Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ

Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный)

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю

Комментарий к статье 26.1

В соответствии с комментируемым Законом антимонопольный орган осуществляет контроль за экономической концентрацией, регламентации которого и посвящены статьи гл. 7.

Экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Контроль за экономической концентрацией условно можно разделить на контроль за следующими сделками (действиями): 1) реорганизационными процедурами; 2) созданием организаций; 3) приобретением акций (долей); 4) приобретением иных активов; 5) заключением договоров, результатом которых может быть получение права давать обязательные для исполнения указания.

Комментируемый Закон направлен на устранение излишних административных барьеров, препятствующих деятельности хозяйствующих субъектов. Устранение излишних административных барьеров осуществляется за счет: уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа; увеличения числа критериев (пороговых значений характеристик хозяйствующих субъектов), на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю; передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочия издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.

При этом существенно повышены пороговые значения активов и оборота организаций, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Одновременно повышены пороговые значения активов организаций по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях. Это позволит существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.

Комментируемая статья введена Законом N 401-ФЗ, а части 2 и 3 данной статьи — Законом N 145-ФЗ.

Положения ч. 2 данной статьи Закона о защите конкуренции распространяются на правоотношения, возникшие из договоров репо, заключенных Банком России до дня вступления в силу Закона N 145-ФЗ, т.е. до 30 июля 2012 г.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ <1> в Закон о рынке ценных бумаг была включена ст. 51.3, в п. 1 которой определено, что «договором репо признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо)».

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5131.

 

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Комментарий к статье 27

1. Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В ч. 1 комментируемой статьи содержится закрытый перечень случаев, в которых создание и реорганизация коммерческих организаций осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи); при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

Дата слияния и дата присоединения организаций определяются в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>: реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность (п. 2); реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной (п. 5).

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.

 

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля» <1> установлены следующие величины активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и действий, предусмотренных комментируемой статьей:

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2799.

 

а) 3 млрд. руб. — в отношении лизинговых компаний и микрофинансовых организаций;

б) 2 млрд. руб. — в отношении негосударственных пенсионных фондов;

в) 1 млрд. руб. — в отношении фондовых бирж и валютных бирж;

г) 500 млн. руб. — в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов;

д) 200 млн. руб. — в отношении страховщиков (за исключением страховых медицинских организаций), страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов;

е) 100 млн. руб. — в отношении страховых медицинских организаций и ломбардов.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля» <1> установлены:

———————————

<1> Там же. Ст. 2800.

 

суммарная стоимость активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подаче ходатайства (далее — последний баланс), при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение кредитных организаций, в размере 24 млрд. руб.;

стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) активы (за исключением денежных средств) которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на создание такой коммерческой организации, в размере 24 млрд. руб.;

стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на присоединение к ней коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в размере 24 млрд. руб.

В п. 7 данного Постановления предусмотрено, что ФАС России по согласованию с Банком России ежегодно, до 1 октября, вносит в Правительство РФ предложения об изменении стоимости активов кредитных организаций в соответствии с данными о темпах роста совокупной стоимости активов кредитных организаций РФ за истекший год.

Стоимость активов кредитных организаций по последним балансам определяется на основании данных бухгалтерского баланса.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает три изъятия из требования ч. 1 данной статьи о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий, указанных в ч. 1 (такие же изъятия предусмотрены в ч. 2 ст. 28 и ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона):

1) если действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона;

2) если действия осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 комментируемого Закона. Речь идет о том, что вместо получения предварительного согласия осуществляется последующее уведомление, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц; б) перечень лиц, входящих в одну группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления действий; в) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц (см. коммент. к ст. 31);

3) если осуществление действий предусмотрено актами Президента РФ или Правительства РФ. При этом об актах иных федеральных органов исполнительной власти речь не идет.

 

Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Комментарий к статье 28

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится закрытый перечень случаев, когда сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), правами в отношении коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Изменениями, внесенными Законом N 164-ФЗ, существенно повышены пороговые значения активов и оборота коммерческих организаций, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок.

Под приобретением акций (долей) хозяйственных обществ для целей комментируемого Закона понимается «покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям» (п. 16 ст. 4 комментируемого Закона).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает три изъятия из требования ч. 1 данной статьи о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в ч. 1 (точно такие же изъятия предусмотрены в ч. 2 ст. 27 и ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона).

Наряду с этим указывается, что предусмотренное в ч. 1 данной статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если сделки осуществляются в отношении акций (долей) финансовой организации. Соответствующее требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок в отношении акций (долей) финансовой организации закреплено в ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона (см. коммент. к ней).

 

Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Комментарий к статье 29

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Речь идет о сделках, совершаемых в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ, а при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации — величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Такие величины установлены Постановлениями Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля» и от 30 мая 2007 г. N 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля».

Под приобретением акций (долей) хозяйственных обществ для целей комментируемого Закона понимается «покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям» (п. 16 ст. 4).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает три изъятия из требования ч. 1 данной статьи о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в ч. 1 (точно такие же изъятия предусмотрены в ч. 2 ст. 27 и ч. 2 ст. 28 комментируемого Закона).

 

Статья 30. Сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган

Комментарий к статье 30

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится закрытый перечень случаев, когда антимонопольный орган должен быть уведомлен об осуществлении сделок, иных действий. При этом если в ст. 27, 28 или 29 комментируемого Закона предусмотрено, что сделка, иное действие должны быть осуществлены с предварительного согласия антимонопольного органа, то согласно ч. 2 комментируемой статьи требование об уведомлении антимонопольного органа не применяется.

Согласно ч. 9 ст. 33 данного Закона лица, на которых комментируемой статьей возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, до осуществления таких сделок, иных действий вправе представить вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление в антимонопольный орган, который обязан рассмотреть это ходатайство в порядке, установленном указанной статьей.

Финансовая организация уведомляет антимонопольный орган:

о своем создании в результате слияния финансовых организаций — не позднее чем через 45 дней после даты слияния, если суммарная стоимость активов по последним балансам финансовых организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает:

а) 3 млрд. руб. — в отношении лизинговых компаний и микрофинансовых организаций;

б) 2 млрд. руб. — в отношении негосударственных пенсионных фондов;

в) 1 млрд. руб. — в отношении фондовых бирж и валютных бирж;

г) 500 млн. руб. — в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов;

д) 200 млн. руб. — в отношении страховщиков (за исключением страховых медицинских организаций), страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов;

е) 100 млн. руб. — в отношении страховых медицинских организаций и ломбардов;

о присоединении к ней одной или нескольких финансовых организаций — не позднее чем через 45 дней после даты присоединения, если суммарная стоимость активов по последним балансам указанных организаций не превышает величины, указанные в предыдущем пункте.

Кредитная организация уведомляет антимонопольный орган:

о своем создании в результате слияния кредитных организаций — не позднее чем через 45 дней после даты слияния, если суммарная стоимость активов по последним балансам кредитных организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает 24 млрд. руб.;

о присоединении к ней одной или нескольких кредитных организаций — не позднее чем через 45 дней после даты присоединения, если суммарная стоимость активов по последним балансам указанных организаций не превышает 24 млрд. руб.

2. Срок, в течение которого антимонопольный орган должен быть уведомлен об осуществлении сделок, иных действий, согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи составляет 45 дней после даты осуществления соответствующих сделок, иных действий.

 

Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

Комментарий к статье 31

1. В комментируемой статье определены особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц. Положения данной статьи являются новеллами комментируемого Закона. Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457 утвержден Регламент Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.

2. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках, об иных действиях, осуществляемых с соблюдением условий, предусмотренных данной статьей, лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в ст. 28 и 29 комментируемого Закона сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, указанных в ст. 27 данного Закона, — не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

3. Часть 4 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием по утверждению формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу. Такая форма утверждена Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293. В примечаниях к названной форме наряду с прочим установлены правила составления и представления формы. Эти правила воспроизведены в положениях названного выше Регламента по контролю за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.

 

Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения

Комментарий к статье 32

1. В ч. 1 — 3 комментируемой статьи перечислены лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

2. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что ходатайство или уведомление об осуществлении сделок, иных действий может быть представлено в антимонопольный орган представителем заявителя.

В рамках детализации порядка представления в антимонопольный орган ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок, иных действий ФАС России утверждены:

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации (Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 342 <1>, вступивший в действие с 22 марта 2013 г.);

———————————

<1> БНА. 2013. N 10.

 

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Приказ ФАС России от 20 сентября 2007 г. N 294 <1>).

———————————

<1> БНА. 2007. N 51.

 

Письмом ФАС России от 25 декабря 2008 г. N ИА/35409 «О ходатайствах, рассматриваемых в ЦА ФАС России» в целях упорядочения работы по разграничению полномочий между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами по рассмотрению ходатайств (уведомлений), предусмотренных антимонопольным законодательством, установлено, что в центральном аппарате рассматриваются ходатайства (уведомления), если участником сделки или лицом, совершающим юридически значимые действия, является хозяйствующий субъект, внесенный в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

 

2. В ч. 5 комментируемой статьи перечислены документы и сведения, которые подлежат обязательному представлению в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю. В данный список входят, в частности:

сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы лиц (п. 7);

сведения о суммарной балансовой стоимости активов лица, акции (доли), имущество и (или) активы которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц или заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает (п. 8);

представляемая в Банк России и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, если приобретаются акции (доли), имущество и (или) активы финансовой организации и (или) права в отношении ее, финансово-экономическая и иная отчетность лица, акции (доли), имущество и (или) активы которого и (или) права в отношении которого приобретаются (п. 10);

перечень коммерческих организаций, которые распоряжаются на любом основании более чем 5% акций (долей) заявителя (п. 12);

сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, зарегистрированных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматривается раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (офшорные зоны) (п. 15).

3. В случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, указанных в ч. 5 комментируемой статьи, ходатайство считается непредставленным. В этом случае антимонопольный орган в 10-дневный срок обязан уведомить заявителя. Срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем уведомления.

4. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи ходатайство о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создание коммерческой организации либо уведомление о таком слиянии, присоединении или создании подписывается заявителем, а также иными лицами, участвующими в таком слиянии, присоединении или создании. В данной норме также установлено, что заявитель одновременно с этим ходатайством или уведомлением представляет в антимонопольный орган указанные в ч. 5 данной статьи документы и сведения об иных участвующих в таком слиянии, присоединении или создании лицах.

5. Часть 7 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием по утверждению формы представления сведений, предусмотренных ч. 5 данной статьи. На основании данной нормы Приказом ФАС России от 17 апреля 2008 г. N 129 утверждена форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27 — 31 Закона о защите конкуренции <1>.

———————————

<1> РГ. 2008. 14 мая.

 

6. В случае если сделка, иное действие требуют предварительного согласия антимонопольного органа или последующего его уведомления по нескольким основаниям, предусмотренным ст. 27 — 31 комментируемого Закона, то такая сделка, иное действие подлежат согласованию в рамках одного ходатайства или одного последующего уведомления.

 

Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление

Комментарий к статье 33

1. В ч. 1 — 7 комментируемой статьи регламентируется порядок рассмотрения антимонопольным органом ходатайства об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также принятие решения по результатам рассмотрения такого ходатайства.

Часть 1 комментируемой статьи обязывает антимонопольный орган рассмотреть такое ходатайство в течение 30 дней с даты его получения и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи указанный в ч. 1 данной статьи срок может быть продлен не более чем на два месяца. При этом данной нормой предусмотрено, что в случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети Интернет размещает сведения о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия; заинтересованные лица вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких сделки, иного действия.

В комментируемой статье перечислены виды принимаемых антимонопольным органом решений по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства согласно ч. 4 комментируемой статьи принимается антимонопольным органом в случае, если слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций либо создание коммерческой организации приведет или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц), которое будет создано в результате осуществления таких действий.

В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в целях обеспечения конкуренции условия, предусмотренные п. 3 ч. 2 данной статьи, в том числе могут содержать:

1) порядок доступа к производственным мощностям, инфраструктуре или информации, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

2) порядок предоставления другим лицам прав на объекты охраны промышленной собственности, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

3) требования к заявителю, а также к иным лицам, участвующим в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации, о передаче имущества другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами, об уступке прав требований и (или) обязательств указанных заявителя и (или) иных лиц другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами;

4) требования к составу группы лиц, в которую входит заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации.

2. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи после выполнения условий, указанных в п. 3 ч. 2 данной статьи, заявитель представляет в антимонопольный орган документы, подтверждающие их выполнение. В течение 30 дней с момента получения указанных документов в случае подтверждения на их основании выполнения в установленный срок таких условий антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создание коммерческой организации, в ином случае — решение об отказе в удовлетворении ходатайства.

3. Подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» <1>:

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

 

а) сделки (за исключением сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и (или) безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

б) сделки в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если в результате совершения этих сделок иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

право прямо или косвенно распоряжаться 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;

право назначать единоличный исполнительный орган и (или) 10% и более состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества и (или) безусловную возможность избирать 10% и более состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

в) сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором или группой лиц акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор или эта группа лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;

г) договоры об осуществлении иностранным инвестором либо входящими в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

д) сделки, направленные на приобретение иностранным государством, международной организацией или находящейся под их контролем организацией права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества либо права прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения;

е) иные сделки, направленные на передачу иностранному инвестору или группе лиц права определять решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» <1>.

———————————

<1> БНА. 2006. N 23.

 

4. Антимонопольный орган устанавливает признаки ограничения конкуренции на основании данных, содержащихся в документах и сведениях, представленных вместе с ходатайством. При осуществлении дополнительного расследования антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети Интернет размещает сведения о действиях, заявленных в ходатайстве. Заявители, иные лица могут представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции таких действий.

5. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок, иных действий прекращает свое действие, если такие сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия указанного решения. Соответственно, в случае, если в течение года с даты принятия указанного решения сделки, иные действия, на которые было получено согласие, не были осуществлены, необходима повторная процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа.

Годичный срок определен исходя из того, что согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.

6. В ч. 9 комментируемой статьи предусмотрено, что лица, на которых ст. 30 комментируемого Закона возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, до осуществления таких сделок, иных действий, вправе представить вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление в антимонопольный орган, который обязан рассмотреть это ходатайство в порядке, установленном комментируемой статьей. Данная норма находится в непосредственной взаимосвязи с нормой ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона, согласно которой предусмотренное ч. 1 указанной статьи требование об уведомлении антимонопольного органа не применяется в случае осуществления сделок, иных действий с предварительного согласия антимонопольного органа.

7. В ч. 10 комментируемой статьи определены последствия ситуации, когда предусмотренные ст. 30 комментируемого Закона сделки, иные действия (т.е. сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган) привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В этом случае заявитель, представивший соответствующее уведомление в антимонопольный орган, или группа лиц, в которую входит заявитель, обязаны осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, по предписанию антимонопольного органа, выданному в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона.

 

Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю

Комментарий к статье 34

1. В комментируемой статье определены последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в ст. 27 комментируемого Закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. В качестве обязательного условия для возможности осуществления ликвидации или реорганизации организации определено, что ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Возможность принудительной ликвидации юридического лица предусмотрена в норме абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Возможность принудительной реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц предусмотрена в п. 2 ст. 57 ГК РФ.

В Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» <1> разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

———————————

<1> ВВАС РФ. 1996. N 9.

 

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П <1> признал положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, не противоречащим Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу данного положения предполагается, что предусмотренная им санкция — ликвидация юридического лица — не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

———————————

<1> ВКС РФ. 2003. N 5.

 

Как разъяснено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» <1>, при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

———————————

<1> ВВАС РФ. 2004. N 10.

 

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи сделки, указанные в ст. 28 и 29 комментируемого Закона (т.е. сделки с акциями (долями), имуществом организаций, правами в отношении организаций с предварительного согласия антимонопольного органа) и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Обязательным условием для признания таких сделок недействительными является то, что они привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 разъяснено, что срок исковой давности по требованию о признании указанной в ч. 2 комментируемой статьи сделки недействительной составляет один год и начинает течь со дня, когда антимонопольный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки с нарушением антимонопольного законодательства.

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены последствия нарушения коммерческой организацией порядка уведомления антимонопольного органа об осуществлении действий, указанных в п. 1 — 4 ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона: такая коммерческая организация ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Иными словами, предусмотрены точно такие же последствия, что и в ч. 1 данной статьи для создания коммерческой организации без получения обязательного предварительного согласия антимонопольного органа. При этом установлено такое же обязательное условие для возможности осуществления ликвидации или реорганизации организации: если действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

4. В ч. 4 и 5 комментируемой статьи предусмотрены последствия:

осуществления сделок, иных действий, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, с нарушением порядка уведомления антимонопольного органа (ч. 4);

неисполнения предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 2 ст. 33 комментируемого Закона, т.е. предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления заявленных в ходатайстве сделок, иных действий (ч. 5).

Такие сделки могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, т.е. предусмотрены такие же последствия, что и в ч. 2 данной статьи в отношении сделок, указанных в ст. 28 и 29 комментируемого Закона и осуществленных без получения предварительного согласия антимонопольного органа.

В ч. 4 комментируемой статьи установлено такое же, как и в ч. 2 данной статьи, обязательное условие для признания сделок недействительными — если сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

5. Согласно ч. 6 комментируемой статьи неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном ст. 33 комментируемого Закона, иное нарушение требований ст. 27 — 32 наряду с последствиями, указанными в комментируемой статье, влекут за собой административную ответственность.

Ответственность за неисполнение в срок предписания антимонопольного органа установлена в ч. 2.1 — 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Ответственность за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы установлена в ч. 3 и 4 ст. 19.8 КоАП РФ.

Как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30, состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, является формальным, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий. Если ни одним из лиц, заинтересованных в совершении сделок, предусмотренных ст. 28 и 29 комментируемого Закона, ходатайство о получении предварительного согласия на их совершение не представлено, к административной ответственности за это может быть привлечено не любое заинтересованное лицо, о котором упоминается в п. 1 ч. 1 ст. 32 данного Закона, а лишь лицо, приобретающее акции (доли), права и (или) имущество и отвечающее определенным в ч. 1 ст. 28 условиям, или лицо, приобретающее акции (доли), активы финансовой организации или права в отношении финансовой организации и отвечающее условиям, изложенным в ч. 1 ст. 29.

 

Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Комментарий к статье 35

1. В комментируемой статье регламентируется механизм государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов.

Данный механизм предусматривает рассмотрение антимонопольным органом представляемых хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, заявлений о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства (ч. 1 — 8).

Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 343 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству Российской Федерации ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов <1>.

———————————

<1> БНА. 2013. N 12.

 

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено право хозяйствующих субъектов, намеревающихся достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с комментируемым Законом, обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Вместе с таким заявлением указанные хозяйствующие субъекты представляют в антимонопольный орган документы и сведения в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. На основании этой нормы Приказом ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 утвержден Перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение <1>.

———————————

<1> БНА. 2007. N 31.

 

2. Нормами ч. 3 — 8 комментируемой статьи регламентируется порядок рассмотрения антимонопольным органом представляемых хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, заявлений о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства. Эти нормы детализированы в вышеназванном Административном регламенте.

3. Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 195-ФЗ <1> в ч. 9 комментируемой статьи внесены изменения, предусматривающие обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых между ними, в письменной форме. Исключение составляют среди прочих случаи, когда стоимость активов каждой из таких финансовых организаций по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 45. Ст. 5141.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code