Комментарий к статье 1 ФЗ от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)

Статья 1

Комментарий к статье 1

Статья 1 комментируемого Закона вносит в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» ряд изменений.

Данная статья регламентирует состав сведений, включаемых в понятие банковской тайны, определяет субъектов, имеющих право на получение информации, содержащей банковскую тайну.

Концептуальные идеи, реализованные комментируемым Законом в этой сфере, следующие:

— банки обязаны сообщать об открытии/закрытии счетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и изменении их реквизитов в течение трех дней с момента открытия/закрытия счетов и (или) изменения их реквизитов;

— налоговые органы на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России вправе без обращения в суд получать от банков справки и выписки по счетам физических лиц.

Режим банковской тайны, таким образом, будет работать только для капиталов, полученных:

из законных источников;

которые не являются производными от преступных доходов;

находятся во владении и под контролем фактического собственника (бенефициарного владельца — именно такое понятие теперь введено).

Согласно новому Закону институт банковской тайны не должен являться:

способом защиты интересов лиц, деятельность которых направлена против общества и государства, т.е. способом злоупотребления правом;

препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по взиманию налогов и сборов.

Данная мера является наиболее революционной и вводится в современное законодательство Российской Федерации впервые. Она позволяет осуществлять компетентными органами в рамках контрольной работы соотнесение декларируемых доходов физических лиц с их фактическими расходами в соответствии с информацией о движении средств по банковским счетам, а впоследствии выявлять соответствующие злоупотребления или правонарушения для последующего привлечения виновных либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Рассмотрим теперь, как эта проблема регулируется в других государствах и каково было положение дел в российском законодательстве до принятия комментируемого Закона.

Институт банковской тайны выступает комплексным правовым институтом, включающим нормы гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и других отраслей права.

Банковская тайна — не российское изобретение, она начинает свою историю в 1713 г., когда Совет кантона Женева принял банковские правила, которые возложили на банкиров обязанность вести учет своих клиентов и их сделок. Тогда же банкам было запрещено предоставлять такую информацию третьим лицам, за исключением явно выраженного согласия со стороны городского совета. Как указывают историки, этот институт явился ответом на потребности власти. Изначально клиентами банков были французские короли, которым было что скрывать. Швейцарские банкиры в своем большинстве были протестантами французского происхождения, покинувшими свою страну. Короли же Франции нуждались в наличных деньгах и были вынуждены обращаться к богатым изгнанникам-еретикам, несмотря на вопросы веры. Именно по этой причине все сделки приходилось держать в строжайшей тайне. История XVIII — XX вв. лишь способствовала становлению, укреплению и развитию института банковской тайны как в Швейцарии, так и других странах мира <1>.

———————————

<1> См.: Антропцева И.О., Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г., Шаповалов М.А., Спиридонова В.В., Подкопаева Е.Е., Перова У.Н., Полит О.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Д.я.: Гарант, 2012.

 

Сегодня международное законодательство стремится к унификации законодательных норм о раскрытии банковской тайны, однако, несмотря на это, единообразного понимания банковской тайны на уровне разных государств не существует. Отличия в подходах зависят прежде всего от того, при каких условиях допускается предоставление сведений, составляющих банковскую тайну <2>.

———————————

<2> Самсонова А.Е. К вопросу о современном состоянии банковской тайны // Юрист. 2011. N 3. С. 23.

 

Самая либеральная страна по отношению к вопросам разглашения банковской тайны — Соединенные Штаты Америки. Местное законодательство обязывает банки предоставлять любую информацию о клиентах, которыми заинтересовались правоохранительные органы, при наличии официального запроса властей.

Большинство стран Европы также не могут более рассматриваться в качестве ревностных хранителей института банковской тайны. Существенные изменения, касающиеся банковской тайны, произошли здесь в конце 2002 г. Министры финансов стран ЕС признали необходимым воспрепятствовать попыткам граждан ЕС укрывать свои капиталы от местных налоговых служб за пределами территории ЕС. Унифицировать налоговую систему, сделать ее общеевропейской Евросоюз хотел следующим способом — обязать страны Европы обмениваться информацией о клиентах и о состоянии их счетов, чтобы контролировать уплату налогов. С 2004 г. налоговые ведомства каждой из стран Евросоюза имеют доступ к сведениям о счетах своих сограждан. Кроме того, было запрещено открывать анонимные депозиты. С 1 июля 2005 г. вступило в силу положение Директивы, согласно которой в государствах — членах ЕС введен автоматический обмен банковской информацией о доходах по процентам денежных вкладов нерезидентов.

Директива 2003/48/EC Совета ЕС от 3 июня 2003 г. «О налогообложении дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов» установила своей целью эффективное налогообложение дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов, которая осуществляется в одном государстве-члене действительному выгодоприобретателю, который является физическим лицом — резидентом другого государства, в соответствии с законами последнего государства-члена.

Автоматический обмен информацией между государствами-членами о платежах по процентам способствует эффективному налогообложению таких платежей в государстве — члене налогового резидента реального выгодоприобретателя в соответствии с национальным законодательством такого государства.

В Директиве указывается также и то, что в связи со структурными различиями Австрия, Бельгия и Люксембург не могут вести автоматический обмен информацией во время его осуществления государствами-членами. В течение переходного периода, принимая во внимание, что налог у источника может обеспечить минимальный уровень эффективного налогообложения, особенно при прогрессивной ставке до 35%, названные три государства-члена должны взимать налог у источника с дохода от накопления сбережений, на который распространяет действие данная Директива.

Чтобы избежать различий в предоставленных режимах Австрия, Бельгия и Люксембург не должны вести автоматический обмен информацией со Швейцарской Конфедерацией, Княжеством Андорра, Княжеством Лихтенштейн, Княжеством Монако и Республикой Сан-Марино. Однако ими осуществляется эффективный обмен информацией по запросу о выплате процентов <3>.

———————————

<3> См.: Антропцева И.О., Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г., Шаповалов М.А., Спиридонова В.В., Подкопаева Е.Е., Перова У.Н., Полит О. Указ. соч.

 

Директивой также установлено, что государство — член резидента реальных выгодоприобретателей должно обеспечить устранение двойного налогообложения платежей по процентам, которое может возникнуть в результате удержания налога у источника. Обеспечение устранения им двойного налогообложения осуществляется путем предоставления налогового кредита в отношении налога у источника в пределах суммы налогового обязательства на его территории и путем возмещения реальному выгодоприобретателю любой превышающий такой удержанный налог суммы <4>.

———————————

<4> См.: Захаров А.С. Налоговое право Европейского союза: действующие директивы в сфере прямого налогообложения. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 59 — 62.

 

Важные изменения претерпевает институт банковской тайны и в Швейцарии — стране, имеющей стабильную банковскую систему, на основе которой построена экономика. Швейцарская банковская тайна гарантирует конфиденциальность сведений о вкладах в швейцарских банках уже более 300 лет. В последние годы, однако, под давлением финансовых регуляторов США и Германии Женева стала сдавать свои позиции. Послабления коснулись условий доступа к банковской тайне. Дело в том, что в Швейцарии сокрытие доходов от уплаты налогов уголовным преступлением не считается. Исходя из этого, швейцарцы руководствовались соблюдением в договорах с ними принципа «двойного правонарушения», т.е. швейцарцы нарушали тайну вклада только в том случае, если совершенное деяние считалось преступлением не только в заинтересованной стране, но и в самой Швейцарии. Именно от этого принципа и пришлось отказаться. Согласно договоренности, достигнутой в 2011 г. между Россией и Швейцарией, было заключено соглашение о передаче данных о счетах российских граждан в швейцарских банках. Таким образом, власти намерены бороться с уклонистами от уплаты налогов. В соответствии с соглашением швейцарская сторона сможет открыть данные о том лице, в отношении которого в России уже возбуждено уголовное дело <5>.

———————————

<5> См.: Антропцева И.О., Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г., Шаповалов М.А., Спиридонова В.В., Подкопаева Е.Е., Перова У.Н., Полит О. Указ. соч.

 

Отметим, что Россия также давно стремится к международным стандартам и гармонизации банковского законодательства. 7 августа 2001 г. в России был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Согласно данному Закону организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента). Также установлено, что кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации. Также в 2002 г. Россией была ратифицирована Международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма», подписанная в Нью-Йорке.

Постепенное размывание института банковской тайны обосновывается борьбой с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, с налоговыми преступлениями, а также стремлением государства контролировать движение денежных средств граждан и юридических лиц. Однако столь серьезные послабления в доступе к сведениям, составляющим банковскую тайну, привели к тому, что исследователи стали высказывать мнение об отмирании института банковской тайны. Так, Е.А. Самсонова полагает: «По большому счету тайны в строгом смысле этого слова не существует. Есть лишь режим ограниченного доступа к банковской информации» <6>.

———————————

<6> Самсонова А.Е. К вопросу о современном состоянии банковской тайны // Юрист. 2011. N 3. С. 23 — 29.

 

Российское законодательство не содержит определение банковской тайны, однако закрепляет содержание банковской тайны одновременно в п. 1 ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1. При этом два названных нормативных акта неидентичны и допускают двойное толкование института банковской тайны.

В ст. 857 ГК РФ записано положение о том, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Более широко понятие банковской тайны установлено в ст. 26 Закона о банках. В ч. 1 указанной статьи устанавливается обязанность кредитных организаций, Центрального банка РФ, организаций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов, хранить сведения, составляющие банковскую тайну, не допуская их разглашения. Исходя из ее буквального толкования, можно сделать вывод, что банк обязывается хранить тайну не только по операциям по счету и вкладу, но и по другим операциям своих клиентов, осуществляемым на основе иных договоров: кредитного, лизинга, факторинга и др. Кроме того, в абз. 1 ст. 26 допускается распространение банком режима банковской тайны и на иные сведения, если это не противоречит ФЗ.

В связи с этим следует отметить, что ст. 26 дает более широкую трактовку понятия банковской тайны и более широкий перечень субъектов, уполномоченных ее получать и обязанных хранить соответствующую информацию, чем ГК РФ.

В ч. 2 ст. 26 Закона о банках установлен перечень государственных органов, уполномоченных на получение информации, содержащей банковскую тайну, по операциям и банковским счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Прежде всего в данном перечне фигурируют суды общей юрисдикции и арбитражные суды (судьи). По гражданским делам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть истребованы в качестве доказательств, имеющих значение по делу по ходатайству лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 57 ГПК РФ.

Счетной палате РФ как постоянно действующему органу финансового контроля, реализующему полномочия от имени высшего представительного органа власти, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» проверяемые ею предприятия, учреждения, организации, кредитные организации обязаны предоставлять всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По письменному требованию Счетной палаты РФ Банк России, кредитные организации должны документально подтверждать операции и состояние счетов проверяемых объектов в форме справки.

Налоговые органы получают доступ к банковской тайне в соответствии с п. 1, 15 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и п. 2 ст. 86, п. 3.1 ст. 100 НК РФ, а Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ — в соответствии с п. 7, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». При этом следует отметить, что фигурирующие в данном Законе федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не закреплены в качестве соответствующих субъектов в ст. 26 комментируемого Закона, что требует внесения дополнений в ее ч. 2, учитывая практическую необходимость и целесообразность наделения указанных фондов правом требовать от кредитных организаций подтверждения фактов списания со счетов плательщиков, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов и перечисления средств в данные внебюджетные целевые фонды.

Положения ст. 26, предусматривающей возможность таможенных органов получать информацию от кредитных организаций, дополняется п. 2 — 4 ст. 10 ТмК РФ, согласно которым таможенные органы и их должностные лица не вправе разглашать, использовать в личных целях, передавать третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, а утрата ими соответствующих документов, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

Далее в указанном перечне следуют органы принудительного исполнения судебных актов, к которым законодательство относит службу судебных приставов. В течение длительного периода времени возможность получения ими сведений, содержащих банковскую тайну, не была четко зафиксирована законодательством, которым было лишь установлено, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Это порождало целый ряд вопросов в правоприменительной практике, вызывало необходимость обращения за разрешением соответствующих проблем в Конституционный Суд РФ.

Так, Постановлением по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14 мая 2003 г. N 8-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 2 ст. 14 упомянутого Федерального закона соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой им предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда. В настоящий период Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» значительно более четко регламентирует данный вопрос. Так, в соответствии с п. 2, 11 ч. 1 ст. 64 упомянутого Федерального закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, получать от них объяснения, информацию, справки. При этом у банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава.

Органам предварительного следствия сведения по банковской тайне могут быть предоставлены при наличии согласия руководителя следственного органа. Запрос органов предварительного следствия должен содержать ссылку на номер дела, находящегося в их производстве.

Право органов внутренних дел получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, закрепленное в ч. 3 комментируемой статьи, в соответствии с комментируемым Законом утратило силу.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает норму, согласно которой справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 7 мая 2013 г.) «О банках и банковской деятельности» в соответствии с комментируемым Законом дополнен новой частью пятой следующего содержания:

«Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти».

Комментируемым Законом вносится ряд изменений юридико-технического плана.

В соответствии с комментируемым Законом часть пятую действующей редакции Закона следует считать частью шестой.

Согласно этой части справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.

В Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309, входят:

1. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

2. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации.

3. Руководители федеральных государственных органов.

4. Председатель Центрального банка Российской Федерации.

5. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

6. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Должностные лица Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, специально уполномоченные руководителями, указанными в п. 1 — 2 настоящего перечня.

8. Специально уполномоченные заместители должностных лиц, указанных в п. 3 — 6 настоящего перечня.

9. Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

10. Руководители Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов.

11. Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

12. Председатели квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Часть шестая ст. 26 согласно комментируемому Закону признана частью седьмой и утратившей силу.

Части седьмую — двадцать пятую согласно комментируемому Закону следует считать соответственно частями восьмой — двадцать шестой.

В них, в частности, выделены субъекты, в отношении которых установлена обязанность хранить полученную ими информацию по банковской тайне.

Соблюдение банковской тайны является одним из принципов деятельности и Центрального банка РФ, который при этом хранит не только собственные сведения, составляющие банковскую тайну, но и сведения, которые входят в категорию тайны и принадлежат его клиентам, прежде всего коммерческим банкам. Так, согласно п. 3.4 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» кредитная организация (ее филиал) обязана исполнять заявки на предоставление документов (информации), необходимых для проведения проверки, в объеме и в сроки, которые установлены в соответствующей заявке. Наличие сведений, содержащих банковскую, коммерческую, служебную и иную тайны, в документах (информации), необходимых для проведения проверки, не может служить основанием для отказа в их предоставлении рабочей группе, проводящей проверку. При этом в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случаях непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. Центральный банк вправе запрашивать необходимую ему для реализации надзорной функции информацию у центрального банка и органа банковского надзора иностранного государства (ст. 51 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), обязуясь соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов согласно законодательству РФ, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств. В соответствии со ст. 90 данного Закона гражданам, занимавшим должности, перечень которых утвержден Советом директоров, после увольнения из Банка России запрещается разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей.

Агентство по страхованию вкладов фигурирует в ст. 26 на основании ст. 32 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», которые устанавливают, что Банк России вправе привлекать служащих Агентства к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств их перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, исполнения банками иных обязанностей, установленных Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ, а также при принятии решения о целесообразности участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну, Агентство обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные в процессе оказания аудиторских услуг за незначительными изъятиями. При этом передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, не является нарушением аудиторской тайны. Чтобы прояснить то обстоятельство, что информация, составляющая банковскую тайну, фактически обладает более высоким статусом сравнительно с аудиторской тайной и распространяется несколько в ином режиме, ст. 26 комментируемого Закона особо подчеркивает, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах, вкладах их клиентов и корреспондентов. При этом, как представляется, следует считать недоработкой законодателя отсутствие в ч. 9 ст. 26 упоминания об индивидуальных аудиторах, на которых в таком случае данные положения не распространяются.

Следует отметить достаточно высокую общественную опасность нарушений режима банковской тайны, учитывая возможность создания недобросовестными конкурентами значительных проблем в финансовой деятельности, возможность срыва планов развития, расширения деятельности пострадавшей организации. Ответственность за разглашение банковской тайны, учитывая межотраслевой характер рассматриваемого правового института, предусмотрена целым рядом законодательных актов.

Так, ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации с ограниченным доступом, к которой относится банковская тайна, лицом, получившим ее в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб., на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб. В случае причинения юридическому или физическому лицу вреда из-за нарушения режима банковской тайны государственными или муниципальными органами в соответствии со ст. 1069 ГК РФ возмещение вреда производится за счет соответствующей государственной или муниципальной казны. При этом подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает возможность применения дисциплинарной ответственности к работнику в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей. Как преступление, предусмотренное ст. 183 УК РФ, расценивается получение сведений по банковской тайне путем похищения документов, подкупа, угроз, а также незаконное разглашение или использование сведений по банковской тайне без согласия их владельца, доверенных лицу в связи с осуществлением им служебных обязанностей. В случае если такое разглашение повлекло тяжкие последствия, законодательство предусматривает строгие меры уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

Часть 16 ст. 26 оговаривает необходимость относительно организаций и индивидуальных предпринимателей и возможность относительно физических лиц (исключительно с их согласия) предоставлять информацию по их операциям в бюро кредитных историй. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» кредитные истории на каждого заемщика формируются прежде всего для предоставления кредиторам сведений, характеризующих своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита) в целях повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций. Работа с информацией, составляющей банковскую тайну, составляет значительную часть деятельности бюро кредитных историй, что обусловливает повышенное внимание к данному вопросу со стороны законодателя. Так, согласно ст. 4, 6, 14 упомянутого Закона представление кредиторами необходимой информации, а также предоставление бюро кредитных историй кредитного отчета пользователю кредитной истории не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны. При этом должностные лица уполномоченного государственного органа не вправе использовать в не предусмотренных законодательством целях информацию, составляющую банковскую тайну бюро кредитных историй, источников их формирования, субъектов кредитных историй и пользователей кредитных историй.

Банковские платежные агенты в соответствии с ч. 17 ст. 26 также обязаны гарантировать тайну об операциях и счетах физических лиц.

В перечень субъектов, которые несут ответственность за разглашение банковской тайны, включены также орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, и агенты валютного контроля.

Пункт 18 ст. 26 закрепляет обязанность кредитных организаций предоставлять органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, налоговым органам и таможенным органам как агентам валютного контроля в предусмотренных законом случаях документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ст. 26 органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, комментируемый Закон дополняет ст. 26 частями двадцать седьмой и двадцать восьмой следующего содержания:

«Информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Таким образом, в соответствии с комментируемым Законом налоговики могут получать информацию о всех банковских вкладах и счетах граждан. Кроме того, комментируемый Закон расширяет возможности налоговых органов в сфере получения информации о банковских счетах, вкладах (депозитах) любых лиц. Под тотальный контроль подпадают и физлица, не являющиеся ИП. К тому же выписку по любому счету налогоплательщика (организации, ИП, физлица) ИФНС сможет запросить, если проверяет контрагента этого налогоплательщика, а не только при проверке в отношении его самого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code