Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ст. 96

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Комментарий к статье 96

Отметим, что ранее законодательство упоминало об общественной аккредитации и праве образовательных организаций на ее получение, но дальнейшего развития соответствующие нормы в образовательном законодательстве не находили. Рассматриваемая статья отдельно регулирует вопросы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Эффективным инструментом повышения качества образования является общественная аккредитация образовательных организаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Попытки сформировать систему независимой оценки качества образования с помощью общественности и объединений работодателей уже предпринимались. Так, в 2009 г. Минобрнауки России и Общероссийским объединением работодателей — РСПП утверждено Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования <1>.

———————————

<1> Утверждено Минобрнауки России, Общероссийским объединением работодателей. РСПП 31.07.2009 N АФ-318/03.

 

Внедрение в жизнь этой формы повышения качества образования продолжилось с принятием Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству РФ дано поручение оказать содействие общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

В 2010 г. Закон N 3266-1 был дополнен п. 41 ст. 33.2, которым образовательным учреждениям и научным организациям предоставлено право получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Кроме того, сведения о результатах такой аккредитации могут рассматриваться при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 N 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

 

В комплекс мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011 — 2015 годы» включены мероприятия по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Анализ действующего образовательного законодательства показал, что в нем содержится упоминание не только об общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, но и о праве образовательных организаций как заказать ее проведение в рамках всего учреждения, так и аккредитовать отдельные образовательные программы. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что комментируемая статья является новеллой образовательного законодательства.

В части 1 комментируемой статьи закреплено право образовательных организаций получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Общественная аккредитация — это система общественного признания уровня деятельности образовательных организаций. Этот вид аккредитации является добровольным, значительно повышает престиж образовательной организации и позволяет ей:

продемонстрировать качество образовательных услуг и подготовки специалистов;

получить независимую оценку качества образовательных программ;

получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ;

повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг;

завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг.

Достаточно важным моментом является предусмотренное в данной части право образовательной организации на общественную аккредитацию, которое подкреплено принципом добровольности в ч. 9 настоящей статьи. Это означает, что общественная аккредитация может проводиться только по инициативе самой образовательной организации. Даже если инициатором является другой субъект (например, при обоснованных жалобах на качество образования в образовательной организации, сведениях из средств массовой информации и т.д.), то без письменного согласия самой образовательной организации общественная аккредитация проводиться не может.

В части 2 статьи содержится понятие общественной аккредитации, под которой понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Общественная организация, которая проводит общественную аккредитацию, обязана установить порядок ее проведения, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации.

Задачами общественной аккредитации, как правило, являются: оценка качества образовательной и научной деятельности в образовательной организации; информирование граждан и работодателей о качестве подготовки специалистов; повышение ответственности субъектов образовательной деятельности; создание информационной среды для определения рейтинга образовательных организаций.

Общественная аккредитация может включать такие последовательные мероприятия, как: экспертная оценка качества образования в образовательной организации; обсуждение полученных результатов и принятие решения о прохождении или об отказе образовательной организации в общественной аккредитации; занесение образовательной организации в реестр образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию; письменное уведомление органа управления образованием соответствующего уровня об итогах общественной аккредитации образовательной организации; размещение в прессе и свободном доступе на официальных сайтах результатов общественной аккредитации.

Право работодателей (их объединений), а также уполномоченных ими организаций проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, закреплено в ч. 3 статьи. Правовым основанием деятельности работодателей и их объединений в сфере образования явилось Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 1015, которым определены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования <1>. Согласно этому документу в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования вправе участвовать все виды объединений работодателей, перечисленные в Федеральном законе от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». Согласно данному Постановлению объединения работодателей в сфере образования:

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 145.

 

вносят в Минобрнауки России предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;

представляют по запросу Минобрнауки России, других федеральных органов исполнительной власти экспертные заключения на проекты документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;

участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем представления в Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, предложений по объему и структуре приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования;

вносят в федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения профессионального образования, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования с учетом уровня развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;

вносят в Министерство образования и науки РФ предложения по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования, исходя из перспектив развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;

формируют совместно с Минобрнауки России и Рособрнадзором систему независимой оценки качества профессионального образования;

участвуют в независимой экспертизе качества учебников и учебных пособий, используемых образовательными учреждениями профессионального образования по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника;

участвуют в государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений через своих представителей в государственных аттестационных комиссиях образовательных учреждений профессионального образования;

участвуют в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;

участвуют в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки в порядке, определяемом Минобрнауки России, а также в работе государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, по вопросам разработки содержания профессионального образования различного уровня и направленности;

участвуют по запросу образовательных учреждений профессионального образования в формировании и экспертизе их основных и дополнительных образовательных программ.

В части 4 комментируемой статьи содержится понятие профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Итак, законодатель установил, что данная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Объектом профессионально-общественной аккредитации выступают знания, умения и навыки выпускника образовательной организации, уровень его профессионализма. Образовательный процесс как таковой не оценивается при аккредитации. Таким образом, при общественно-профессиональной аккредитации оценивается качество не образовательного процесса, а качество образования. Попытка сформировать систему независимой оценки качества профессионального образования была предпринята в 2009 г. Минобрнауки России совместно с Общероссийским объединением работодателей — РСПП утвердили Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования <1>. Эта система создавалась в целях:

———————————

<1> Утверждено Минобрнауки России, Общероссийским объединением работодателей — РСПП 31.07.2009 N АФ-318/03.

 

повышения уровня развития конкурентоспособности и мобильности рабочей силы Российской Федерации путем обеспечения участия объединений работодателей в оценке качества профессионального образования;

объективизации оценки качества профессионального образования;

повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве профессионального образования;

повышения обоснованности управленческих решений в сфере профессионального образования;

формирования элементов общероссийской системы оценки качества образования.

Субъектами системы являются работодатели (их объединения и профессиональные сообщества, саморегулируемые организации), граждане, образовательные учреждения и органы управления образованием. Принципами функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования являются:

открытость информации о механизмах и процедурах оценки, доступность ее результатов в рамках законодательства РФ;

открытость системы для ее субъектов и возможность участия в проведении оценки любых организаций, отвечающих ее требованиям;

исключение дискриминации и принятия пристрастных решений;

компетентность системы, обеспечиваемая привлечением квалифицированных экспертов, использованием стандартизированного и технологичного инструментария оценки.

Основными направлениями деятельности системы являются оценка качества образовательных программ профессионального образования; деятельности организаций, в том числе структурных подразделений, в части реализации программ профессионального образования и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

Часть 5 статьи закрепляет право работодателей (их объединений) формировать рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и, соответственно, образовательных организаций, их реализующих. Рейтинг как способ систематизации данных является инструментом ранжирования образовательных программ и учреждений. Профессиональные сообщества при формировании рейтинга осуществляют ранжирование образовательных программ и учреждений по собственным оценочным методикам. Поэтому существует большое количество рейтингов в сфере профессионального образования. После подписания Россией Болонской декларации рейтинг образовательных организаций (особенно высшего образования) приобретает все большую популярность, на что есть несколько причин.

Во-первых, это связано с планами Правительства РФ реформировать национальную систему высшего образования и необходимостью ранжировать вузы для принятия решений об отнесении их к различным категориям <1>. Во-вторых, наличие спроса на квалифицированное профессиональное образование вызывает интерес как личности, так и общества к доступной и достоверной информации о качестве образования в различных образовательных учреждениях. В-третьих, заинтересованность инвесторов, готовых кредитовать студентов для получения высококвалифицированных специалистов, в объективных данных о качестве образовательных услуг и т.д.

———————————

<1> Более подробную информацию о категориях образовательных организаций см. комментарий к ст. 24.

 

Впервые формирование институционального рейтинга <1> российских вузов началось еще в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Министерством высшего образования РФ. Созданная система начала применяться в 1972 г. В 1990 г. она была существенно изменена вследствие изменившихся социально-экономических условий. Через десять лет данное министерство Приказом от 26.02.2001 N 631 «О рейтинге высших учебных заведений» утвердило методику сбора и обработки информации для официального рейтинга российских вузов, который начал формироваться по группам: классические университеты, технические, медицинские, педагогические вузы. Модель официального рейтинга российских вузов основана на статистике и количественных показателях и, если предположить, что вузы представляют достоверную информацию, ее можно назвать достаточно объективной и информативной.

———————————

<1> Институциональный рейтинг — наиболее распространенный вид ранжирования высших образовательных организаций по результатам их интегральной оценки, по определенным критериям и показателям.

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <1> установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2012 г.:

———————————

<1> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

 

создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования.

Право работодателей, их объединений или уполномоченной ими организации самостоятельно устанавливать порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные программы образовательной организации, предусмотрены в ч. 6 статьи.

Пользуясь предоставленным правом, профессиональные сообщества, как правило, устанавливают более развернутую систему критериев оценки профессионализма выпускников образовательных организаций. При оценке качества программ профессионального образования проводятся специализированные экспертизы, при проведении которых используются результаты независимой внешней оценки качества профессионального образования. Независимость — главное достоинство внешней профессиональной оценки, которая выражается в том, что профессиональные сообщества или уполномоченные ими специализированные организации по оценке качества образования несут автономную ответственность за свои действия и обеспечивают независимость заключений и рекомендаций, содержащихся в отчетах, от влияния третьих сторон.

Показателем эффективности профессиональной оценки качества программ профессионального образования является повышение доли:

работодателей и студентов, удовлетворенных качеством образовательных услуг образовательного учреждения;

программ профессионального образования, уровень подготовки специалистов по которым соответствует требованиям и стандартам объединений работодателей и профессионального сообщества.

Необходимо отметить явно выраженную государственную заинтересованность в проведении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, которая отражена в Указе Президента РФ от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Этим документом Правительству РФ совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов поручено к декабрю 2014 г. подготовить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Часть 7 статьи посвящена обеспечению открытости и доступности информации о порядке проведения общественной (профессиональной) аккредитации. Обеспечить доступность информации обязаны организации, которые проводят общественную, профессионально-общественную аккредитацию. При отсутствии информации о такой аккредитации, подтверждающей качество образования, теряется смысл проведения этой процедуры. Ведь благодаря информационной открытости и доступности возможно привлечение внимания общества к конкретным образовательным организациям и реализуемым ими образовательным программам.

Информационная открытость и доступность — это организационно-правовой режим деятельности любой образовательной организации на территории РФ. Общественно-профессиональные организации, как правило, выполняют свое обязательство по обеспечению открытости и доступности информации о порядке проведения общественно-профессиональной аккредитации <1>.

———————————

<1> См., например: официальный сайт Национального центра общественно-профессиональной аккредитации. URL: http://www.ncpa.ru/.

 

В части 8 статьи установлено, что при проведении государственной аккредитации образовательные организации, имеющие общественную аккредитацию, представляют сведения об этом в аккредитационный орган. Это положение уже было закреплено Законом N 3266-1 (п. 41 ст. 33.2). Пункт 27 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций <1> содержит право образовательной организации представить в качестве приложения к заявлению о проведении государственной аккредитации сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации организации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Указанные сведения рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

———————————

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 184.

 

Однако комментируемая статья не называет представление сведений об общественной аккредитации как право или обязанность организации, проходящей процедуру государственной аккредитации.

Частью 9 статьи государство освобождается от дополнительных финансовых обязательств при общественной и профессионально-общественной аккредитации и подчеркивается принцип добровольности проведения общественной аккредитации. Финансовое бремя по организации профессионально-общественной аккредитации возложено на соответствующие профессиональные объединения, поэтому не влечет каких-либо дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Добровольность в данном случае можно рассматривать как право образовательных организаций на проведение общественной аккредитации, которое было рассмотрено в комментарии к ч. 1 настоящей статьи.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code