Комментарий к статье 10 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 10

Комментарий к статье 10

Комментируемая статья вносит изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, которые направлены на усиление контроля за фирмами-однодневками и исполнением обязанностей банков как участников налоговых правоотношений.

В пункте 1 комментируемой статьи излагается в новой редакции понятие «счета (счет)», используемое по всему тексту НК РФ. Законодатель ушел от перечисления лиц, которым может быть открыт счет в банке. В первую очередь это физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые также открывают счета в банках и о которых банки будут сообщать в налоговые органы. Именно с контролем за счетами обычных физических лиц связаны указанные изменениям.

Пункт 2 комментируемой статьи направлен на введение взаимного электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Согласно новому п. 5.1 ст. 23 НК РФ лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме. Учитывая, что комментируемым Законом (ст. 12) вводится обязанность подавать налоговую декларацию по НДС в электронной форме, заключить договор с оператором электронного документооборота обязаны будут все налогоплательщики НДС. Кроме того, указанная комментируемым пунктом обязанность распространяется на комиссионеров, агентов и посредников, которые сами могут не являться налогоплательщиками, но обязаны будут подавать налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

Указанные лица должны будут не только обеспечить прием документов от налогового органа (а это в основном требования об уплате налога, требования явиться в налоговые органы), но и сообщить в налоговые органы о приеме таких документов через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. Перечень операторов электронного документооборота, включенных в Сеть доверия Федеральной налоговой службы, а также перечень организаций, которым Федеральной налоговой службой присвоены идентификаторы ОЭД, можно посмотреть на сайте ФНС nalog.ru. За непредоставление подтверждения в комментируемом Законе предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика. Однако налогоплательщику предоставлено время, чтобы подготовиться, — комментируемый пункт вступает в силу с 1 января 2015 г. (см. ч. 5 ст. 24 комментируемого Закона).

В пункте 3 комментируемой статьи новым п. 5 дополнена ст. 31 НК РФ, в котором уточняется, куда именно налоговые органы будут отправлять документы, предназначенные для налогоплательщика.

Налогоплательщику — российской организации документы будут направляться по адресу места ее нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, т.е. по юридическому, а не фактическому адресу.

Документы, предназначенные филиалу или представительству российской организации, — по адресу места нахождения ее филиала, представительства, содержащемуся в ЕГРЮЛ. Обращаем внимание, что данная обязанность касается только филиалов и представительств, которые поименованы в уставе организации. Если офис расположен вне юридического адреса, но при этом он не упоминается в уставе, то он является обособленным подразделением организации, а не филиалом. Соответственно, на обособленные подразделения комментируемый пункт не распространяется.

Документы, предназначенные налогоплательщику — иностранной организации, будут направляться по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Всем остальным налогоплательщикам предоставлен выбор. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и иные физические лица вправе выбрать, хотят ли они получать корреспонденцию от налоговых органов по месту жительства (месту пребывания) или по адресу, который они сами укажут. Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса должна быть утверждена ФНС. Если указанные налогоплательщики не подадут соответствующее заявление, налоговые органы будут присылать документы по месту жительства, т.е. по месту регистрации.

В подпункте 4 комментируемой статьи уточнен порядок взыскания недоимки в судебном порядке с зависимых и основных обществ. В этих целях подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ изложен в новой редакции.

Два основания для взыскания остались неизменными:

1) в судебном порядке взыскивается недоимка, числящаяся за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями). Данное основание действует, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) указанных обществ поступает на счета в банках основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

2) в судебном порядке взыскивается недоимка, числящаяся за основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), которая поступает на счета зависимых (дочерних) обществ (предприятий).

Также в комментируемом Законе появляются два новых основания. Если организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки и передала денежные средства, иное имущество основному (одно основание) или зависимому (другое основание) обществу и такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

Новацией Закона является также то, что в случае установления налоговым органом, что в зачислении выручки или в передаче имущества участвуют несколько организаций, взыскание недоимки происходит пропорционально со всех организаций. При зачислении выручки доля взыскиваемой недоимки будет соответствовать доле выручки. А при передаче имущества — стоимости переданного имущества.

При этом стоимость имущества будет определяться по данным бухгалтерского учета и будет равна остаточной стоимости на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки. Такая дата установлена для предотвращения искусственного уменьшения балансовой стоимости имущества с целью ухода от налогов.

При этом взыскать недоимку налоговые органы вправе только в пределах сумм поступившей выручки или переданного имущества.

При использовании в данной схеме посредников при передаче имущества или зачислении денег налоговые органы также вправе применить порядок, указанный в подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ о взыскании налога с последнего в цепочке лица.

Изменения, предусмотренные в п. 5 комментируемой статьи, связаны с введением еще одного основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам в банке. Согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан передавать в налоговый орган в электронной форме квитанцию о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. В случае неисполнения указанной обязанности налоговый орган вправе в течение 10 дней приостановить операции по счетам указанного налогоплательщика.

Другое основание для приостановления, предусмотренное п. 3 ст. 76 НК РФ, — непредставление налоговой декларации — осталось неизменным.

Комментируемым пунктом ст. 76 НК РФ также дополнена положениями, предусматривающими порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке. Для каждого из оснований о приостановлении, предусмотренном п. 3 ст. 76 НК РФ, устанавливается свой срок для отмены решения. При пропуске срока подачи налоговой декларации — решение о приостановлении операций по счетам должно быть отменено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации.

Если основанием для приостановления операций по счетам является непредставление квитанции о приеме документов в электронном виде, то решение об отмене указанного решения должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем направления квитанции, или представления запрашиваемых документов, или явки представителя налогоплательщика в налоговый орган.

Поскольку обязанность об обеспечении приема документов от налоговых органов ложится не только на организации, но и на лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны подавать налоговые декларации, то правовой режим приостановления операций по счетам в банках будет распространяться на указанных лиц. С этим связано изложение в новой редакции п. 11 ст. 76 НК РФ.

Следует отметить, что, как и обязанность по обеспечению приема документов в электронной форме, описанный порядок приостановления операций по счетам в качестве обеспечительной меры указанной обязанности вступает в силу с 1 января 2015 года.

Пункт 6 комментируемой статьи вносит изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ, предусматривающие обязательную подачу налоговой декларации в электронной форме не только для организаций с численностью более 100 человек, но и в иных случаях, предусмотренных НК РФ. Обращаем внимание, что согласно новой редакции п. 5 ст. 174 НК РФ (в редакции комментируемого Закона) налоговая декларация по НДС с 1 января 2014 г. подается только в электронной форме. А комиссионеры, агенты и посредники, не являющиеся налогоплательщиками НДС, с 1 января 2015 г. подают налоговую декларацию по НДС в электронной форме по тем операциям, по которым они получают и выставляют счета-фактуры.

С предусмотренной обязанностью посредников связано дополнение п. 7 ст. 80 НК РФ подп. 6, предусматривающим, что налоговый орган вправе требовать включения в налоговую декларацию сведений, подлежащих включению в нее в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Согласно новому п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию по НДС подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. А в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица также включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, которые не являются налогоплательщиками НДС или освобождены от этой обязанности, при выставлении счета-фактуры с выделенным НДС или при выставлении счета-фактуры по операциям, не облагаемым НДС, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Также на лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных подавать налоговую декларацию в соответствии со второй частью НК РФ, будут распространяться все положения ст. 80 НК РФ, регулирующей общие требования к налоговой декларации.

В пункте 7 комментируемой статьи вносятся изменения в обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговые органы не только информацию о счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, не являющихся предпринимателями. По месту своего нахождения банки сообщают информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) указанных лиц.

Порядок такого информирования остался привычным — в течение трех рабочих дней со дня соответствующего события в электронной форме. В настоящее время действует Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, утвержденное Банком России 7 сентября 2007 г. N 311-П.

Порядок получения информации о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц отличается от аналогичного порядка в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Справки могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, т.е. УФНС по соответствующему субъекту Российской Федерации или руководителя (заместителя руководителя) ФНС в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ в рамках встречной проверки.

Налоговые органы могут получить в указанном порядке следующую информацию:

— о наличии счетов, вкладов (депозитов) физических лиц;

— об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) физических лиц;

— выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц;

— справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Кроме того, не изменились основание и порядок получения информации у банков на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Данное основание появилось с 1 января 2013 г. Форма запросов утверждена Приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/518@. Изменения в нее внесены еще не были. Но письмом ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22680@ в налоговые органы направлены формы запросов, которые рекомендуется использовать до внесения изменений в данный документ.

В пункте 8 комментируемой статьи вносятся изменения в порядок проведения камеральной налоговой проверки. Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В комментируемых изменениях уточняется, что при проведении камеральной проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета). Также при проведении камеральной проверки налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Таким образом, исходя из изменений в п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе требовать пояснения не только при обнаружении противоречий, неясностей и несоответствий в налоговой декларации, но и в случае, если в налоговой декларации заявлен убыток или в уточненной налоговой декларации сумма налога к уплате меньше, чем представленная в предыдущей.

Изменения в п. 4 ст. 88 НК РФ связаны с вышеупомянутым запросом налогового органа представить документы и пояснения. Как и в случае обнаружения неточностей в налоговой декларации, при подаче уточненной налоговой декларации или налоговой декларации с заявленным убытком налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). В связи с внесенными изменениями обращаем внимание, что налогоплательщику следует заранее подготовить документы, обосновывающие убыток или уменьшение суммы налога, поскольку налоговые органы их, скорее всего, попросят.

Изменения в п. 8.1 и 8.3 статьи 88 НК РФ также направлены на расширение полномочий налогового органа по истребованию дополнительных документов. Изменения касаются камеральной проверки налоговой декларации по НДС. Налоговый орган вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, содержащимся в налоговой декларации по НДС. Согласно изменениям в гл. 21 НК РФ комиссионеры, агенты и поручители обязаны будут подавать в налоговый орган налоговые декларации и журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур даже в случае, когда они не являются налогоплательщиками НДС или освобождены от данной обязанности. Указанные налоговые декларации и журналы счетов-фактур будут сверяться налоговыми органами с налоговыми декларациями, подаваемыми налогоплательщиками по одним и тем же операциям. В случае обнаружения несоответствия представленных сведений или противоречий в самой налоговой декларации, которые свидетельствуют о занижении суммы налога или завышении суммы возмещения по НДС, налоговые органы вправе истребовать дополнительные документы. Указанные изменения, однако, вступают в силу с 1 января 2015 г.

Новым п. 8.3 статьи 88 НК РФ устанавливается особенность проверки уточненной налоговой декларации по НДС, поданной по истечении двух лет после срока подачи налоговой декларации. Если в такой декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма возмещения, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений. Полагаем, что отсутствие таких документов может служить основанием для отказа в возмещении или уменьшении суммы налога. Именно поэтому при хранении документов следует руководствоваться не подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, предусматривающим обязанность по хранению 4 года, а советами опытных бухгалтеров о хранении документов 15 лет.

Изменения в п. 10 ст. 88 НК РФ предусматривают, что правила, предусмотренные ст. 88 НК РФ, касающиеся проведения камеральной налоговой проверки, а также расширения прав налоговых органов по запросу дополнительных документов, распространяются также на лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета). Согласно изменениям в гл. 21 НК РФ к указанным лицам относятся комиссионеры, агенты и поверенные, а также лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Пунктом 9 комментируемой статьи расширяется перечень оснований для доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица. До изменений на территорию налогоплательщика налоговые орган вправе были прийти только при проведении выездной налоговой проверки. Теперь в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе прийти на территорию налогоплательщика. В указанных пунктах предусматривается проведение камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению налога из бюджета, в случае обнаружения налоговым органом противоречий в налоговой декларации или несоответствия сведений в налоговой декларации налогоплательщика и налоговых декларациях иных лиц. Пункт 1 ст. 91 НК РФ, который излагается в новой редакции, также начнет действовать только с 1 января 2015 г.

Согласно изменениям в п. 1 ст. 92 НК РФ в вышеупомянутых случаях должностные лица налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки вправе также производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Для проведения указанного осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Изменения в п. 2 ст. 93.1 НК РФ носят технический характер и связаны с порядком проведения встречной проверки, т.е. проверки у лица, участвовавшего в сделке. Если у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения не только информации, но и документов относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Изменениями, предусмотренными п. 12 комментируемой статьи, ст. 102 НК РФ, регулирующая правовой режим налоговой тайны, дополнена новыми органами и должностными лицами, которые имеют доступ к налоговой тайне и обязаны обеспечивать ее сохранность. Согласно новому п. 7 ст. 102 НК РФ режим налоговой тайны распространяется на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Также в комментируемых изменениях уточняется, какие именно должностные лица будут иметь доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Они должны быть определены руководителями государственных органов, получивших доступ согласно указам Президента и постановлениям Правительства. Следует, однако, отметить, что указанные подзаконные нормативные акты в настоящее время еще не приняты.

Пунктом 13 комментируемой статьи вносятся изменения в ст. 119 НК РФ, устанавливающую ответственность за непредоставление налоговой декларации. Из действующей редакции исключено слово «налогоплательщик». Это связано с изменениями в часть вторую НК РФ, предусмотренными ст. 12 комментируемого Закона.

Согласно изменениям налоговую декларацию по НДС обязаны будут подавать лица, не являющиеся налогоплательщиками или освобожденные от обязанностей налогоплательщика, но выставившие счета-фактуры с суммой НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Также налоговые декларации обязаны будут подавать лица, участвующие в договорах поручения, комиссии или агентских договорах. В случае неподачи налоговой декларации в течение 20 дней после окончания налогового периода указанные лица будут привлечены к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code