Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ст.ст. 6-9)

Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный)

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

Комментарий к статье 6

1. В ч. 1 комментируемой статьи раскрывается общее понятие монопольно высокой цены. При этом для ее определения используется два метода:

а) метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара;

б) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого субъекта. Данный подход определения обоснованности цены соответствует международным стандартам.

Условия признания цены товара монопольно высокой предусмотрены в ч. 1 комментируемой статьи.

2. В ч. 2 — 7 комментируемой статьи предусмотрены отдельные случаи непризнания цены товара монопольно высокой. В частности, это:

цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, т.е. деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство или улучшение его качества;

цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ;

цена товара, не превышающая цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

цена товара, установленная на бирже при соблюдении предусмотренных Законом условий.

 

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Комментарий к статье 7

1. В ч. 1 комментируемой статьи раскрывается общее понятие монопольно низкой цены товара. Для определения монопольно низкой цены товара, как и при определении монопольно высокой цены товара, используется два равноправных метода:

а) метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара;

б) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта. Такой подход определения обоснованности цены соответствует международным стандартам.

По общему правилу монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом. Для констатации указанного факта важно не просто установить, что эта цена меньше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами, но и доказать, что это произошло вследствие снижения ранее установленной цены товара или повышения ранее установленной его цены, т.е. в силу субъективных факторов, а не объективно существующих условий.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены случаи, когда цена не признается монопольно низкой. В частности, не признается монопольно низкой цена товара, если:

она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ;

она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

 

Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

Комментарий к статье 8

Согласованные действия хозяйствующих субъектов могут негативно влиять на состояние рынка, ограничивать конкуренцию. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены признаки понятия согласованных действий. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, — это такие действия, которые удовлетворяют совокупности условий, определенных в п. 1 — 3 ч. 1 комментируемой статьи. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов предусмотрен в ст. 11.1 Закона о защите конкуренции.

К согласованным действиям не относятся действия по соглашению, которое в ст. 4 Закона о защите конкуренции определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (картели) предусмотрен ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия публичных органов предусмотрен ст. 16 Закона о защите конкуренции.

 

Статья 9. Группа лиц

Комментарий к статье 9

1. В антимонопольном законодательстве само понятие «группа лиц» не раскрывается. В научной доктрине группой лиц признается «некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости» <1>.

———————————

<1> Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие «группа лиц» // Журнал для акционеров. 2000. N 4. С. 24.

 

С позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют.

Безусловным достоинством действующего антимонопольного Закона является закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц.

По характеру признаки отнесения совокупности юридических и (или) физических лиц к группе лиц можно разделить на признаки распорядительного, договорного, управленческого, родственного и организационно-правового характера.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное. В частности, это касается запрета на злоупотребление группой лиц доминирующим положением (ст. 10), недобросовестную конкуренцию (ст. 14). Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается не отдельный ее участник, а вся группа.

Согласно ст. 4 комментируемого Закона хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Если антимонопольным органом было принято решение и выдано предписание в отношении нескольких лиц (в частности, в отношении лиц, входящих в группу лиц в соответствии с положениями ст. 9 комментируемого Закона) и эти лица обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных решения и (или) предписания, в рамках рассмотрения дел по каждому из заявлений остальные лица должны быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение вопроса о признании решения и (или) предписания недействительным влияет на их права и обязанности.

Арбитражный суд на основании ч. 2 ст. 130 АПК РФ ввиду наличия единого общего состава лиц, участвующих в соответствующих делах, вправе объединить такие дела в одно производство для совместного рассмотрения <1>.

———————————

<1> См.: п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (Новые законы и нормативные акты. Приложение к РГ. 2008. N 32).

 

Закон о защите конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц. Согласно ч. 1 ст. 31 указанного Закона сделки, иные действия, указанные в его ст. 27 — 29 (для которых установлен режим предварительного согласования), осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. При этом необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:

1) сделки, иные действия, указанные в ст. 27 — 29, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Антимонопольный орган реализует функции государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, путем рассмотрения и размещения на официальном сайте ФАС России в Интернете перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, при условии представления заявителем такого перечня по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» <1>, а также путем рассмотрения уведомления о сделке, ином действии, осуществляемых лицами, входящими в одну группу лиц, с соблюдением условий, предусмотренных Регламентом Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц (утв. Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457) <2>.

———————————

<1> БНА. 2006. N 51.

<2> Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

Федеральный антимонопольный орган в течение 14 дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений:

1) о получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом;

2) о нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках и иных действиях лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в ст. 28 и 29 Закона сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.

В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, такие сведения, размещенные на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, федеральный антимонопольный орган снимает с указанного сайта.

Кроме того, неправильное определение группы лиц и, как следствие, представление в антимонопольные органы недостоверных сведений могут повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

Таким образом, Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

3. Соотношение понятий «группа лиц» и «аффилированные лица». Понятие «аффилированные лица» было включено в Закон о конкуренции 1991 г. только в 1998 г. После принятия ныне действующего Закона о защите конкуренции первый антимонопольный Закон был отменен, за исключением единственного абзаца ст. 4, содержащего понятие «аффилированные лица». В соответствии с ним «аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность». Закон перечислил аффилированных лиц юридического лица и аффилированных лиц физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Так, аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и аффилированным лицом этого физического или юридического лица. Зависимость может иметь место в случае принадлежности юридическому (или физическому) лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в управлении с правом голоса; в случае, когда лицо имеет право давать обязательные для исполнения обществом указания; между физическими лицами существуют определенные родственные (семейные) отношения. Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со ст. 105, 106 ГК РФ.

Следует отметить, что содержащееся в антимонопольном законодательстве понятие аффилированных лиц в целях именно антимонопольного законодательства не используется и, кроме как в ст. 4 «старого» антимонопольного Закона, не упоминается. В целях антимонопольного законодательства используется понятие «группа лиц». Это порождает вопрос об обоснованности включения понятия «аффилированные лица» в антимонопольный Закон.

Из содержания ст. 4 данного Закона следует, что приведенный в ней перечень аффилированных лиц юридического лица и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является исчерпывающим. Однако сам перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц как «преобладающих», способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку данный термин применяется как к контролирующим, так и к зависимым лицам. В большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, т.е. преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое — аффилированным по отношению к преобладающему.

Наибольшее значение определение аффилированных лиц имеет в корпоративном законодательстве. В соответствии со ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ. Согласно Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н <1>, список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. В соответствии с вышеназванным Законом аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

———————————

<1> БНА. 2007. N 4.

 

Статья 93 Закона об АО, действующая в новой редакции с 1 января 2002 г., предусматривает, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом, по-видимому, имеется в виду не только и не столько антимонопольное законодательство, сколько законодательство акционерное.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code