Комментарий к статье 3 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 3

Комментарий к статье 3

Комментируемая статья расширяет квалификационные и иные требования к руководителям субъектов страхового дела и устанавливает дополнительные возможности контроля в сфере страхования.

В действующей редакции Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ст. 32.1 записано, что:

руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела — юридического лица (за исключением общества взаимного страхования) или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет;

руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) общества взаимного страхования обязаны иметь высшее образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее двух лет;

главный бухгалтер страховщика (за исключением общества взаимного страхования) или главный бухгалтер страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации;

главный бухгалтер общества взаимного страхования обязан иметь высшее образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации;

страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов;

руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела — юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Таким образом, наряду с общими требованиями, предъявляемыми действующим законодательством, в первую очередь ГК РФ, к тем или иным субъектам, осуществляющим страховую деятельность, комментируемый Закон предусматривает специальные требования. Однако эти требования устанавливаются не к самому страховщику, а преимущественно к его руководящим органам и должностным лицам.

При этом положения ст. 32.1 не предусматривают необходимости получения образования в государственном учебном заведении, что позволяет привлечь к данному виду деятельности широкий спектр специалистов, получивших необходимое образование в негосударственных образовательных учреждениях, а также в иных аналогичных заведениях. Однако, предоставляя существенную свободу выбора, Закон между тем отражает одну существенную особенность такого образования — оно должно быть подтверждено документом, признаваемым в Российской Федерации, т.е. фактически речь идет о наличии диплома государственного образца, который выдают различные учебные учреждения, прошедшие аккредитацию, предусмотренную действующим законодательством для учебных заведений соответствующего профиля и уровня.

Указанные требования являются общими и для руководителя страховой организации (за исключением обществ взаимного страхования) или страхового брокера, и для главного бухгалтера указанных субъектов.

В отношении применения норм п. 1 ст. 32.1 на практике возникли вопросы: «Отвечает ли квалификационным требованиям руководитель, имеющий неполное высшее финансовое или экономическое образование и проходящий в данное время профильное обучение? Достаточным ли будет руководителям страховых организаций, имеющим высшее образование (не экономическое и не финансовое), пройти обучение по программе переподготовки (повышения квалификации) по направлению «Бухгалтерский учет и налогообложение»? В частности, данный курс предложен институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов, рассчитан более чем на 500 часов и дает право занимать соответствующие должности».

Министерством финансов на данные вопросы был дан следующий ответ. Наличие высшего экономического или финансового образования подтверждается исключительно дипломом о соответствующем высшем экономическом или финансовом образовании, а также дипломом кандидата экономических наук (см. письмо Минфина РФ от 4 марта 2004 г. N 24-00/КП-44).

Наряду с требованием о наличии специального высшего образования, Закон указывает и на необходимость наличия специального стажа — не менее двух лет. В отношении руководителя страховщика достаточным является двухлетний стаж в сфере страхования или финансов, независимо от занимаемой им должности. Однако представляется целесообразным применение указанного требования в сочетании с требованиями к должностям. Так, например, работа страховым агентом даже на протяжении более длительного периода не позволит лицу в полной мере оценить деятельность страховой организации и получить необходимые знания и навыки. В этой связи представляется закономерным признание стажа достаточным при условии замещения руководящих должностей или должностей специалистов в сфере экономики или финансов, поскольку именно данные категории должностей позволяют приобрести необходимые знания о порядке осуществления руководства страховой деятельностью и особенностях соответствующего сегмента рынка, что, в свою очередь, способствует эффективному управлению страховой компанией и достижению целей создания юридического лица.

Применительно к главному бухгалтеру (п. 2 ст. 32.1) квалификационные требования более конкретны и предусматривают необходимость наличия не менее чем двухлетнего стажа профессиональной деятельности, но при условии его получения в рамках иной аналогичной компании. Таким образом, Закон определяет в качестве специального стажа главного бухгалтера лишь период его трудовой деятельности в страховой, перестраховочной или брокерской организации, причем указанные юридические лица должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность в иностранных или зарубежных страховых компаниях не позволяет рассматривать ее в качестве необходимого специального стажа для назначения на должность главного бухгалтера страховщика, что связано с особенностями ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности по действующему российскому законодательству. Однако введение МСФО указывает на установление единых требований к порядку ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в рамках мирового сообщества, что позволит приравнивать к специальному стажу и деятельность в иностранных и зарубежных страховых компаниях.

Из числа общих предписаний исключены общества взаимного страхования, что предполагает установление в отношении их руководителей и главных бухгалтеров специальных квалификационных требований (п. 1.1 и 2.1 ст. 32.1). Однако положения настоящей статьи устанавливают общие требования в части наличия высшего образования указанных должностных лиц. Особенности их правового положения определяются посредством конкретизации требований к специальному стажу профессиональной деятельности руководителя такого общества. Если в отношении руководителей иных страховщиков необходимым и достаточным является наличие двухлетнего стажа в сфере страхового дела или финансов, то в отношении руководителей обществ взаимного страхования такой стаж должен быть получен исключительно в сфере страхования: в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Квалификационные требования к кандидатам на должность главного бухгалтера общества взаимного страхования, несмотря на их выделение в качестве самостоятельной правовой нормы, регламентированной п. 2.1 статьи 32.1, являются общими и связаны лишь с опытом работы в сфере бухгалтерского учета, финансов и т.п., т.е. наличием знаний и навыков, которые позволят такому субъекту надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности в качестве главного бухгалтера.

Еще одним квалификационным требованием, предъявляемым к руководителю и главному бухгалтеру страховщика, является «ценз оседлости», установленный п. 5 ст. 32.1. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ст. 32.1 предусматривает, что указанные лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации, не регламентируя при этом период постоянного проживания. Таким образом, для назначения на должность руководителя или главного бухгалтера субъекта страхового дела на момент такого назначения гражданин должен иметь регистрацию по месту жительства на территории государства. Однако территориальный характер деятельности страховщика свидетельствует о том, что указанные требования нуждаются в конкретизации: должностные лица для эффективной реализации своих должностных полномочий должны проживать не только на территории государства, но и на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, на которой осуществляет свою деятельность субъект страхового дела.

В качестве специального субъекта, в отношении которого Закон предусматривает особые квалификационные требования, выступает и страховой актуарий — специалист по страховой математике, владеющий теорией актуарных расчетов. Страховой актуарий занимается разработкой методологии и исчислением страховых тарифов, расчетами, связанными с образованием резерва страховых взносов по долгосрочным видам страхования, определением размеров выкупных и редуцированных страховых сумм, а также ссуд по договорам страхования жизни и пенсий. Особенности его профессиональной деятельности предполагают необходимость наличия специальных знаний в соответствующей области деятельности, которые реализуются в рамках предписаний п. 4 комментируемой статьи.

В качестве страхового актуария может выступать лишь лицо, обладающее специальным образованием и сдавшее квалификационный экзамен на соответствующую должность. В качестве необходимого и достаточного образования для осуществления деятельности страхового актуария Закон предусматривает высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом, признаваемым в Российской Федерации. При наличии такого образования Закон допускает субъекта к сдаче экзамена по получение квалификационного аттестата страхового актуария. Лишь факт получения указанного сертификата свидетельствует о возможности осуществления указанного вида деятельности. Наличие специального образования без получения квалификационного аттестата такого права субъекту не дает.

Установление специальных квалификационных требований в отношении руководящих должностных лиц страховщика, а также отдельных специалистов направлено на формирование качественного аппарата управления субъектом страхового дела, который способен осуществлять эффективное управление его деятельностью.

Комментируемый Закон дополнил ст. 32.1 пунктами 6 — 11 следующего содержания:

«6. Лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, а также членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа субъекта страхового дела — юридического лица не могут являться:

1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;

2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

7. Действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 6 настоящей статьи, считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда.

8. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации.

9. Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации, обязано направить уведомление страховой организации и в орган страхового надзора в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами органа страхового надзора.

10. Орган страхового надзора в рамках осуществления своих надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации.

11. Если уведомление, предусмотренное пунктом 9 настоящей статьи, не получено страховой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое вправе прямо или косвенно распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации, не соответствует требованиям, установленным пунктом 8 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие указанному лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) страховой организации не учитываются».

Главный смысл дополнения Закона указанными положениями заключается в значительной конкретизации требований в отношении руководящих должностных лиц в сфере страхования, ужесточении этих требований и должно по мысли законодателя создать условия для формирования качественного аппарата управления субъектом страхового дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code