Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Комментарий к статье 77

Эта статья является новацией, поскольку образовательные законы не содержали самостоятельных статей, посвященных вопросам организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. Данная норма декларирует общее правило о том, что в Российской Федерации осуществляется поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности (ч. 1), устанавливает формы и способы выявления таких лиц, подчеркивает бесплатность этих действий (ч. 2), возлагает ни Минобрнауки России, а также на его территориальные органы формирование и управление этим процессом, причем первое место в этом процессе занимают школьники (ч. 3), т.е. лица, способности которых нуждаются в особой поддержке и развитии. Более того, Правительство России в соответствии с названной нормой обязано устанавливать денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц (ч. 4).

Завершающая статью ч. 5 предусматривает возможность создания нетиповых образовательных организаций (в ст. 2 Закона это понятие не раскрывается), имеющих право дальнейшего обучения лиц, проявивших выдающиеся способности в учебной, научной, творческой, физкультурно-спортивной и иных видах деятельности. Организации такого типа могут создаваться учредителями всех форм собственности и организационного подчинения. Комментируемую норму можно отнести к одному из частных способов реализации ч. 1 ст. 44 Конституции России.

 

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Комментарий к статье 78

Ранее образовательные законы лишь упоминали об обучении иностранных граждан в российских образовательных организациях, и эти вопросы регламентировались в основном на уровне подзаконных нормативных актов. Однако в рамках самостоятельной статьи соответствующие положения нашли отражение впервые в комментируемой статье.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <1> наделяет иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4). Таким образом, комментируемая статья и является частью того Закона, который устанавливает, в какой мере иностранные граждане и лица без гражданства, традиционно приравненные в нашей стране по объему прав и свобод к иностранцам, обладают правом на образование.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Часть 2 статьи более подробно, но воспроизводит ч. 2 ст. 43 Конституции России, гарантирующую каждому (в том числе — иностранцу) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Хотя необходимо отметить такой факт. Московские и другие общеобразовательные средние школы крупных городов вынуждены дополнительно обучать несовершеннолетних иностранных граждан русскому языку, в противном случае те лишаются возможности успешно осваивать учебную программу средней школы. Естественно, это делается за счет регионального и иных государственных и муниципальных бюджетов, поскольку брать за это плату с родителей не позволяет Конституция страны, а с работодателей родителей этих детей — юридически нереально.

Такая же проблема (обучения русскому языку) остро стоит и перед вузами страны, обучающими иностранных студентов, например перед РУДН, но этот вопрос решается за счет направляющей стороны или самого обучаемого (подробнее см. ч. 3 настоящей статьи).

Что касается остальных уровней образования: среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, то для его финансирования используются следующие источники:

а) бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи) или установленной Правительством квотой на образование иностранцев в России. Таким образом, в любом случае эти расходы подлежат компенсации в прямом виде в соответствии с международными договорами или в косвенном — через квоту, устанавливающую взаимный обмен обучающимися между российскими и иностранными образовательными учреждениями, или путем компенсации расходов в иной форме;

б) за счет средств физических и юридических лиц согласно договорам об оказании платных образовательных услуг.

Из части 4 статьи следует, что особое внимание среди обучаемых иностранцев в нашей стране уделяется соотечественникам, проживающим за рубежом. Так, ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» <1>, на которую прямо ссылается комментируемая норма, предусматривает ряд неконкретных с юридической точки зрения положений о поддержке, сотрудничестве, помощи, учете интересов соотечественников в квоте и т.п. Однако обсуждаемые на весенней сессии 2013 г. в Думе поправки в Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», касающиеся определения статуса соотечественников, могут привести к позитивному изменению данной нормы еще до вступления комментируемого Закона в силу.

———————————

<1> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.

 

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ряд дополнительных прав и социальных гарантий для иностранцев, обучающихся в пределах квоты: обучение за счет ассигнований федерального бюджета, выплату академических стипендий в течение всего периода обучения вне зависимости от успехов в учебе, предоставление мест в общежитии.

Порядок отбора иностранцев для обучения в пределах квоты в соответствии с ч. 6 статьи определяется Минобрнауки России. В настоящий момент проект такого Приказа опубликован на его официальном сайте. В нем помимо всего прочего определен перечень документов, представляемых каждым кандидатом на поступление в вуз РФ. Этим же проектом определено, что Россия ежегодно предоставляет преимущественное право на прием для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан в пределах квоты, выделяемой Правительством России <1>.

———————————

<1> www.mon.gov.ru

 

Особое внимание уделяется (подробнее см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи) материальной и языковой поддержке иностранцев, обучаемых в нашей стране в пределах квоты (ч. 7 статьи). Более подробно прокомментировать эту норму можно будет после вступления в силу проекта приказа Минобрнауки России, опубликованного на его официальном сайте <1>. Проект предполагает проведение открытого конкурсного отбора среди федеральных государственных образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Условием конкурса является наличие у образовательного учреждения опыта работы с иностранными студентами (не менее 60 человек на дату проведения конкурса), необходимого количества преподавателей русского языка как иностранного, инфраструктуры для работы с иностранными студентами.

———————————

<1> Там же.

 

Что касается требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ иностранцами, то их в соответствии с комментируемой нормой определяет Минобрнауки России своим подзаконным актом (ч. 8 статьи).

 

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Комментарий к статье 79

Прежние образовательные законы не предусматривали самостоятельных норм, посвященных организации получения образования лиц с ограниченными возможностями. Как известно, речь в данном случае идет о лицах, имеющих различную степень инвалидности. Появление подобных норм не является случайным, поскольку обеспечение лицам с ограниченными возможностями доступа к образованию является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Так, в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р Государственной программой «Доступная среда» на 2011 — 2015 гг. предусматривается создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В целях практической реализации государственной политики содержание образования инвалидов определяется адаптированной образовательной программой, применяемой на различных образовательных уровнях, с учетом использования специальных условий обучения. При этом допускается вариативность организации обучения — как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися.

В рамках получения лицами с ограниченными возможностями образования соответствующего уровня государством обеспечиваются различные меры социальной поддержки, в том числе связанные с непосредственной организацией обучения инвалидов. В институциональном плане государство обеспечивает создание адаптированных образовательных организаций, в которых могут проходить обучение лица с ограниченными возможностями, имеющие отдельные группы заболеваний, а также подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения инвалидов.

 

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Комментарий к статье 80

Комментируемая статья является новацией, поскольку образовательные законы не содержали самостоятельных статей о реализации права на образование лицами, осужденными к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей (спецконтингент).

Получение основного общего и среднего профессионального образования гарантировано ч. 2 ст. 43 Конституции России. В этой связи в соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) <1> получение осужденными этих видов образования рассматривается как одно из средств их исправления. В развитие этих общих положений Кодекса применяются нормы Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» <2>, прямо упомянутого в комментируемой статье. Согласно ст. 13 названного Закона учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, обязаны организовать общее и профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных. Однако какие-либо более конкретные нормы, регламентирующие особенности правового положения образовательных организаций этой системы, в названном Законе отсутствуют.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

<2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.

 

Особое внимание рассматриваемая статья уделяет обучению несовершеннолетних лиц. В отличие от контингента, упомянутого в ч. 1 ст. 80 комментируемого Закона, они имеют право также на получение и начального образования. Очевидно, что возраст наступления уголовной ответственности в нашей стране (14 лет) значительно превышает возраст получения обучающимися начального образования. Однако его отсутствие у осужденных может объясняться предшествующим периодом беспризорности или безнадзорности. Также необходимо подчеркнуть, что действие данной нормы распространяется как на обвиняемых, так и на подозреваемых, содержащихся под стражей. Порядок обучения, определенный ч. ч. 1 и 2 статьи, согласуется с Минобрнауки России.

Отдельная норма касается лиц, осужденных к наказанию в виде ареста. Их образование не осуществляется. Это вызвано не жестокостью наказания, а тем, что арест в соответствии со ст. 54 УК РФ назначается на срок от 1 до 6 месяцев. Удивительно, что авторы нового Закона никак не высказали своего мнения в отношении обучения лиц, мерой пресечения для которых избран домашний арест. Ведь эта мера применяется как форма ограничения свободы к лицу, преступление которого не доказано, а сам домашний арест может продолжаться и более продолжительное время, чем арест.

Часть 4 статьи вводит своеобразный возрастной ценз для получения образования лицами, осужденными к лишению свободы. В ней говорится, что лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в образовательных учреждениях, созданных в местах лишения свободы. Однако продолжение этой нормы гласит, что лица, достигшие 30 лет, а также инвалиды I или II группы получают названное образование по их желанию.

Вызывает сомнение конституционность изложенного. Получается, что до 30 лет физически здоровые осужденные к лишению свободы лица получают образование принудительно. Но в России существует право на образование, но нет обязанности его получения. Даже труд в местах лишения свободы осуществляется осужденными по их желанию. Почему к образованию отношение иное? Любопытно, что по отношению к осужденным к пожизненному лишению свободы комментируемый Закон более гуманен. Он допускает их обучение в виде самообразования (т.е. по их желанию) в формах, не противоречащих порядку и условиям отбывания наказания (ч. 5 статьи).

Часть 6 статьи носит декларативный характер, и смысл ее сводится к тому, что порядок обучения в местах лишения свободы определяется Минобрнауки России, о чем в той или иной форме сказано выше. Согласно ч. 7 статьи Закон ориентирован на цели адаптации осужденных к нормальной дальнейшей жизни на свободе после освобождения от отбытия ими наказания. Поэтому особое внимание комментируемая норма уделяет получению осужденными профессии рабочего или служащего, разумеется, в рамках требований Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ).

Профессиональное обучение осуществляется в соответствии с правилами, устанавливаемыми Минобрнауки России (ч. 8 статьи). Как будто может быть иначе? Завершающая ч. 9 посвящена порядку получения осужденными среднего профессионального и высшего образования. Эти виды обучения осуществляются в формах, не нарушающих требования УИК РФ.

 

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Комментарий к статье 81

Вопросы особенностей реализации образовательных программ и деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, нашли отражение впервые на уровне самостоятельной статьи. Ее ч. 1 построена своеобразным способом. Она не только в назывном порядке указывает отдельные органы исполнительной власти, осуществляющие функции, обозначенные в названии статьи, но и в виде закрытого перечня выделяет основные направления их деятельности, за которыми легко угадываются прямо не названные ведомства. Очевидно, это связано с тем, что выборы очередного Президента страны или на очередной срок кардинально меняют не только персональный состав руководителей, но и структуру органов исполнительной власти страны. Причем речь идет не только о банальном переименовании государственных органов этой ветви власти, но и о передаче функций от одного органа другому или даже институтам гражданского общества, и наоборот. Это серьезная правовая, политическая, психологическая и любая другая проблема организации исполнительной власти в нашей стране. Однако она не относится к теме настоящего комментария. Поэтому его авторы понимают свою задачу иначе: угадать за названными в комментируемой норме функциями и назвать эти органы исполнительной власти в соответствии с наименованиями, данными им в Указе Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2754.

 

Итак, речь идет о Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службе, Федеральной службе исполнения наказания и Службе судебных приставов, Федеральной службе охраны, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, а также Генеральной прокуратуре РФ, Следственном комитете РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе безопасности.

Но и в этом случае перечень органов исполнительной власти, имеющих свои ведомственные образовательные учреждения, будет неполным, поскольку в нем не названы МИД России, МЧС России и некоторые другие органы исполнительной власти, что приведет к неизбежным коллизиям в процессе исполнения предписаний комментируемого Закона.

Так или иначе, все перечисленные и неперечисленные ведомства осуществляют подготовку кадров, как следует из ч. 1 ст. 81 Закона, путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, находящихся в их ведении. Причем по форме организации это могут быть самые разнообразные образовательные организации: от кадетских и суворовских училищ до высших и поствузовских организаций, например МГИМО(У) МИД России, Академия Генерального штаба и т.п. В любом случае их объединяют ведомственное подчинение, отраслевое финансирование, специальные программы подготовки кадров, особые средства обучения и воспитания (подробнее см. комментарий к п. 26 ст. 2 Закона), а также общий порядок лицензирования и аккредитации, установленные комментируемым Законом (подробнее см. комментарий к ст. ст. 91, 92).

Характерна одна принципиальная особенность рассматриваемого типа образовательных учреждений: их двойное подчинение в методической области (ч. 2 статьи). Иными словами, основные образовательные программы, реализуемые в названных организациях, разрабатываются на основании требований, предусмотренных настоящим Законом, с учетом ведомственных квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников. В настоящий момент на официальном сайте Минобрнауки России опубликован проект Приказа «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях <1>. Очевидно, такой же приказ со временем будет подготовлен и в отношении образовательных учреждений высшего профессионального образования.

———————————

<1> www.mon.ru

 

Согласно ч. 3 статьи примерные программы профессионального обучения, а также дополнительные программы разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, «в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование». Очевидно, Минобрнауки России не допускается к утверждению этих программ из тех соображений, что они содержат вопросы государственной тайны (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи). Однако, на наш взгляд, отсутствие предварительного согласования с данным министерством должно создавать неизбежные трудности при государственном лицензировании и аккредитации названных образовательных организаций.

Определение порядка защиты вопросов государственной тайны, использования секретных образцов вооружения, техники, материалов и веществ при освоении обучаемыми образовательных программ возлагается на соответствующее ведомство, которому это учреждение подчинено (ч. 4 статьи). Проект Постановления Правительства РФ «Об установлении Требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» опубликован на официальном сайте Минобрнауки России <1>. Кроме того, ведомство, в чьем подчинении находится образовательное учреждение, осуществляет управление им в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными правовыми актами ч. 9 настоящей статьи.

———————————

<1> www.mon.ru

 

Часть 6 статьи устанавливает специальные наименования обучаемых в ведомственных учебных заведений:

«адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты», а ч. ч. 7 — 8 разъясняют отдельные наименования, перечисленные в ч. 6:

слушатели — офицеры, проходящие переподготовку и послевузовское обучение в ведомственных учебных заведениях;

курсанты — военнослужащие (лица, принесшие присягу), не имеющие воинских званий офицеров.

Часть 9 статьи позволяет перечисленным в ч. 1 ведомствам принимать локальные нормативные правовые акты, регламентирующие особенности взаимоотношений между обучающимися, педагогическими работниками и ведомственной образовательной организацией. Завершающая ч. 10 устанавливает ряд полномочий, перечисленных в ч. 1 настоящей статьи организаций, по отношению к ведомственным образовательным организациям и обучающимся в них лицам, а именно определение:

правил и условий приема в них;

порядка отчисления, перевода и восстановления обучающихся;

перечня открытой информации. (Норма прямо противоречит Федеральному закону от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и вытекающим из него указам Президента РФ.);

порядка осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности в части, не противоречащей комментируемому Закону.

 

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Комментарий к статье 82

Правовые нормы об особенностях реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования самостоятельное значение приобрели только в рамках рассматриваемой статьи. Реализация профессиональных программ названных видов образования обладает значительной спецификой, чему и посвящена одна из самых объемных статей Закона N 273-ФЗ. Открывается она нормой, устанавливающей виды этих программ:

программа среднего профессионального образования;

программа высшего образования;

дополнительные профессиональные программы.

Эти виды образования, как никакие другие, требуют постоянного совершенствования знаний и накопления практического опыта «в течение всей жизни» врача, фармацевта, на что и указывает комментируемая норма. Образовательные программы данного типа разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения РФ. Как следует из ч. 3 статьи — без участия Минобрнауки России.

Далее в ч. 4 статьи Закон уделяет внимание практической подготовке медиков и фармацевтов, получающих все виды перечисленных в ч. 1 настоящей статьи форм образования (подробнее см. комментарий), которое осуществляется в следующих учреждениях и организациях:

клиниках, осуществляющих практическую медицинскую или фармацевтическую деятельность;

в научных организациях соответствующего профиля, именуемых клинической базой;

в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств.

Практическая подготовка врачей и фармацевтов в организациях, названных в пп. 2 и 3 ч. 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора, содержание которого подробно определено в ч. 5 статьи. В бюджетных организациях всех уровней практическая подготовка обучающихся производится на безвозмездной основе. Из смысла комментируемой нормы следует, что практика врачей и фармацевтов в платных клиниках производится на возмездной основе или не проводится вовсе.

Обучающиеся по названным специальностям участвуют в практической помощи гражданам в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ. Обучение в ординатуре (аналог магистратуры обычного вуза) осуществляется в рамках государственного образовательного стандарта и предполагает подготовку специалиста, обладающего навыками самостоятельной профессиональной деятельности. В то же время программа ординатуры может предусматривать возможность поэтапного (дискретного) обучения, а также итоговую государственную аттестацию.

Порядок приема в ординатуру имеет специфику, определяемую Министерством здравоохранения РФ. Иными словами, речь идет о том, что в отличие от других специальностей (подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 69 Закона) в магистратуру медицинского и фармацевтического профиля не может быть принято лицо, не имеющее базового профильного образования.

Подбор педагогических работников для обучения по программам высшего образования по названным специальностям также имеет специфику: он производится из числа лиц, прошедших обучение в ординатуре или интернатуре (программа последипломной стажировки) по правилам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ. Для педагогических работников, осуществляющих обучение в рамках среднего медицинского или фармацевтического образования, требования к профессиональной их подготовке в соответствии с комментируемой статьей могут быть несколько снижены.

 

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Комментарий к статье 83

Особенности реализации образовательных программ в области искусств впервые нашли закрепление в комментируемой статье. Открывается она частью, устанавливающей некоторые специфические понятия и принципы обучения, свойственные данному типу образования. Прежде всего она определяет образование в области искусств как художественное и эстетическое воспитание граждан. Автор настоящего комментария как педагог не вполне согласен с таким определением, однако вынужден с ним считаться как с юридически определенным.

Следующим важным с точки зрения авторов Закона моментом является реализация в процессе обучения в области искусств принципа непрерывности и преемственности. Этот процесс начинается с выявления одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, затем следует профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, завершающееся последовательным прохождением взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. Иными словами, авторы Закона утверждают, что образование в области искусств возможно только с раннего детства путем поэтапного эволюционного развития. Как будто история отечественного киноискусства, изобразительного и иных творческих видов деятельности не знает примеров прихода в них лиц зрелого и даже пожилого возраста, что не исключает не только достижения ими больших творческих успехов, но и получения дальнейшего образования! По логике авторов комментируемой нормы таким лицам обучение в области искусств недоступно и юридически не возможно. Трудно согласиться с таким подходом.

Часть 2 статьи определяет типы образовательных программ в области искусств:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Очевидно, именно эти программы и направлены на выявление талантливых детей в раннем возрасте;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего образования. В переводе на понятный язык это означает, что даже талантливая молодежь должна уметь читать, писать, считать и быть знакома с основными знаниями об устройстве природы, общества и человека;

3) образовательные программы среднего профессионального образования (в приведенном соотношении речь идет о подготовке специалиста среднего звена);

4) образовательные программы высшего образования (сравнимые с типовыми программами бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры).

В части 3 статьи авторы Закона вновь возвращаются к дополнительным профессиональным программам в области искусства, реализация которых позволяет выявлять одаренных детей в раннем возрасте, и подробно описывают их содержание и требования к ним. Перечень программ, названных в ч. 3 ст. 83 Закона, определяется Министерством культуры РФ. Этим же государственным органом определяются требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этим программам, в совокупности образующим федеральные государственные требования.

Прием на обучение по этим дополнительным предпрофессиональным программам производится на основании результатов индивидуального отбора по правилам, утвержденным названным министерством, по согласованию с Минобрнауки России. Итоговая аттестация обучающихся по названным программам проводится по правилам, утвержденным согласованным решением названных ведомств.

Интегрированные образовательные программы (подробнее см. комментарий к п. 2 ч. 2 настоящей статьи) направлены на выявление обучающихся, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств. Причем названные в ч. 8 и п. 2 ч. 2 настоящей статьи образовательные программы реализуются исключительно по очной форме обучения, чтобы обучающиеся смогли при этом получить не только специальные, но и общеобразовательные знания и навыки. На обучающихся по этим программам распространяются права и обязанности учащихся, установленные ст. ст. 34 и 43 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

Обучение по интегрированным программам в области искусств не освобождает обучающихся от обязанности получения ими начального общего образования. Эта норма находится в противоречии с ч. 2 ст. 43 Конституции России, гарантирующей получение всеми бесплатного основного общего и среднего профессионального образования. Для углубленного усвоения обучающимися в области искусства необходимых знаний создаются интернаты для их проживания.

Правила приема на обучение по интегрированным программам утверждаются также (ср. с ч. 6 настоящей статьи) совместным решением названных государственных органов власти. Обучение по названным программам завершается итоговой аттестацией, включающей оценку знаний обучающегося по соответствующей образовательной программе среднего профессионального образования. В случае отчисления обучающегося по рассматриваемой образовательной программе в области искусств образовательное учреждение, из которого он отчислен, обязано обеспечить продолжение его обучения в соответствующем образовательном учреждении общего профиля.

Программа ассистентуры-стажировки направлена на подготовку педагогических кадров для учреждений высшего образования в области искусства по очной форме обучения. Подготовка названных в ч. 16 статьи специалистов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и завершается подготовкой соответствующей квалификационной работы. Порядок организации такой стажировки утверждается совместным решением названных федеральных органов государственной власти. Учебная и производственная практика в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением.

Завершается комментируемая статья указанием на то, что обучение в области искусств может предусматривать и иные специальные формы образования, утверждаемые Министерством культуры РФ и Минобрнауки России, не противоречащие настоящему Закону.

 

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Комментарий к статье 84

Комментируемая статья:

является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта нормативного закрепления не находили;

называет цели реализации, виды и содержательную нагрузку образовательных программ. Кроме того, закреплены условия приема граждан на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, а также основы обеспечения реализации интегрированных образовательных программ, т.е. сочетающих получение образования соответствующего уровня наряду с профессиональной программой в области физкультуры и спорта. Попутно называются формы такой интеграции, включая интернаты, физкультурно-спортивные лагеря и т.п.

 

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Комментарий к статье 85

Норм об особенностях реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, ранее в законодательстве не предусматривалось.

Единственное, что объединяет столь разные названные профессии — это повышенный риск при осуществлении их обладателями трудовой функции в мирное время. Очевидно, именно этим и объясняется объединение столь разных образовательных программ в единой статье нового Закона, тем более что сами виды программ ничего принципиально отличного от стандартного образования по сравнению с программами в области искусств и физической культуры и спорта не содержат (подробнее см. комментарий к ст. ст. 83, 84 Закона). Подготовка специалистов по названным специальностям осуществляется в рамках следующих образовательных программ:

основные программы профессионального обучения;

образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;

дополнительные профессиональные программы.

Перечисленные в ч. 1 статьи образовательные программы утверждаются совместным решением Минобрнауки России и Министерства транспорта РФ. Что касается типовых основных программ профессионального образования и дополнительных программ для подготовки обучаемых по названным специальностям, то их единолично утверждает Министерство транспорта России. Подготовка специалистов по этим специальностям связана с большим объемом практической деятельности, поэтому образовательные программы в данной области реализуются с участием Федеральных агентств воздушного, железнодорожного, морского и речного видов транспорта.

Все перечисленные виды транспорта объединяет и еще одно обстоятельство: все они имеют выход за пределы РФ, и в силу этого подготовка обучаемых по названным специальностям должна включать объем практической подготовки (налет часов, стаж работы и другие качественные показатели), требуемый международными договорами РФ. Обязательным условием выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность в рассматриваемой сфере, является наличие у них необходимого по международным требованиям и соответствующим федеральным государственным стандартам количества транспортных средств и тренажеров для подготовки обучающихся.

Так же как и в случае реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, настоящий Закон допускает установление дополнительных условий и требований к подготовке специалистов в данной сфере, не противоречащих содержанию настоящего Закона (подробнее см. комментарий к ст. ст. 83, 84 Закона).

 

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Комментарий к статье 86

До настоящего времени образовательные законы самостоятельных положений об обучении по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях не содержали.

Эта статья пытается восполнить дефицит называвшейся ранее допризывной подготовки учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах. Однако, если ранее эту функцию выполняла общественная организация ДОСААФ, после ее распада такую функцию приняло на себя государство, возложив ее выполнение на специализированные учреждения школьного типа, перечисленные в ч. 2 настоящей статьи. Остается вопрос: при чем здесь казачество и государственная служба? Пока вопрос о совмещении этих двух понятий законодательно не решен. Попытки отдельных субъектов Федерации «приспособить» казаков к правоохранительной службе являются незаконным юридическим произволом. Искусственное «подталкивание» законодателя к таким решениям в условиях отсутствия федерального закона о государственной правоохранительной службе выглядит по меньшей мере поспешным, а по сути — провокационным.

В статье говорится об «интеграции» основного общего и среднего общего образования с дополнительными программами, «имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной и иной государственной службе», но никак не определяются степень, глубина и основные направления этой интеграции (ч. 2). Содержательная характеристика этих дополнительных программ заменена перечислением уже существующих, созданных до вступления в силу настоящего Закона специализированных образовательных организаций типа «кадетское училище», «суворовское училище» и т.п. Такая подмена содержания формой чревата двумя негативными последствиями. Во-первых, не вполне ясны лицензионные и аккредитационные показатели подобных учебных заведений и их соответствие общим стандартам обучения. Во-вторых, такой назывной принцип не позволяет расширить в случае необходимости типы этих образовательных учреждений, включив в них летные, космические и т.п.

Часть 3 статьи дополняет сказанное указанием на то, что образовательные организации перечисленных типов создаются Российской Федерацией и ее субъектами, от чего, видимо, зависит стыдливо скрытый источник их финансирования. Из многословной ч. 4 статьи следует, что образовательные программы для перечисленных учреждений утверждает все-таки единолично Минобрнауки России. Остается вопрос: а кто же обеспечивает их ориентацию на государственную, в том числе военную, службу? Отдельная ч. 5 делегирует образовательным учреждениям данного типа право вводить форму одежды обучающихся. Завершающая ч. 6 посвящена детям-сиротам и детям военнослужащих, обладающим преимущественным правом на поступление в перечисленные училища. Данная норма, на наш взгляд, противоречит смыслу Международной конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка» <1>, ст. ст. 19 и 43 Конституции России о равноправии и свободе выбора формы образования, ст. ст. 3 и 5 настоящего Закона и вообще здравому смыслу.

———————————

<1> Официальный отчет Генеральной Ассамблеи ООН, 44-я сессия (Дополнение N 49/А/44/49).

 

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Комментарий к статье 87

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства. Автору комментария к настоящей статье представляется, что она — очевидный предмет жалобы в Конституционный Суд РФ на предмет ее соответствия конституционным принципам светского государства и праву граждан на свободу совести. Также не вполне ясно такое внимание к «семейным и общественным духовно-нравственным и социокультурным ценностям», которые могут быть включены в образовательные программы. Не меньший спор вызывает, например, включение в образовательные программы вопросов полового воспитания, обеспечения жизнедеятельности и др. Нельзя же все эти вопросы закреплять в нормах Федерального закона! На самом деле проблема состоит в выборе родителями (законными представителями) обучающихся одной из программ (модулей), посвященных изучению традиций одной из мировых религий.

Названные программы проходят экспертизу в одной из централизованных религиозных организаций на предмет их соответствия вероучению и утверждаются Минобрнауки России как федеральный государственный стандарт (подробнее см. комментарий к ст. 11 Закона) или как образовательная программа (подробнее см. комментарий к ст. 12 Закона). На наш взгляд, такая норма противоречит смыслу ст. 18 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <1>, поскольку даже «централизованная религиозная организация» на основании конституционного принципа об отделении ее от государства (ч. 2 ст. 14 Основного Закона) не обладает правом давать экспертные заключения на государственные образовательные стандарты.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

 

Теологии (досл. — наука о боге) посвящена ч. 4 статьи. Образовательные учреждения высшего образования, в которых этот предмет преподается, обязаны включить ее в государственный образовательный стандарт или образовательную программу в соответствии со ст. ст. 11 и 12 нового Закона.

Часть 5 статьи пошла еще дальше, наделив централизованную религиозную организацию незаконным правом «рекомендовать» учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии для преподавания обучающимся педагогическим работникам.

Вообще, предлагается привлекать религиозных деятелей для преподавания дисциплин в области теологии в образовательных организациях (ч. 6 статьи). Удивительно, что авторы прямо не предложили преподавать в школе «Закон божий» и совершать там религиозные обряды и церемонии. Поскольку следующая часть статьи посвящена частным учебным заведениям, можно предположить, что в данной норме говорится о государственных образовательных организациях.

О возможности включения в образовательные программы частных образовательных организаций курсов и дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование, речь идет в ч. 7. Вот эта норма вполне соответствует Закону и Конституции России.

В свою очередь, согласно ч. ч. 8 — 9 статьи частные образовательные организации, учрежденные религиозными организациями, делятся на религиозные и духовные. В первых проходят обучение невоцерковленные граждане, а во вторых — служители и религиозный персонал религиозных организаций. Существование первых, на наш взгляд, носит факультативный характер, поскольку они не проходят аттестацию на предмет соответствия государственному образовательному стандарту (например, воскресные школы), а вторые — проходят обязательную аттестацию по этим стандартам.

А вот примерные образовательные программы в таких духовных образовательных организациях утверждаются исключительно соответствующей религиозной организацией без участия Минобрнауки России (ч. ч. 10 — 12 статьи). Причем первые вправе вводить собственные правила приема, права и обязанности обучающихся, а также проводить общественную аккредитацию этих образовательных организаций и их педагогических работников за свой счет.

 

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Комментарий к статье 88

Самостоятельных статьей и даже отдельных норм о реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях МИД России в образовательном законодательстве не было.

Процессы глобализации, расширения межгосударственных контактов Российской Федерации, интеграции ее в международное правовое и образовательное пространство привели к тому, что содержание ч. 1 статьи оказалось закономерно шире наименования всей комментируемой статьи. Смысл в том, что практически любой федеральный государственный орган, уполномоченный направлять своих работников для работы в иностранные государства, вправе создавать через загранучреждения МИД России образовательные подразделения, действующие в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Причем даже не все эти учреждения находятся на балансе МИД, а следовательно, могут считаться учреждениями его системы. Конечно, речь идет о больших колониях российских граждан за рубежом, способных обеспечивать наполняемость классов, равномерное распределение учебной нагрузки на педагогических работников, наличие необходимого количества детей и др. В этой части можно было бы подумать об обучении в российских образовательных учреждениях несовершеннолетних граждан, постоянно проживающих за рубежом, чем подменять это общими словами про заботу о соотечественниках, но эту задачу Закон N 273-ФЗ не решает (подробнее см. комментарий к ч. 4 ст. 78).

Часть 2 статьи исходит из гуманного принципа о том, что нормативные затраты на оказание образовательных услуг в сфере образования в учреждениях, названных в ч. 1 статьи, не зависят от количества обучающихся в этих образовательных учреждениях.

Обучающиеся в загранучреждениях МИД России делятся на две группы: первая по решению, согласованному с МИД России, обучается бесплатно, а вторая — за счет родителей (лиц, их замещающих) или иных физических либо юридических лиц (ч. 3 статьи). На наш взгляд, это спорная с точки зрения Конституции норма. Указанные образовательные учреждения создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по единоличному решению МИД России без участия Минобрнауки России.

Часть 5 статьи устанавливает ряд полномочий МИД России в отношении его образовательных загранучреждений:

определяет структуру управления и штатное расписание;

осуществляет кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение необходимыми ресурсами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечивает бланками документов об образовании и организует внесение необходимых сведений в федеральный реестр документов об образовании и/или квалификации;

осуществляет контроль за названными учреждениями.

Вся деятельность образовательных загранучреждений МИД России осуществляется по согласованию с Минобрнауки России.

Трудовые договоры с педагогическими работниками, работающими в этих учреждениях, заключает МИД России.

Права и обязанности педагогических работников этих учреждений определяются с учетом особенностей их работы в данных учреждениях, но в соответствии с трудовым законодательством РФ. Странно, что комментируемая норма ни слова не говорит о правах и обязанностях обучающихся в этих учреждениях.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code