Глава 3. ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), СОГЛАШЕНИЯ, СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ УКАЗАННЫХ ОРГАНОВ ОРГАНОВ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный)

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Комментарий к статье 15

1. В обеспечении надлежащей конкурентной среды национальной экономики России важная роль принадлежит органам исполнительной власти, за которыми закрепляются различные функции относительно экономической и предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов: регулирующие, по оказанию содействия хозяйствующим субъектам, по осуществлению контроля и надзора за их деятельностью. В связи с тем, что органы исполнительной власти могут оказывать различное влияние на состояние экономики и на обеспечение конкурентной среды, законодатель устанавливает определенные требования, направленные на недопущение в любом случае со стороны органов исполнительной власти действий (бездействия), так или иначе ограничивающих конкуренцию. Положения ст. 15 и 16 комментируемого Закона адресованы широкому кругу органов и организаций, а именно:

федеральным органам исполнительной власти без каких-либо ограничений, т.е. включая Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, администрацию Президента РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные подразделения;

органам государственной власти субъектов РФ также без каких-либо ограничений, т.е. правительствам, администрациям, министерствам, департаментам и др.;

органам местного самоуправления, т.е. администрациям муниципальных образований и их подразделениям;

иным органам и (или) организациям, осуществляющим некоторые функции государственных органов или органов местного самоуправления. «Иные органы и организации» — это, например, организации и органы международных межгосударственных объединений, в которых участвует Российская Федерация (СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство Белоруссии и России и др.); кроме того, к «иным организациям» можно отнести саморегулируемые организации, создаваемые на основе Закона о саморегулируемых организациях и других законов, и их национальные объединения, поскольку на них возложено выполнение государственных функций по решению вопросов о допуске организаций к осуществлению определенного вида деятельности на рынке;

организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Такие организации действуют в самых различных сферах, участвуя в предоставлении услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере обороны, юридических услуг, услуг в сфере высоких технологий и т.д.;

государственным внебюджетным фондам, т.е. Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, Федеральному фонду и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, Фонду национального благосостояния и др.;

Банку России, занимающему в силу Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <1> особое место в системе органов государственной власти.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

 

2. Всем вышеперечисленным органам и организациям запрещается принимать акты и совершать действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо ее недопущению и устранению. Это общая императивная норма; исключения из нее допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Законодатель не ограничился установлением данной нормы и конкретизировал ее, перечислив виды нарушений установленного запрета, которые могут иметь место в деятельности государственных органов исполнительной власти и других названных в комментируемой статье органов и организаций. Перечень этих возможных нарушений (п. 1 — 10 ч. 1) неоднократно уточнялся и дополнялся и, скорее всего, будет и дальше уточняться и дополняться. Например, согласно п. 8 не допускается создание дискриминационных условий. Было бы желательно конкретизировать это требование кратким пояснением, что понимается под дискриминационными условиями и относительно каких субъектов могут устанавливаться (создаваться) такие условия.

3. В ч. 2 комментируемой статьи содержится уникальное по своей направленности положение о запрещении наделения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления полномочиями, которые недопустимы с точки зрения обеспечения конкурентного состояния рынков. Это положение сопровождается оговоркой «за исключением случаев, установленных федеральными законами». Следовательно, по общему правилу это императивная запретительная норма. Она адресована тем субъектам, к компетенции которых относится право определять полномочия органов государственной власти субъектов РФ и полномочия органов местного самоуправления. Исходя из смысла данной нормы, имеются в виду государственные органы представительной власти и соответствующие органы муниципальных образований (собрание депутатов и т.п.). Содержание нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами, должно отрабатываться и оцениваться под углом зрения соблюдения положений ч. 1 и 2 комментируемой статьи. Если антимонопольный орган придет к выводу о том, что принятым правовым актом орган исполнительной власти наделяется полномочиями, осуществление которых может привести к ограничению конкуренции, он вправе оспорить такой акт, обратившись в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим (порядок судебного разбирательства подобных дел регламентируется ст. 191 — 201 АПК РФ).

4. Запрещается также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти и других государственных органов. Естественно, это недопустимо в принципе, но в некоторых случаях отдельные хозяйствующие субъекты могут наделяться некоторыми функциями (полномочиями) государственных органов. В настоящее время такие исключения сделаны для двух государственных корпораций: по атомной энергии «Росатом» и по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Эти исключения предусмотрены двумя федеральными законами, названными в ч. 3 комментируемой статьи. Как известно, согласно действующему законодательству государственные корпорации относятся к некоммерческим организациям (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях), но, поскольку, осуществляя свои основные виды деятельности, получают доходы, они подпадают под легальное определение хозяйствующего субъекта, приведенное в ст. 4 Закона о защите конкуренции. Во всех остальных случаях наделение хозяйствующего субъекта какими-либо правами или функциями государственных органов запрещено и не должно иметь место, равно как и передача хозяйствующим субъектам полномочий органов государственного контроля и надзора.

5. Недопустимо в принципе совмещение органами исполнительной власти и другими государственными органами, а также органами местного самоуправления выполняемых ими функций с функциями хозяйствующих субъектов. Поэтому ч. 3 комментируемой статьи также сформулирована как жесткая императивная норма. Она категорически запрещает совмещение функций органов исполнительной власти, с одной стороны, и функций хозяйствующих субъектов, с другой стороны, в ведении какого-либо государственного органа и, соответственно, органа местного самоуправления. Исключения могут быть сделаны в публичных интересах, но это должно быть предусмотрено актами, принимаемыми на федеральном уровне: федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

 

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Комментарий к статье 16

1. Тем же самым государственным органам, иным органам и организациям, которые перечислены и в ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, адресованы положения комментируемой статьи. Речь идет о соглашениях, заключаемых между этими органами и организациями, и об их согласованных действиях. В абз. 1 комментируемой статьи имеются в виду соглашения (договоры), заключаемые, скорее всего, в письменной форме, а согласованные действия — это тоже результат соглашения, но не облеченного в письменную или иную строгую форму. Совершение согласованных действий означает наличие определенных договоренностей между субъектами, совершающими эти согласованные действия. Смысл комментируемой статьи в данном аспекте заключается в том, что если имеют место факты совершения согласованных действий, то их можно рассматривать как нарушение антимонопольного законодательства независимо от того, установлен ли факт заключения соглашения или нет.

2. Положения комментируемой статьи имеют ту же направленность, что и положения ст. 15: как соглашения, так и согласованные действия названных органов и организаций запрещаются только в тех случаях, когда они приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Эти положения охватывают также соглашения между названными органами и организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны. Не исключаются и согласованные действия названных органов и организаций, с одной стороны, и каких-либо хозяйствующих субъектов — с другой. Если такие согласованные действия ограничивают конкуренцию или могут привести к ее ограничению, они также противозаконны.

3. Помимо общего запрета заключать соглашения и совершать согласованные действия в комментируемой статье указывается на две группы последствий, которые могут наступить в результате заключения соглашений или совершения согласованных действий.

Первая группа последствий касается ценообразования.

Соглашения или согласованные действия не могут быть направлены, во-первых, на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов). В исключительных случаях такие соглашения могут быть предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Во-вторых, не допускаются соглашения, которые могут привести к необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Обоснованность или необоснованность определяется с экономической и технологической точек зрения, но могут быть использованы и другие критерии для решения этого вопроса. Поскольку в случае спора определение иным образом необоснованного установления различных цен на один и тот же товар так или иначе дает простор для субъективизма, постольку надо либо отказаться от подобной оговорки («иным образом»), либо конкретизировать ее.

Вторая группа последствий касается товарного рынка. Те соглашения или согласованные действия названных выше субъектов, которые приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), ограничивают конкуренцию на товарном рынке, поэтому они квалифицируются как нарушения антимонопольного законодательства. Таким же образом должны быть квалифицированы соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка либо к устранению с рынка какого-либо или каких-либо хозяйствующих субъектов.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code