Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный)

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции

Комментарий к статье 19

1. В данной главе регулируются вопросы, связанные с предоставлением и использованием государственных и муниципальных преференций. Термин «государственные или муниципальные преференции» был введен Законом N 164-ФЗ. Ранее указанная глава была посвящена предоставлению государственной и муниципальной помощи. Согласно разъяснениям, данным ФАС России в письме от 14 августа 2009 г. N ПС/27405, прежний термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен, поскольку не отражал характерную особенность предоставления государственного или муниципального имущества хозяйствующему субъекту, а именно предоставление данному хозяйствующему субъекту преимущества, которое влияет на конкуренцию на соответствующем рынке.

Понятие государственных или муниципальных преференций в п. 20 ст. 4 комментируемого Закона определено как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень целей, в которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции, и указывает на исключительность данных целей. В то же время этот перечень является открытым. Таким образом, государственные или муниципальные преференции предоставляются лишь в целях, поименованных в комментируемой статье, в том числе в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Государственные или муниципальные преференции на цели, определяемые такими нормативными правовыми актами, могут предоставляться в случае, когда самими этими актами не предусмотрен иной порядок предоставления государственной поддержки (например, по результатам конкурса).

Для правильной оценки соответствия предоставляемой государственной или муниципальной преференции допустимым целям необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами РФ, а также субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в рамках их полномочий, по соответствующим направлениям. ФАС России дан целый ряд разъяснений по данному вопросу <1>.

———————————

<1> См.: письма ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения главы 5 Закона о конкуренции», от 31 мая 2011 г. N ИА/16692 «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает прямой запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции. Последствия нарушения этого запрета регламентируются в ст. 21 комментируемого Закона (см. коммент. к ней).

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи государственные или муниципальные преференции предоставляются только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. Порядок получения такого согласия определен в ст. 20 (см. коммент. к ней). Однако из указанного общего правила предусмотрен исчерпывающий перечень исключений:

1) если преференции предоставляются на основании любых федеральных законов и правовых актов Президента РФ или Правительства РФ, а также на основании законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете. Причем указанные акты должны содержать либо устанавливать порядок определения размера преференции и ее конкретного получателя;

2) если преференции предоставляются путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Согласно ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций. Порядок использования бюджетных ассигнований таких резервных фондов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. В ст. 81.1 БК РФ регламентируется создание и использование резервного фонда субъекта РФ, в ст. 82 БК РФ — Президента РФ;

3) если преференции предоставляются не чаще чем один раз в год одному лицу в размере, не превышающем установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время указанный предельный размер расчетов составляет 100 тыс. руб. (п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя») <1>;

———————————

<1> Вестник Банка России. 2007. N 39.

 

4) если преференции предоставляются в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства каких-либо льгот (иных привилегий) посредством принятия нормативных или индивидуальных правовых актов является нарушением требований комментируемого Закона, только если льготы отвечают понятию преференций, но не отвечают критериям их соответствия целевым программам поддержки названных субъектов (несоблюдение порядка) либо влекут негативные последствия для конкуренции.

4. Часть 4 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, не являющихся предоставлением государственных или муниципальных преференций:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством РФ, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ, а именно запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций. Предоставление государственного и муниципального имущества в подобных случаях регламентируется Федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» <1> и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» <2>, а также Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <3>, от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» <4> и от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <5>;

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

<2> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

<3> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

<4> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

<5> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

 

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Таким образом, к государственным и муниципальным преференциям не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.

 

Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции

Комментарий к статье 20

1. Комментируемая статья определяет порядок получения согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции. Случаи, в которых получение такого согласия является обязательным, предусмотрены п. 3 ст. 19 комментируемого Закона (см. коммент. к ней). Сроки и последовательность действий ФАС России, территориальных органов и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов с субъектами, на основании правовых актов которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции, и с хозяйствующими субъектами при рассмотрении заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции определены Приказом ФАС России от 16 декабря 2009 г. N 841 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции» (далее — Административный регламент).

Субъект, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции. Форма такого заявления определена в приложении N 5 к Административному регламенту. ФАС России рассматривает заявления, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций. Заявления, поступившие от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения соответствующих органа или организации.

Часть 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению о даче согласия:

1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества. Перечень целей, исключительно на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции, определен в п. 1 ст. 19 комментируемого Закона;

2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.

Виды деятельности определяются согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст. Следует отметить, что в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г. также применялся Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение, определен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1>, а если деятельность осуществлялась до 3 ноября 2011 г. — Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратил силу с 3 ноября 2011 г.);

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

 

3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции.

Коды продукции определяются согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301. Следует отметить, что Приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст без отмены данного документа на период с 1 января 2008 г. до 1 января 2011 г. был введен Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Приказом Росстандарта от 30 декабря 2010 г. N 1151-ст срок действия указанного Классификатора был продлен до 1 января 2013 г.;

4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством РФ о налогах и сборах документация. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» <1> такими субъектами будут являться только индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся частной практикой, применяющие упрощенную систему налогообложения;

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

 

5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу. Понятие группы лиц определено в ст. 9 комментируемого Закона (см. коммент. к ней);

6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Документы представляются на бумажном и электронном носителе. Документы, представленные на бумажном носителе, должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) заявителя или уполномоченного им лица. К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов.

Коммерческая тайна, служебная тайна или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах, не может служить основанием для отказа в их предоставлении антимонопольному органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов, составляющих коммерческую тайну (за исключением сведений, которые не могут являться коммерческой тайной в соответствии со ст. 5 Закона о коммерческой тайне), служебную или иную охраняемую законом тайну.

Заявление, а также прилагаемые к нему документы должны быть представлены на русском языке. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и документы и принимает одно из указанных в ч. 3 комментируемой статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов.

В случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи, антимонопольный орган в течение 10 календарных дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) прилагаемых к нему документов согласно приложению N 7 к Административному регламенту и возвращает заявление заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения, при этом заявление считается не представленным. Срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем уведомления.

В случае если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, в срок не более 10 календарных дней с даты представления указанного заявления он принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется по форме согласно приложению N 9 к Административному регламенту, о чем в день принятия такого решения сообщает заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает виды решений, одно из которых обязан принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции:

1) если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции, то принимается решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции;

2) если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводу о том, что предоставление государственной или муниципальной преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, а для принятия иного решения необходимо получить дополнительную информацию, то принимается решение о продлении срока рассмотрения заявления. Причем данный срок может быть продлен не более чем на два месяца;

3) если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции, то принимается решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции.

Также может быть принято решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.

Указанные ограничения перечислены в подп. «а» — «д» п. 4 ч. 3 комментируемой статьи.

Согласно разъяснениям, данным ФАС России в письме «Разъяснение некоторых положений Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного Приказом ФАС РФ от 16.12.2009 N 841», решение антимонопольного органа о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции с введением ограничений в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции должно содержать причины установления этих ограничений.

О принятии решения по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в день принятия такого решения сообщает заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи в случае, если принято решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции, то заявитель в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. В соответствии с разъяснениями, данными ФАС России в письме от 31 мая 2010 г. N ИА/16700 «О квалификации действий органа власти по предоставлению преференций в качестве нарушения порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции», непредставление указанных документов следует квалифицировать по ст. 15 комментируемого Закона.

 

Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Комментарий к статье 21

В комментируемой статье предусмотрены последствия, которые могут возникнуть в связи с нарушением либо порядка предоставления государственных и муниципальных преференций, установленного ст. 20 комментируемого Закона, либо запрета на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

Такие последствия наступают в случае, если указанные факты выявлены антимонопольным органом при осуществлении контроля за предоставлением и использованием преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

При установлении соответствующих фактов нарушений антимонопольный орган в зависимости от формы, в которой была предоставлена государственная или муниципальная преференция, выдает одно из следующих предписаний:

а) если преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества или иных объектов гражданских прав — предписание хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, и субъекту, на основании правового акта которого была предоставлена преференция, о принятии мер по возврату имущества или иных объектов гражданских прав;

б) если преференция была предоставлена в иной форме — предписание хозяйствующему субъекту, получившему государственную или муниципальную преференцию, о принятии мер по прекращению использования таким хозяйствующим субъектом преимущества. Соответствующее полномочие антимонопольного органа закреплено в подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code