Комментарий к статье 19 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 19

Комментарий к статье 19

Комментируемая статья вносит ряд изменений в Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Пункт 1 комментируемой статьи дополняет Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ двумя новыми статьями 4.1 и 4.2.

Статья 4.1 формулирует более жесткие требования к органам управления микрофинансовой организации. Ее редакция гласит:

«Статья 4.1. Требования к органам управления микрофинансовой организации

1. Членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом микрофинансовой организации не могут являться:

1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;

2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

2. Действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 3 части 1 настоящей статьи, считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда».

Вторая новая ст. 4.2 определяет требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации.

Согласно данной статье эти требования стали более четкими и более жесткими.

Введенная комментируемым Законом ст. 4.2 формулирует ужесточенные требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации:

«Статья 4.2. Требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации

1. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

2. Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации, обязано направить уведомление микрофинансовой организации и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в рамках осуществления своих надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

4. Если уведомление, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, не получено микрофинансовой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, имеет право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации, не соответствует требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) микрофинансовой организации не учитываются».

В ст. 6, посвященной регулированию отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, установлены основания, в соответствии с которыми юридическому лицу — микрофинансовой организации может быть отказано во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций.

В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ в прежней редакции такие основания перечислялись всего в трех пунктах.

В соответствии с данной статьей во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть отказано по следующим основаниям:

1) несоответствие документов, представленных в уполномоченный орган для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) представление неполного комплекта предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;

3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Статья 19 комментируемого Закона добавляет в этот перечень еще одно основание отказа:

«4) несоответствие органов управления, а также учредителей (участников) юридического лица требованиям настоящего Федерального закона».

Указанный перечень является закрытым, и по другим основаниям отказ во внесении сведений юридического лица в государственный реестр микрофинансовых организаций неправомерен.

Статья 7 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ устанавливает порядок и основания исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Согласно ч. 1 ст. 7 исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом по следующим основаниям:

1) подача соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;

2) вынесение решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов.

Таким уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовым рынкам. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717, в числе прочих полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам устанавливает в п. 5.10 и такие полномочия, как исключение сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией требований комментируемого Закона и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов.

Таким образом, Федеральная служба по финансовым рынкам в соответствии предоставленными ей полномочиями осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении микрофинансовых организаций и в качестве административного рычага воздействия на неправомерную деятельность юридических лиц на рынке микрофинансирования вправе использовать возможность исключения микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций.

В соответствии с комментируемым Законом эта часть ст. 7 дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) несоответствие органов управления требованиям настоящего Федерального закона;»;

3) ликвидация микрофинансовой организации как юридического лица.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в двух случаях:

добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на такие действия учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано данное юридическое лицо, либо при достижении цели, ради которой оно создавалось;

принудительно по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений законодательства Российской Федерации, если такие нарушения имеют неустранимый характер, либо осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов, в том числе осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии). По решению суда может также быть ликвидирована общественная или благотворительная организация в связи с осуществлением деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, например Федеральной налоговой службой в соответствии с НК РФ.

Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по иным основаниям, за исключением оснований, указанных в ч. 1 настоящей статьи, не допускается.

Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций может быть обжаловано в судебном порядке.

Главой 24 АПК РФ устанавливается порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применительно к ч. 3 ст. 7 комментируемого Закона под действием уполномоченного органа понимается принятие его руководителем решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Причиной возбуждения производства по таким делам является заявление лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По общему правилу исковое заявление предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Статья 200 АПК РФ устанавливает срок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, который не должен превысить три месяца со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, если иной срок не установлен федеральным законом. В этот срок включаются также сроки на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иное не установлено законом. Однако указанный трехмесячный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

В ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона установлена специфическая норма, согласно которой в случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций при добровольной подаче соответствующего заявления микрофинансовой организации, а также при вынесении решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией комментируемого Закона и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу.

Указанная норма существенным образом отличает микрофинансовые организации от других финансовых организаций, в частности от банков и страховых организаций.

Так, например, согласно ст. 20 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций ей запрещается:

1) исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

2) прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований;

3) совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств.

Срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Введение законодателем в ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона нормы о сохранении в силе всех договоров микрозаймов, заключенных микрофинансовой организацией и после момента исключения сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций, выполняет очень важную функцию. Эта норма, по замыслу законодателя, должна защитить гражданские права всех клиентов-заемщиков в случае прекращения деятельности микрофинансовой организации и ее последующей ликвидации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code