихся в воздушных пунктах пропуска и международных аэропортах в регионе их деятельности. Пунктом 7 данного Приказа установлено, что его положения не применяются в отношении юридических лиц, которым присвоен статус уполномоченных экономических операторов;

Приказ ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом». В соответствии с данным Приказом таможенные посты не обладают правомочиями на совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах, помимо товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах в регионе их деятельности. Пунктом 6 данного Приказа установлено, что его положения не применяются в отношении юридических лиц, которым присвоен статус уполномоченных экономических операторов.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 220 ТК ТС, местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено вышеуказанным Кодексом.

Уполномоченный экономический оператор получает возможность сразу осуществить доставку иностранных товаров, следующих в его адрес, в свои помещения, на открытые площадки и иные территории, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Исключение необходимости доставки указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки участника внешнеэкономической деятельности.

Обозначение зон таможенного контроля регламентировано ст. 163 Закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Часть 5 ст. 86 содержит отсылочную норму к ст. 87 Закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Часть 6 ст. 86 устанавливает, что при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган, перевозимые из места прибытия товары, следующие в адрес уполномоченного экономического оператора, все равно доставляются в место нахождения таможенного органа.

Часть 7 ст. 86, по сути, повторяет условие п. 2 ст. 41 ТК ТС о том, что специальные упрощения, предусмотренные данной статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение специальных упрощений, и уточняет, что это условие распространяется и на вполне вероятные случаи производства таможенного декларирования товаров таможенным представителем, действующим от имени и по поручению уполномоченного экономического оператора.

Помимо Приказа ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» ФТС России во исполнение ч. 8 комментируемой статьи издан Приказ «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором», направленный, согласно информации на официальном сайте ФТС России от 11 октября 2011 г., на государственную регистрацию в Минюст России.

Предварительное уведомление декларанта о проведении таможенного досмотра товаров при предварительном таможенном декларировании товаров до их прибытия на территорию РФ введено в законодательство недавно.

Данное прогрессивное нововведение требует доработки штатных программных средств, используемых таможенными органами, поскольку в настоящее время при интернет-декларировании применяемая таможенными органами автоматизированная информационная система (АИС) «АИСТ-М» позволяет сформировать электронное уведомление декларанта о досмотре только после регистрации поручения на досмотр, а поручение на досмотр — только после получения формируемого декларантом уведомления о прибытии товарной партии, что не позволяет направить декларанту электронное уведомление о принятии решения по проведению таможенного досмотра (осмотра) товаров до прибытия товаров.

В настоящее время порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вывозимых из Российской Федерации, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из Российской Федерации Правительством РФ не определен.

Положения ч. 11 ст. 86, в отличие от общеустановленного порядка, закрепляют в качестве места проведения фактического таможенного контроля, причем в приоритетном порядке, не зону таможенного контроля, склад временного хранения или зону таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа, а помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченного экономического оператора, где размещены декларируемые им товары. Данное нововведение законодательства РФ о таможенном деле позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки участника внешнеэкономической деятельности.

Комментируемым Законом в ст. 86 внесена ч. 12 следующего содержания:

«12. Специальные упрощения, указанные в части 1 настоящей статьи, не предоставляются в случаях:

1) если уполномоченным экономическим оператором осуществляется ввоз в Российскую Федерацию товаров, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории, которая включена в утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (далее — офшорные зоны);

2) если оплата товаров, ввозимых уполномоченным экономическим оператором в Российскую Федерацию, осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны».

Второе изменение в Законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ комментируемым Законом вносится в ч. 1 ст. 162.

Статья 162 данного Закона регулирует систему управления рисками. Как известно, управление рисками является основополагающим принципом проведения таможенного контроля в современных условиях глобализации мировой экономики, рассредоточения производственных мощностей по всему миру, кризисных явлений в финансовой сфере многих государств.

Грамотное применение управления рисками дает возможность оптимально использовать ресурсы таможенных органов при сохранении и увеличении эффективности таможенного контроля.

Кроме того, использование СУР освобождает законопослушных участников внешнеэкономической деятельности от излишнего применения к ним форм таможенного контроля, приводящих к дополнительным издержкам и не дающим результатов, сопоставимых с понесенными затратами.

При осуществлении таможенного оформления система управления рисками дает возможность сосредоточить внимание на тех направлениях деятельности как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности, где имеется наибольшая вероятность нарушения таможенного законодательства. При этом основная масса товаров и физических лиц проходят таможенный контроль в минимальной степени, достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Федеральная таможенная служба определяет стратегию и тактику применения СУР в рамках имеющейся Концепции. Система таможенного администрирования должна обеспечивать эффективность таможенного контроля, выборочность при его проведении, оптимальность распределения ресурсов таможенных органов на приоритетных направлениях.

Информация о возможных нарушениях таможенного законодательства формализуется ФТС России в профилях рисков. Приказом ФТС России от 6 июня 2011 г. N 1200 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, а также формы профиля риска и ориентировки.

Информация, содержащаяся в профилях рисков, является информацией ограниченного доступа. На нее распространяются требования действующего законодательства по защите информации и ответственности за ее незаконное разглашение.

Комментируемым Законом ч. 1 ст. 162 излагается в следующей редакции:

«1. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и противодействия нарушениям при осуществлении других видов контроля, возложенных на таможенные органы:

1) имеющим устойчивый характер;

2) связанным с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, а также с проведением финансовых операций с резидентами, зарегистрированными на территории офшорной зоны;

3) подрывающим конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

4) связанным с неисполнением резидентами обязанностей по возвращению (репатриации) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, установленных валютным законодательством Российской Федерации, в значительном размере;

5) затрагивающим другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code