Комментарий к статье 14 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 14

Комментарий к статье 14

Комментируемая статья вносит изменения в ст. 9 и ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок направления в регистрирующий орган документов в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 12 августа 2011 г. N ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Участниками электронного взаимодействия при направлении электронных документов в регистрирующий орган являются:

физические лица, которые в соответствии с комментируемой статьей могут быть заявителями при государственной регистрации ЮЛ или ИП;

нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции ФНС России, осуществляющие государственную регистрацию ЮЛ, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве ИП.

В процессе электронного взаимодействия участники обмениваются следующими электронными документами:

документами, необходимыми для государственной регистрации ЮЛ, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве ИП;

сообщениями о доставке электронных документов;

сообщениями о невозможности обработки электронных документов;

распиской в получении электронных документов;

документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

учредительными документами юридического лица, подписанными электронной подписью регистрирующего органа;

решением об отказе в государственной регистрации.

Электронные документы, которыми обмениваются участники электронного взаимодействия, подписываются электронной подписью в соответствии с требованиями ФЗ «Об электронной подписи». В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на следующее. В настоящее время можно встретить упоминание о двух понятиях — «электронная подпись» и «электронная цифровая подпись». Дело в том, что до 1 июля 2012 г. применяется понятие электронной цифровой подписи в соответствии с ФЗ «Об ЭЦП». Однако следует учитывать, что ФЗ «Об ЭЦП» утрачивает силу с 1 июля 2012 г. в связи с изданием ФЗ «Об электронной подписи». То есть при отправке документов в регистрирующий орган в электронной форме с 1 июля 2012 г. будет использоваться электронная подпись.

В силу ФЗ «Об ЭЦП» электронный документ — это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Владельцем сертификата ключа подписи является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы). Средствами электронной цифровой подписи могут быть аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций:

создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи;

подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.

Сертификатом средств электронной цифровой подписи называется документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям.

Пользователем сертификата ключа подписи является физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об ЭЦП» электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Обращаем внимание, что согласно ФЗ «Об электронной подписи», кстати, имеющему более широкую область применения, увеличивается количество видов электронной подписи (простая электронная подпись, усиленная электронная подпись — квалифицированная и неквалифицированная).

Направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется двумя способами:

через сайт ФНС России;

посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Подготовить заявление (уведомление, сообщение) в электронном виде можно с помощью специализированного бесплатного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/el_usl/no_software/3776251/).

Перечисленные выше документы для государственной регистрации, а также соответствующие им файлы с содержимым ЭЦП заявителя или нотариуса упаковываются в zip-архив (транспортный контейнер), который можно подготовить на основе программного обеспечения, упомянутого выше. Далее документы отправляются путем нажатия соответствующей ссылки на сайте ФНС России (http://www.nalog.ra/el_usl/gosreg_eldocs/).

После отправления документов в электронном виде заявителю в режиме on-line направляется сообщение, содержащее уникальный номер, подтверждающий доставку документов в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Такой уникальный номер необходимо сохранить (записать, скопировать в текстовый редактор и т.д.). На сайте ФНС России в разделе «Информирование о результатах обработки поданных электронных документов», указав уникальный номер, заявитель сможет получать информацию о прохождении электронных документов в регистрирующем органе, а также направляемые ему электронные документы. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронных документов регистрирующим органом, заявителю по адресу электронной почты направляется транспортный контейнер, содержащий файл с распиской в получении электронных документов, подписанной ЭЦП уполномоченного лица регистрирующего органа. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРИП и ЕГРЮЛ, постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, решение об отказе в государственной регистрации, подготовленные регистрирующим органом в электронном виде, подписанные ЭЦП уполномоченного лица регистрирующего органа, направляются заявителю по адресу электронной почты в транспортном контейнере. При этом указанные документы на бумажном носителе выдаются (направляются) заявителю по его запросу, который может быть сформирован при направлении электронных документов в регистрирующий орган или представлен в регистрирующий орган после государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 9 подать на государственную регистрацию документы в электронный форме можно также через Единый портал государственных и муниципальных услуг, размещенный в сети Интернет по адресу http://www.gosuslugi.ru/.

В силу ст. 21 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.

Обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями ФЗ «Об электронной подписи» и требованиями ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются Правительством РФ. Понятие электронной подписи раскрывалось в комментарии к п. 5 ст. 7.1 комментируемого Закона.

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В соответствии с упомянутым нормативным правовым актом Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;

предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также предоставление таких услуг учреждениями (организациями);

учет обращений заявителей, связанных с функционированием единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить в электронной форме отзыв о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), а также предоставления таких услуг учреждениями (организациями).

Оператором портала является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием указанного портала осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Подача заявителем заявлений и документов в электронной форме осуществляется путем заполнения интерактивных форм заявлений и документов.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время действуют требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно п. 1.2 ст. 9 заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Порядок такого свидетельствования нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении разъясняется в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ. При этом нотариус не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом. Отметим также, что при свидетельствовании верности копий документов, исходящих от ЮЛ, нотариус проверяет наличие необходимых реквизитов на этих документах, в частности даты составления (принятия) документа, подписи (подписей) должностного лица (должностных лиц), печати. При свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются:

приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица;

устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке;

свидетельство о регистрации юридического лица;

в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Свидетельствуя подлинность подписи подписавшегося за лицо, которое не может собственноручно подписаться вследствие физических недостатков, болезни или по другим причинам, нотариус устанавливает личность как лица подписавшегося, так и того, за которое это лицо подписывается, а также проверяет их дееспособность.

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в регистрирующий орган непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность, либо в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника многофункционального центра.

Формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Стоит также отметить, что положения п. 1.2 ст. 9 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются только с 1 января 2013 г.

Согласно п. 1.3 ст. 9 при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 1.4 ст. 9 при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.

В соответствии с п. 1.5 ст. 9 при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 2 ст. 9 датой представления документов при осуществлении государственной регистрации будет являться:

при непосредственном представлении документов в регистрирующий орган — дата их фактической подачи в регистрирующий орган;

при почтовом отправлении или отправлении документов в электронной форме через сайт ФНС РФ или Единый портал государственных и муниципальных услуг — дата получения документов регистрирующим органом.

Согласно п. 3 ст. 9 в день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в получении таких документов выдается многофункциональным центром, если иной способ получения расписки не указан заявителем.

В ином случае, а также при получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

В соответствии со ст. 14 комментируемого Закона п. 3 дополнен абзацем следующего содержания:

«Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет».

Согласно п. 4 ст. 9 регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 5 ст. 9 регистрирующий орган вправе требовать нотариального удостоверения документов, представляемых на государственную регистрацию, только в случаях, предусмотренных комментируемым Законом. Анализ статей комментируемого Закона позволяет сделать вывод о том, что нотариальному удостоверению подлежат следующие документы:

заявления, уведомления и сообщения, формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, — нотариально удостоверяется подпись заявителя;

согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве ИП, — в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве ИП, является несовершеннолетним;

копии документов, представляемых в регистрирующий орган физическим лицом для регистрации в качестве ИП в соответствии со ст. 22.1 комментируемого Закона, за исключением случая, если заявитель представляет документы в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности копий соответствующий документ в подлиннике;

копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об ИП, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности указанной копии соответствующий документ в подлиннике — при представлении документов для внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об ИП.

Следующее изменение ст. 14 комментируемого Закона касается поправок, вносимых в ст. 13.1.

Данная статья устанавливает порядок уведомления о реорганизации юридического лица.

Согласно п. 1 указанной статьи законодатель установил для всех ЮЛ независимо от их организационно-правовой формы общие правила уведомления о начале процедуры реорганизации.

В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом реорганизация юридического лица может быть осуществлена в формах:

слияния;

присоединения;

разделения;

выделения;

преобразования.

В некоторых случаях реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких ЮЛ осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Кроме того, в ряде случаев реорганизация ЮЛ в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, согласно ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются:

слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 7 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд. руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр;

присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд. руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр;

слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ);

присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ;

присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Приняв решение о реорганизации, ЮЛ в соответствии с п. 1 указанной статьи в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации должно в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ письменное сообщение о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты решения о реорганизации юридического лица, принятого последним.

Рекомендуемая форма заявления-уведомления о начале процедуры реорганизации утверждена письмом ФНС РФ от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации». Согласно разъяснениям ФНС РФ в указанное уведомление вносятся следующие сведения о реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых ЮЛ):

полное наименование;

ОГРН;

ИНН;

адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности), по которому осуществляется связь с ЮЛ.

Кроме того, в уведомлении должны быть указаны сведения о создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (ЮЛ):

полное наименование;

адрес (место нахождения).

О ЮЛ, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, в уведомлении указываются следующие сведения:

полное наименование;

ОГРН;

ИНН;

адрес (место нахождения). Согласно п. 1 данной статьи в уведомлении о начале процедуры реорганизации обязательно указывается также форма реорганизации.

Уведомление о начале процедуры реорганизации удостоверяется подписью заявителя, которым может выступать:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого ЮЛ или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В том случае, если в реорганизации участвуют два или более ЮЛ, то заявителем может являться:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ, последним принявшего решение о реорганизации;

руководитель постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ, определенного решением о реорганизации;

или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих ЮЛ.

В соответствии со ст. 14 комментируемого Закона ст. 13.1 дополняется п. 3 следующего содержания:

«3. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации».

Пункт 3 ст. 14 комментируемого Закона вносит уточнение юридико-технического характера и устанавливает, что в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» слова «или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации» заменяются словами «или внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации».

Следующее изменение, внесенное комментируемым Законом, вносится в п. 1 ст. 23.

Данная статья регулирует отказ в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации свидетельствует о выявленном несоответствии представленных сведений, что не позволяет совершить регистрационное действие уполномоченному органу и внести представленные сведения в единый государственный реестр. Анализ положений данной статьи свидетельствует о том, что в большинстве своем они ориентированы на деятельность ЮЛ, в первую очередь обществ с ограниченной ответственностью. Однако ЕГРЮЛ объединяет в себе все виды таких субъектов, образованных в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ, причем как коммерческих, так и некоммерческих. Общие положения настоящей статьи подлежат также применению и в отношении ИП.

Закон устанавливает исключительный перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, перечень которых не допускает расширительного толкования. Однако общий характер формулировок указанных оснований зачастую позволяет относить к ним широкий круг обстоятельств.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 3 ст. 13.1, п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подп. «ж» п. 1 ст. 14, подп. «г» п. 1 ст. 21, подп. «в» п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подп. «в» ст. 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Комментируемым Законом данный пункт дополняется подп. «к» — «р» следующего содержания, расширяющими перечень оснований для отказа в регистрации:

«к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона».

Пункт 1.1 оговаривает, что наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

Закон предусматривает ряд обстоятельств — юридических фактов, в силу которых государственная регистрация недопустима. К числу таких обстоятельств закон относит процедуру ликвидации или банкротства субъекта. При представлении документов на государственную регистрацию в период действия указанных юридических фактов уполномоченный орган отказывает в государственной регистрации. Перечень таких обстоятельств строго ограничен и является закрытым, хотя и сформирован в качестве отсылочного правового предписания.

К числу обстоятельств, препятствующих государственной регистрации, закон относит признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Государственная регистрация такого субъекта прекращается на основании решения соответствующего арбитражного суда, которое представляет в уполномоченный орган утвержденный судом арбитражный управляющий. В качестве одного из специальных последствий банкротства индивидуального предпринимателя настоящий Закон устанавливает запрет на приобретение аналогичного статуса в течение одного года с момента объявления субъекта несостоятельным (банкротом). Признание лица банкротом указывает на отсутствие у него возможности погашения задолженности в полном объеме, в связи с чем на основании соответствующего судебного акта неоплаченные долги предпринимателя с момента признания его банкротом считаются погашенными. В этой связи Закон определяет срок в один год для восстановления платежеспособности субъекта и лишь после этого позволяет ему приобрести соответствующий статус, т.е. представить документы на государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Исполнение решения суда в данном случае затрагивает и сферу деятельности уполномоченного органа, поскольку он осуществляет контроль за реализацией установленного ограничения в течение всего срока его действия.

В отношении ЮЛ Закон предусматривает ограничения проведения государственной регистрации в период проведения его ликвидации, которая включает как добровольный порядок, так и банкротство субъекта. Однако сама по себе процедура ликвидации в любом ее проявлении сопряжена с внесением отдельных категорий сведений в ЕГРЮЛ, в связи с чем Закон устанавливает ограничение лишь в отношении определенных видов изменений статуса юридического лица. Так, в частности, Закон запрещает изменение уставного капитала и состава учредителей субъекта, а также проведение реорганизации юридического лица с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его ликвидации. В этой связи подп. «в» п. 1 настоящей статьи имеет ограниченное применение и реализуется лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

К числу оснований отказа в государственной регистрации настоящий Закон относит и несоблюдение нотариальной формы представляемых документов, если в силу закона она является обязательной. Указанное положение подлежит применению в большинстве случаев лишь в отношении ЮЛ, поскольку любые сведения в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь при условии представления заявителем нотариально заверенной формы. При представлении документов с несоблюдением указанного условия сотрудники уполномоченного органа отказывают в приеме документов для регистрации. Однако при направлении документации почтовым отправлением либо с использованием электронной формы документов они поступают непосредственно в уполномоченный орган и не могут быть возвращены. В подобном случае орган отказывает в государственной регистрации по указанному основанию. При заверении документов нотариус осуществляет не только проверку дееспособности и полномочности представителя юридического лица, но также и дееспособность самого юридического лица. В этой связи наличие подписи нотариуса на заявлении подтверждает факт представления документов правомочным субъектом и их соответствие требованиям действующего законодательства. При этом следует заметить, что нотариус не проверяет содержание представленных документов и не несет ответственности за ошибки, допущенные заявителем.

В отношении ИП действующее законодательство в большинстве случаев не требует нотариального удостоверения заявления, если гражданин сам представляет документы на государственную регистрацию. Однако нотариальная форма становится обязательной в случаях, если документы направляются почтовым отправлением или представителем гражданина, соискателя статуса индивидуального предпринимателя. Причем в данном случае нотариальному заверению подлежит не только установленная форма заявления, но и копия паспорта гражданина. Несоблюдение указанного условия влечет за собой отказ в государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Единый государственный реестр содержит сведения о лицах, наделенных полномочиями представлять интересы индивидуального предпринимателя или ЮЛ. Деятельность указанных субъектов осуществляется без доверенности в силу закона. В отношении индивидуального предпринимателя таким субъектом выступает сам гражданин, наделенный соответствующим статусом, применительно к ЮЛ — как правило, им является руководитель, т.е. единоличный исполнительный орган юридического лица. Указанное право может быть предоставлено и иному субъекту, сведения о котором также должны быть внесены в реестр. Правом подписи документов, представляемых на государственную регистрацию, обладают исключительно только лица, сведения о которых внесены в единый государственный реестр, что проверяется нотариусом и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, срок действия которой не может быть более одного месяца. Подписание документов иным субъектом свидетельствует о том, что указанные в них сведения не соответствуют действительности и не могут составлять предмет государственной регистрации.

Особый интерес представляет собой процедура смены директора или иного руководителя юридического лица. Согласно сведениям, представленным из ЕГРЮЛ, правом подписи документов наделен один гражданин, а подписывает их иное лицо, которое назначено на должность руководителя учредителем или общим собранием учредителей данного юридического лица, т.е. субъект, сведения о котором отсутствуют в реестре. Однако юридическим фактом — основанием наделения его полномочиями на подписание документов для государственной регистрации в данном случае выступает соответствующее решение учредителей. Документы, подписанные прежним руководителем, в данном случае также расцениваются уполномоченным органом как подписанные несоответствующим субъектом и влекут за собой отказ в государственной регистрации.

Государственная регистрация ЮЛ не может быть проведена и в случае выхода всех участников общества, в результате чего отсутствует субъект, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной регистрации и внесении тех или иных изменений в единый государственный реестр. Закрепляя данное положение, закон между тем не предусматривает порядок выхода участников общества. Как правило, решением о выходе участника или одного из них определяется субъект, которому переходит право на долю вышедшего участника. Действующее законодательство допускает лишь один случай, когда все участники (единственный участник) могут выйти из состава общества — передачи всех долей в уставном капитале непосредственно обществу. Таким образом, само общество не вправе принять решение о проведении государственной регистрации в отношении самого себя, а иных субъектов, наделенных соответствующим правом, в его составе нет.

Основанием для отказа в государственной регистрации может выступать и несоответствие наименования ЮЛ требованиям Федерального закона, в качестве которого в данном случае выступает Гражданский кодекс РФ. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

ЮЛ должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (ЮЛ не обязано иметь сокращенное наименование).

Законодательство предъявляет ряд требований к названию организации. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой отказ в государственной регистрации. Однако такой отказ, как правило, допускается лишь при создании ЮЛ, поскольку в отношении сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, действует презумпция об их соответствии требованиям действующего законодательства.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации, и в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности). Если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу. В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр указанное решение направляется в многофункциональный центр. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, решение об отказе в государственной регистрации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code