Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ст. 98

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Комментарий к статье 98

Несмотря на то что отдельные положения об информационных системах в сфере образования уже находили отражение в образовательном законодательстве, комментируемая статья является новацией, поскольку органично объединяет разрозненные нормы, а также дополняет их с учетом действующей практики и перспектив информатизации управления образовательной сферой. В настоящее время для осуществления информационных процессов повсеместно используются информационные системы.

Под информационной системой следует понимать «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» (ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Согласно этому определению в состав информационной системы входят три составляющие: информация, содержащаяся в базах данных, информационные технологии и технические средства. В соответствии с ч. 2 ст. 1260 ГК РФ (ч. IV) базой данных является «представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)».

К основным требованиям, предъявляемым к информационным системам, относят следующие:

1) эффективность — соотношение всех затрат на создание и эксплуатацию такой системы и получаемых при этом результатов;

2) качество функционирования — степень приспособленности системы к выполнению заданных функций;

3) надежность, которая определяется надежностью технических средств оснащения системы и защитой от ошибок исполнителей;

4) безопасность — такое функционирование системы, при котором обеспечивается защита:

информации, циркулирующей в системе (целостность любой информации, конфиденциальность информации ограниченного доступа);

пользователей информационной системы от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы;

информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации.

Государственные информационные системы в образовании составляют органичную часть государственных информационных ресурсов, обеспечивая единую сеть обмена информацией с другими информационными системами. Комментируемая статья называет основные информационные системы, обеспечивающие информационный обмен в образовательной сфере. В частности, для обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования соответствующие информационные системы создаются на федеральном и региональном уровнях.

Формирование информационных ресурсов в указанных системах возложено на Рособрнадзор и региональные органы управления образованием. В свою очередь, Правительством РФ определяется механизм ведения баз данных (информационных систем). На органы и организации возложена обязанность представлять информацию о результатах итоговой аттестации, в том числе персональные данные о лицах, привлекаемых к проведению ЕГЭ, аттестуемых без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 27.01.2012 N 36 <1> утверждены Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения СПО и ВПО и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена.

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 6. Ст. 681.

 

Для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», сведения которой являются открытыми, за исключением той информации, которая составляет государственную или служебную тайну. Приказом Минобрнауки России от 01.08.2012 N 578 <1> утвержден Порядок формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, доступа к сведениям, содержащимся в них.

———————————

<1> Российская газета. 2012. N 227.

 

Помимо названных информационных систем (которые действуют и реализуют возложенные на них задачи) для более полного информационного обеспечения образовательной сферы Закон предполагает создание еще ряда самостоятельных информационных систем, среди которых:

1) государственная информационная система государственного надзора в сфере образования;

2) Федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;

3) Федеральная информационная система «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации».

На Правительство РФ возложено определение механизма создания и функционирования указанных информационных систем.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code