Комментарий к статье 4 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 4

Комментарий к статье 4

Комментируемая статья вносит уточнения в ст. 51 ГК РФ, в порядок государственной регистрации юридических лиц с целью воспрепятствовать созданию фирм-однодневок.

Суть изменений, внесенных комментируемым Законом, в том, что вводятся дополнительные требования к регистрации юридических лиц (в части представления сведений для внесения в ЕГРЮЛ, порядка и оснований отказа в регистрации ЮЛ, возмещения убытков участникам гражданского оборота).

Согласно комментируемому Закону ст. 51 изложена в следующей редакции:

«Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в Единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены Законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в Единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр».

Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438.

Новеллой ст. 51 ГК РФ является норма, устанавливающая, что лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

К основаниям, предусмотренным законом, относятся: непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также регистрация юридических лиц, учреждаемых ликвидируемым юридическим лицом или возникающих в результате его реорганизации.

Специальные основания отказа в государственной регистрации предусматриваются ФЗ, устанавливающими особенности регистрации отдельных видов юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

В соответствии с ГК РФ регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС России (см. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации. На основании представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина.

ФЗ может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, ТПП.

В соответствии с комментируемой статьей п. 3 ст. 63 ГК РФ дополнен абзацем следующего содержания:

«В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица».

Суммируя сущность изменений, вносимых комментируемым Законом, в сфере государственной регистрации юридических лиц следует отметить, что Единый государственный реестр юридических лиц декларируется теперь в ГК РФ открытым для всеобщего ознакомления, что позволит заинтересованным лицам полагаться на его данные для добросовестного ведения предпринимательской деятельности. Более того, регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, для того чтобы они были в состоянии направить возражение в случае наличия на то оснований.

Однако удивляет при этом отсутствие в Законе изменений в части публичной доступности данных о бенефициарных владельцах российских юридических лиц. В рамках ФАТФ это объяснялось отсутствием в России института траста в классическом виде, что, однако, не исключает появления в будущем требования для раскрытия бенефициарных владельцев иностранных компаний при создании дочерних обществ в России или приобретении долей или акций российских юридических лиц.

Принятая мера позволяет исключить возможность номинальных лиц, участвующих в регистрации компаний-однодневок, ссылаться на распространенный способ регистрации по утраченным документам, идентифицирующим лица. Кроме того, теперь участники обществ могут привлекаться для несения субсидиарной ответственности при установлении их вины в банкротстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code