Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ст.ст. 1-5)

Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный)

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Предмет Закона о защите конкуренции определяется п. 1 комментируемой статьи во взаимосвязи со ст. 3 — это отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Банк России, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 3).

По своей природе указанные отношения являются публичными, основанными на власти и подчинении. Нормы, регулирующие их, направлены на ограничение свободы предпринимательства в целях обеспечения общего блага — конкуренции.

Следует заметить, что защита конкуренции возможна не только посредством реализации полномочий антимонопольных органов, призванных осуществлять антимонопольное регулирование и контроль, но и действиями самих участников рынка. Так, хозяйствующий субъект может использовать гражданско-правовые способы защиты своих прав, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, например, заявив в суд иск о возмещении убытков, причиненных актом недобросовестной конкуренции (см. коммент. к ст. 14), или о признании недействительным акта публичного органа (см. коммент. к гл. 3).

Организационные основы защиты конкуренции закреплены в статьях Закона о защите конкуренции, предусматривающих систему органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контроль, а также их функции и полномочия (см. коммент. к ст. 22 — 23, 25.1 — 26 и др.).

Правовые основы защиты конкуренции находят свое воплощение в статьях Закона о защите конкуренции, которые определяют как функции и полномочия антимонопольных органов, так и требования к поведению участников рынка (хозяйствующих субъектов) и федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Банка России.

Следует подчеркнуть две особенности Закона о защите конкуренции. Во-первых, он регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг: на рынке банковских услуг, страховых услуг, рынке ценных бумаг и др. Во-вторых, с учетом специфики российской экономики в нем наряду с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов предусмотрены меры предупреждения и пресечения государственного монополизма — актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Банка России (см. коммент. к гл. 3 и 5).

Определения понятий, используемых в данной статье (конкуренция, хозяйствующие субъекты, монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и др.), сформулированы в ст. 4 (см. коммент. к ней).

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень целей Закона, однако он не является исчерпывающим. Кроме указанных можно также назвать такие цели, как контроль за концентрацией капитала, защита интересов потребителей и др. Это соответствует Типовому закону о конкуренции, разработанному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) <1>, в соответствии с которым государства могут предусматривать и другие конкретные цели закона.

———————————

<1> Типовой закон о конкуренции // Серия документов ЮНКТАД по проблематике законодательства и политике в области конкуренции. Существенные возможные элементы Закона о конкуренции, комментарии и различные подходы в действующем законодательстве. ООН. Женева, 2003.

 

Определяя в ч. 2 комментируемой статьи цели Закона о конкуренции, законодатель почти дословно воспроизвел в нем ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, которая закрепляет экономические основы конституционного строя России.

Выделяется несколько взаимосвязанных целей Закона о защите конкуренции: обеспечение единства экономического пространства; обеспечение свободного перемещения товаров; обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции; создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Достижение одной из указанных целей невозможно без достижения других целей комментируемого Закона.

Единство экономического пространства обеспечивается также конституционным положением, согласно которому установление правовых основ единого рынка в Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Не допускается создание изолированных региональных рынков определенного товара.

Цель обеспечения свободного перемещения товаров проявляется не только как одна из конституционных гарантий экономического строя России, но и как основное начало гражданского законодательства. В п. 5 ст. 1 ГК РФ установлено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.

Свобода экономической деятельности гарантируется ч. 1 ст. 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По существу, об этом же гласит п. 2 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которым граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора.

В силу того, что комментируемый Закон целиком посвящен защите конкуренции, о чем свидетельствует и его наименование, в нем наряду с другими его целями выделена также цель защиты конкуренции. По существу о защите конкуренции гласит п. 1 ст. 1 ГК РФ, в котором предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Наконец, еще одной целью комментируемого Закона является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Для достижения этой цели Закон содержит необходимые правила, предусматривая запрет монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (см. коммент. к гл. 2 — 5); антимонопольный контроль за концентрацией капитала (см. коммент. к гл. 7); функции и полномочия антимонопольных органов (см. коммент. к гл. 6); меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (см. коммент. к гл. 8); правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (см. коммент. к гл. 9).

Следует подчеркнуть, что обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков имеют свои пределы. Так, Конституция РФ содержит положение о том, что права и свободы человека и гражданина, включая экономические права и свободы, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Аналогичное положение содержится в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ.

ГК РФ предусматривает также, что свободное перемещение товаров может быть ограничено в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 5 ст. 1). Например, в случае эпизоотии может быть введен запрет на реализацию продуктов животноводства из определенного района, тем самым ограничено действие принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров.

Статья 34 Конституции РФ, гарантируя свободу экономической деятельности (ч. 1), предусматривает ее пределы: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2). В то же время защита конкуренции также не беспредельна, поскольку закон допускает существование монополий.

Например, Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий. Под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона о естественных монополиях). Так, в условиях естественных монополий осуществляется оказание услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, услуг по передаче электрической энергии и др. Деятельность субъектов естественных монополий подвергается специальному государственному регулированию и контролю: ведение реестров субъектов естественных монополий, установление тарифов на их услуги, определение потребителей, подлежащих гарантированному обслуживанию, контроль за крупными сделками субъектов естественных монополий.

Допускается также государственная монополия, специально созданная в соответствии с Федеральным законом, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы регулирования и контроля его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственная монополия вводится в исключительных случаях в целях обеспечения публичных интересов. Так, Законом о внешнеторговой деятельности предусмотрена возможность ограничения права на внешнеторговую деятельность путем предоставления исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, которым предоставляется исключительное право на их экспорт или импорт (лицензия), определяются федеральными законами (ст. 26).

Правовая охрана предоставляется также результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (патентная монополия). Гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (изобретение, полезную модель, промышленный образец) или на средство индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, т.е. монопольно (ст. 1229 ГК РФ).

Наконец, возможна так называемая открытая (или временная) монополия, когда один хозяйствующий субъект выводит на товарный рынок совершенно новый товар и реализует его до тех пор, пока его конкуренты не изготовят аналогичный товар.

 

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

Комментарий к статье 2

1. Антимонопольное законодательство РФ представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на защиту конкуренции и на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные хозяйствующие субъекты, а также органы и организации, осуществляющие публичные функции (см. коммент. к ст. 3).

Конституция РФ и ГК РФ также относятся к антимонопольному законодательству, поскольку содержат нормы, направленные на защиту конкуренции. Более того, указанные нормативные правовые акты определены в качестве основы антимонопольного законодательства, что вполне справедливо, поскольку и в Конституции РФ, и в ГК РФ, как уже говорилось в комментарии к ст. 1, содержатся принципиальные нормы, определяющие экономические основы конституционного строя России (ст. 8, 34, 71 Конституции РФ) и основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ).

Основной массив норм, направленных на защиту конкуренции, содержится в Законе о защите конкуренции, но не исчерпывается им. Выше упоминался также Закон о естественных монополиях, нормы которого, по нашему мнению, целесообразно было бы включить в комментируемый Закон, поскольку деятельность субъектов естественных монополий попадает в сферу его регулирования (кроме регулирования ценообразования и ценоприменения).

Антимонопольное законодательство состоит из многих других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции. Например, целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы. Контроль в рассматриваемой сфере осуществляется антимонопольными органами.

Законы, регламентирующие деятельность на отдельных рынках, также содержат нормы, направленные на защиту конкуренции на соответствующих рынках. Например, Законом о рынке ценных бумаг предусмотрены ограничения и запреты на совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (разд. II). В частности, не допускается совмещение деятельности по ведению реестра ценных бумаг с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются ФСФР России (ст. 10). Закон содержит также требования по раскрытию информации о выпуске и обращении ценных бумаг (ст. 23, 30).

2. Среди постановлений Правительства РФ, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 комментируемого Закона, как на наиболее важные следует обратить внимание на те, которыми утверждены Положения о ФАС России <1>, осуществляющей антимонопольный контроль, в том числе за деятельностью субъектов естественных монополий, и о ФСТ России <2>, устанавливающей тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий и осуществляющей контроль за их применением. Кроме того, имеется большое число постановлений, посвященных частным вопросам антимонопольного регулирования, на которые будет обращено внимание в комментариях к соответствующим статьям.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

<2> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.

 

Отношения по защите конкуренции могут регулироваться нормативными правовыми актами ФАС России в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (см. коммент. к п. 4 ч. 2 ст. 23) <1>.

———————————

<1> См., например: Приказ ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» // РГ. 2007. 31 янв.

 

3. Примат правил международного договора над национальным законодательством РФ имеет место и в сфере антимонопольного регулирования.

Например, Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, заключенным между Белоруссией, Казахстаном и Россией 11 июля 2011 г. <1>, допускается применение мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю. В частности, предусмотрено, что уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, определяемый как разрешенный объем, не должен превышать 10% (ст. 6).

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 3. Ст. 400.

 

4. В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих у арбитражных судов при применении антимонопольного законодательства, принято Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» <1>.

———————————

<1> ВВАС РФ. 2008. N 8. С. 60. См. также информационные письма Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» (ВВАС РФ. 1998. N 5) и от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (ВВАС РФ. 2003. Спец. приложение к N 11).

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 3

1. Как отмечалось в комментарии к ст. 1, вопросы предмета регулирования Закона и сферы его применения тесно взаимосвязаны. Это отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют хозяйствующие субъекты (российские и иностранные юридические лица, организации, физические лица, включая индивидуальных предпринимателей) и публичные органы (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Банк России).

Регулируемые комментируемым Законом отношения являются публичными, поскольку направлены на обеспечение публичных интересов: защиту прав и интересов участников рынка — предпринимателей и потребителей, а также государства. Нормы, регулирующие указанные отношения, направлены на обеспечение соблюдения установленных законом «правил игры» на рынке как его участниками (хозяйствующими субъектами, потребителями), так и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими публичные функции, государственными внебюджетными фондами, Банком России (см. коммент. к ст. 1).

2. Пункт 2 комментируемой статьи расширяет сферу применения Закона, распространяя его действие также на соглашения, достигнутые за пределами территории РФ между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, и их действия, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ. Такое расширение сферы его применения является отнюдь не лишним в условиях открытости российской экономики, широкого участия на российском рынке иностранных компаний и их влияния на состояние конкуренции путем прямых действий или заключения соглашений между собой или с российскими компаниями.

 

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 4

1. Стержневым понятием комментируемого Закона является понятие конкуренции, определяемое как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция — объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства. Но свобода предпринимательства, если она не поставлена в рамки закона, защищающего конкуренцию, ведет к монополизации рынка. Таким образом, защита конкуренции — это важнейшее условие развития рыночной конкуренции. Именно на это направлены все предусмотренные в Законе правовые средства и механизмы, меры регулирования и контроля, меры ответственности и процедуры.

Другие основные понятия, содержащиеся в комментируемой статье, условно могут быть объединены в несколько групп, связанных с характеристикой:

а) рынка (товар, финансовая услуга, взаимосвязанные товары, товарный рынок);

б) субъектов отношений, регулируемых Законом о защите конкуренции (хозяйствующий субъект, финансовая организация, антимонопольный орган, координация экономической деятельности);

в) действий, ограничивающих конкуренцию (монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, экономическая концентрация и др.).

2. Первую группу составляют понятия товара, финансовой услуги, взаимосвязанных товаров, товарного рынка.

Как уже отмечалось, комментируемый Закон распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг: банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Под товаром понимаются не только те объекты гражданских прав, которые выражены в вещественной форме, но и работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот. Перечень объектов гражданских прав предусмотрен ст. 128 ГК РФ, однако не любой из них предназначен для продажи, обмена или иного введения в оборот. Например, распоряжение таким объектом гражданских прав, как фирменное наименование, не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).

Товарный рынок охватывает сферу обращения товара на территории РФ и определяет состояние конкуренции с учетом наличия на нем товаров как отечественного, так и иностранного производства, а также взаимозаменяемых товаров. Это отражено в определении понятий товарного рынка и взаимозаменяемых товаров.

3. Вторую группу составляют понятия, характеризующие субъектов отношений, регулируемых комментируемым Законом: хозяйствующий субъект, финансовая организация, антимонопольный орган, координация экономической деятельности (как выполняемая субъектом отношений).

Введенное законодателем понятие хозяйствующего субъекта используется исключительно для целей данного Закона и охватывает различных участников рыночных отношений, чьи соглашения и действия могут влиять на условия конкуренции и в силу этого должны регулироваться и контролироваться антимонопольным законодательством.

К хозяйствующим субъектам по понятным причинам отнесены юридические лица, являющиеся коммерческими организациями: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (§ 2 — 4 гл. 4 ГК РФ). Коммерческие организации являются основными участниками рыночных отношений. Преследуя цель систематического извлечения прибыли (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ), коммерческие организации могут своими соглашениями и действиями влиять на условия конкуренции, монополизировать рынки.

К хозяйствующим субъектам отнесены также некоммерческие организации, осуществляющие приносящую доход деятельность, а поэтому они также могут влиять на условия конкуренции. К некоммерческим организациям относятся юридические лица, указанные в § 5 ГК РФ, а также в Законе о некоммерческих организациях: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), другие некоммерческие организации, предусмотренные законом. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую эти целям.

С рассматриваемыми понятиями тесно связано понятие координации экономической деятельности, т.е. согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором согласовываются действия хозяйствующих субъектов. Координация экономической деятельности может осуществляться как коммерческой организацией, так и некоммерческой организацией (например, ассоциацией юридических лиц — ст. 121 ГК РФ). При этом Закон о защите конкуренции предусматривает, что не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений, т.е. между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) его (например, договор поставки товара).

К хозяйствующим субъектам отнесены индивидуальные предприниматели, поскольку они, как и коммерческие организации, осуществляя свою деятельность, преследуют цель систематического извлечения прибыли (ст. 23 ГК РФ). Не случайно в п. 3 ст. 23 предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

К хозяйствующим субъектам отнесены также физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Примером такого физического лица является арбитражный управляющий в деле о банкротстве. Арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о несостоятельности деятельность, занимаясь частной практикой. В частности, арбитражный управляющий, организуя торги по продаже имущества юридического лица — должника, в отношении которого введена процедура внешнего управления или конкурсного производства, не должен нарушать требования гл. 4 Закона о конкуренции.

Под финансовыми организациями понимаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие определенные виды деятельности в сфере оказания финансовых услуг. В числе указанных в Законе о защите конкуренции финансовых организаций предусмотрены в основном коммерческие финансовые организации: кредитные, страховые и др., но таковыми могут быть и некоммерческие финансовые организации: кредитный потребительский кооператив, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд. Главное, что как те, так и другие имеют возможность оказывать влияние на условия конкуренции.

К рассматриваемым понятиям примыкают понятия группы лиц (см. коммент. к ст. 9) и аффилированных лиц (ст. 4 Закона о конкуренции 1991 г.). Следует отметить, что в ст. 9 Закона о защите конкуренции приведен исчерпывающий перечень группы лиц. При этом какой-либо общий критерий отнесения лиц к группе лиц законодателем не предусмотрен. В Евросоюзе и США, наоборот, группа лиц определяется исходя из общего критерия — действия лиц на определенном рынке в едином экономическом интересе. Группа лиц, хотя и выступает на рынке коллективно, осуществляя согласованное поведение, не обладает правосубъектностью, т.е. не является субъектом права <1>.

———————————

<1> См.: Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. СПб., 2012. С. 30.

 

Понятие аффилированных лиц также формально не определено (дается лишь перечень таких лиц), пересекается с понятием группы лиц. Эти понятия необходимо определенным образом увязать или разделить сферы их применения, возможно, отказаться от понятия аффилированных лиц как излишнего <1>.

———————————

<1> Понятие аффилированных лиц планируется включить в гл. 4 ГК РФ (см. ст. 53.2 «Аффилированность» проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Наконец, субъектами отношений, регулируемых комментируемым Законом, являются антимонопольные органы, т.е. федеральный антимонопольный орган — ФАС России и его территориальные органы. ФАС России — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции как по принятию нормативных правовых актов, так и по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции. Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

4. Третью группу составляют понятия, связанные с характеристикой действий, ограничивающих конкуренцию: монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, экономическая концентрация и др.

Монополистическая деятельность квалифицируется как правонарушение, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, характеризуемое определенным составом: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона <1>.

———————————

<1> См.: Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 68 — 72.

 

Деятельность признается монополистической, если она определена таковой федеральными законами. Так, комментируемый Закон предусматривает следующие составы монополистической деятельности:

злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10);

ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11);

согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1);

акты и действия (бездействие) публичных органов, направленные на ограничение конкуренции (ст. 15);

ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия публичных органов (ст. 16);

действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, заключении договоров с финансовыми организациями, а также в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17 — 18.1);

незаконное предоставление государственных или муниципальных преференций (ст. 19 — 21).

В определенных случаях монополистическая деятельность не запрещается, а регулируется и защищается законом. Закрытая монополия представляет собой монополию, защищенную от конкуренции юридическими ограничениями, например государственная монополия, монополия, защищенная патентным законодательством. В отличие от государственной монополии, которая вводится законом в целях обеспечения публичных интересов, существование естественной монополии определяется объективными причинами — невозможностью конкуренции. В последнем случае законодатель, поддерживая естественную монополию, предусматривает гарантии прав потребителей продукции (работ, услуг) субъекта.

Вслед за мировой законодательной практикой в комментируемом Законе выделены акты недобросовестной конкуренции, принципиально отличающиеся от составов монополистической деятельности (см. коммент. к ст. 14) <1>. Действительно, монополистическая деятельность обычно связана с доминирующим положением хозяйствующего субъекта или группы лиц на рынке определенного товара и со злоупотреблением этим положением. Недобросовестная конкуренция не связана с доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, но проявляется в незаконных действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (дискредитация конкурентов, введение в заблуждение потребителей товаров, незаконное использование чужого товарного знака, разглашение конфиденциальной информации, ненадлежащая реклама и т.д.).

———————————

<1> См., например: Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика.

 

Закрепляя составы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, законодатель в одних случаях вводит безусловные запреты соответствующей деятельности (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), в других — предусматривает исключения, допускающие такую деятельность, исходя из правил разумности (например, при оценке соглашений и согласованных действий). Так, исходя из правил разумности, соглашения или согласованные действия допустимы, если:

1) не налагают на их участников или третьих лиц ограничений, не соответствующих достижению целей таких соглашений и действий;

2) не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

3) имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;

4) имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений и действий (см. коммент. к ст. 13).

Экономическая концентрация — сделки и иные действия хозяйствующих субъектов, предусмотренные гл. 7 комментируемого Закона и оказывающие влияние на состояние конкуренции, как-то: 1) создание крупных коммерческих организаций; 2) совершение крупных сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении указанных организаций. Такие сделки и действия подлежат государственному (антимонопольному) контролю. При этом в одних случаях требуется получение хозяйствующими субъектами предварительного согласия ФАС России на совершение указанных сделок и действий (ст. 27 — 29), в других — необходимо лишь последующее уведомление ФАС России об этом (ст. 30).

Последствия нарушения порядка совершения действий, подлежащих антимонопольному контролю, предусмотрены Законом о защите конкуренции (см. коммент. к гл. 7). Коммерческие организации, созданные с нарушением установленного порядка, ликвидируются либо реорганизуются в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если их создание привело или может привести к ограничению конкуренции. Сделки, совершенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции.

 

Статья 5. Доминирующее положение

Комментарий к статье 5

1. Доминирующее положение — базовое понятие комментируемого Закона, означающее исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара допускается и не является правонарушением. Сопряженное же со злоупотреблением доминирующее положение хозяйствующего субъекта представляет собой правонарушение.

Понятие доминирующего положения является одним из основных используемых в комментируемом Законе, наряду с другими, предусмотренными в его ст. 4. Правила определения доминирующего положения настолько важны, что они сгруппированы в отдельной статье.

Понятие доминирующего положения является оценочным: его определение зависит не только от оценки антимонопольным органом положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара с учетом состояния рынка, доли рынка, занимаемой хозяйствующим субъектом, и т.п. (ч. 8, 9 комментируемой статьи), но и от оценки хозяйствующим субъектом своего положения на рынке. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим (ч. 4 комментируемой статьи).

Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара лежит на антимонопольном органе, который должен определить положение хозяйствующего субъекта с учетом вида рынка, состава участвующих на нем продавцов и покупателей, структуры рынка и его открытости для межрегиональной и международной торговли. При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта <1>. Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, могут быть признаны правомерными, если он докажет, что их положительный эффект превышает негативные последствия для данного товарного рынка (см. коммент. к ст. 13).

———————————

<1> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32.

 

Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, подлежит включению в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% <1>. Указанный Реестр формирует и ведет ФАС России (см. коммент. к п. 8 ч. 1 ст. 23). Решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым.

———————————

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов» // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

 

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 указано, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом, если не доказано иное, доля признается равной указанной в Реестре. Вместе с тем при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в Реестр, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный Реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов.

Закон о защите конкуренции использует не только количественные критерии определения положения хозяйствующего субъекта как доминирующего (доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара), но и качественные (в частности, возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке и др.).

Правила определения доминирующего положения дифференцированы в зависимости от вида хозяйствующего субъекта (например, субъект естественной монополии, финансовая организация или иной хозяйствующий субъект).

2. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

а) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим, либо

б) доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительно размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По общему правилу не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Исключения составляют случаи, предусмотренные ч. 3, 6 и 6.1 комментируемой статьи.

В ч. 3 комментируемой статьи речь идет о признании доминирующим положения каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если совокупная доля не более чем трех таких хозяйствующих субъектов превышает 50% или совокупная доля не более чем пяти таких хозяйствующих субъектов превышает 70% на рынке определенного товара в течение длительного срока. Эти правила не применяются, если доля хотя бы одного из них составляет менее 8%.

В ч. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. Например, согласно п. 3 ст. 25 Закона об электроэнергетике доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий: доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%; доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20%.

В ч. 6.1 комментируемой статьи также предусмотрены критерии признания положения такого хозяйствующего субъекта доминирующим. Он имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, в одностороннем порядке определять уровень цен товара в силу затрудненности доступа на рынок новых конкурентов, невозможности заменить товар другим. При этом изменение цены товара не влечет изменения спроса на товар.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, все правила защиты конкуренции, содержащиеся в Законе о защите конкуренции, применимы к действиям и соглашениям субъектов естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных Законом о естественных монополиях.

4. В ч. 7 комментируемой статьи содержатся специальные правила об условиях и порядке признания доминирующим положения финансовых организаций, и в особенности кредитных организаций.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных Законом о защите конкуренции, устанавливаются Правительством РФ <1>. С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

———————————

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2926.

 

доля финансовой организации превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар представлен также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается или неизменно превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных комментируемым Законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России <1>. С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

———————————

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3296.

 

доля кредитной организации превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, виды товаров которого имеют обращение также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается или неизменно превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке в условиях наличия обращающегося на нем товара на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Указанные условия применяются к кредитной организации при осуществлении ею банковских операций (ст. 5 Закона о банках). В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) к ней применяются условия признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

В любом случае не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, включая кредитную, доля которой не превышает 10% на единственном в России товарном рынке или 20% на товарном рынке, представленный на котором товар обращается также на иных товарных рынках в России.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code