Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Комментарий к статье 75

Несмотря на то что в Законе N 3266-1 дополнительному образованию была посвящена самостоятельная ст. 26 «Дополнительное образование», нормы о дополнительном образовании детей и взрослых в рамках рассматриваемой статьи значительным образом переработаны с учетом опыта обобщения соответствующего нормативного материала.

Часть 1 статьи определяет широкий набор задач, решаемых дополнительным образованием: от развития творческих способностей индивидов до организации их свободного времени. Из этого можно заключить, что цели получения дополнительного образования — гораздо шире, чем иных его видов. Одна из задач, которую решает дополнительное образование, хотя она прямо и не обозначена в комментируемой норме, — это создание в стране системы непрерывного образования: требование времени, следствие развития научно-технического прогресса и обеспечения всеобщей занятости населения. Отдельно определены задачи дополнительного образования детей:

а) адаптация их к жизни в обществе;

б) профессиональная их ориентация;

в) выявление и поддержка у них выдающихся способностей.

Решение этих задач требует, чтобы содержание образовательных программ дополнительного образования отвечало как минимум двум условиям: учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с ч. 2 статьи дополнительные общеобразовательные программы различаются как по содержанию, так и по объекту их применения. Так, общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых. А дополнительные профессиональные программы в сфере искусства, физкультуры и спорта рассчитаны на реализацию только для детей. С такой постановкой вопроса можно поспорить. Например, программа обучения рисованию за 1 час рассчитана на все возрасты обучаемых, а программа оздоровительной физкультуры — только для взрослых.

В целом к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню их образования, если иное не обусловлено их (программ) спецификой (ч. 3 статьи). Действительно, дополнительная программа по освоению компьютера может быть реализована среди обучаемых, как минимум обладающих знанием грамоты и элементарными профессиональными навыками.

Как указано в ч. 4 статьи, установлены весьма либеральные требования к дополнительным общеразвивающим программам: их содержание и сроки обучения определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. От себя добавим: если таковые имеются. Тем не менее некоторые особенности реализации дополнительных профессиональных программ имеются (ч. 5 статьи). Они установлены ч. ч. 3 — 7 ст. 83 и ч. ч. 4 — 5 ст. 84 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

 

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Комментарий к статье 76

Положения комментируемой статьи уже находили отражение в ст. 26 Закона N 3266-1 «Дополнительное образование» и в отдельных нормах Закона N 125-ФЗ. В части 1 — 5 статьи определяются общие задачи дополнительного профессионального образования (ч. 1) и различаются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ч. 2). Далее поясняются указанные различия между названными программами, однако сделано это через разные квалифицирующие признаки. Что касается дополнительных профессиональных программ, то в ч. 3 статьи определены исходные образовательные требования к обучающимся:

имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование;

получающие названные виды образования.

Из этого можно заключить, что дополнительное профессиональное образование по содержанию может быть не связано с имеющимся или получаемым обучаемыми образованием и преследует цель обучения новому виду деятельности (ч. 5). А повышение квалификации в соответствии с ч. 4 преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности.

Части 6 — 16 статьи устанавливают ряд формальных требований к содержанию и порядку утверждения программ дополнительного профессионального образования, изучение которых завершается выдачей удостоверения о повышении квалификации и/или диплома о профессиональной переподготовке. В том случае, если эти формы обучения происходят в одной и той же образовательной организации, они могут быть выданы одновременно с получением диплома об основном среднем профессиональном или высшем образовании и о квалификации (ч. 16).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code