Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 63. Общее образование

Комментарий к статье 63

Положения об общем образовании уже находили отражение в ст. 19 Закона N 3266-1. Однако в рамках комментируемой статьи их содержательная нагрузка несколько изменена с учетом современных требований. Речь идет о преемственности образовательных программ общего образования, куда отнесены программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их, а также в форме семейного образования. Кроме того, общее образование может быть получено в форме самообразования.

Особенности получения начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в отношении лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание.

Форма получения общего образования по конкретной основной общеобразовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения. Это соответствует нормам семейного законодательства, допускающего в определенных случаях учет мнения ребенка, если это затрагивает его интересы.

На органы местного самоуправления возложена обязанность вести учет детей, имеющих право на получение общего образования, проживающих на соответствующей территории. При этом, если ребенок проходит обучение в форме семейного образования, его родители (законные представители) обязаны поставить об этом в известность органы местного самоуправления в рамках их места жительства.

 

Статья 64. Дошкольное образование

Комментарий к статье 64

Соответствующие положения содержала ст. 18 Закона N 3266-1. В рамках же комментируемой статьи указанные положения в значительной степени дополнены новыми нормами.

Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ (ст. 43), которая гарантирует его бесплатность и доступность в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р <1>. В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» <2> поставлена задача достижения к 2016 г. 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

<2> Там же. 2012. N 19. Ст. 2336.

 

В части 1 статьи приводится понятие дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Новый Закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Таким образом, акцент делается на общеразвивающую цель дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.

Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов РФ. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.

Субъектами РФ реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных кратко- и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений <1>, ставящих цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Определяются субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.

———————————

<1> См., например: региональные Постановления: губернатора Владимирской области от 31.10.2011 N 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 — 2015 годы» // Владимирские ведомости. 2011. N 253; правительства Воронежской области от 31.08.2012 N 760 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2013 — 2017 годы» // Собрание законодательства Воронежской области. 2012. N 24. Ст. 824; правительства Калужской области от 20.05.2011 N 284 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011 — 2015 годы» // Весть. 2011. N 205 — 207; правительства Московской области от 31.08.2011 N 923/35 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012 — 2014 годах» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2011. N 223; правительства Саратовской области от 13.09.2011 N 495-П «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие системы дошкольного образования Саратовской области на 2012 — 2015 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. 2011. N 25 и др.; муниципальные постановления: администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2010 N 2424 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011 — 2015 годы» // Саратовская панорама. Спецвыпуск. 2010. N 106 (623); администрации г. Нижний Тагил от 19.07.2010 N 1610 «О муниципальной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Нижний Тагил на 2010 — 2014 годы» // Горный край. 2011. N 1 и др.

 

В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов <1>. В одних субъектах РФ реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях <2>. В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения <3>. Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.

———————————

<1> Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 N 578 «О Программе строительства и реконструкции детских садов на 2011 — 2016 годы» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2011. N 6.

<2> Постановление правительства Нижегородской области от 04.02.2011 N 55 «Об утверждении областной целевой программы «Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием пустующих зданий образовательных учреждений Нижегородской области на 2012 — 2014 годы» // Правовая среда. 2011. N 17 (1282).

<3> Распоряжение губернатора Саратовской области от 08.11.2011 N 850-р «О мерах по введению дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2012 году» // Собрание законодательства Саратовской области. 2011. N 33.

 

В других субъектах РФ действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 — 2016 годы <1>, которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).

———————————

<1> Распоряжение правительства Республики Саха (Якутия) от 10.05.2011 N 413-р «Об утверждении Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 — 2016 годы» // Якутия. 2011. N 84.

 

Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной организации определяется программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 Закона N 273-ФЗ разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

По общим нормам, закрепленным в ст. 11 нового Закона, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, в том числе: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования — образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.

Согласно комментируемой статье образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке подготовки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться утвержденными Минобрнауки России Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом от 20.07.2011 N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом от 23.11.2009 N 655). Следует иметь в виду, что Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (письмо от 22.07.2010 N 03-13).

Таким образом, новый Закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.

В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Закон возлагает на органы государственной власти субъектов РФ. Это их новое полномочие в сфере дошкольного образования. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов РФ. Кроме того, во избежание декларативности названных норм им необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления этого полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.

В отдельных субъектах РФ на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» Постановлением от 22.03.2011 N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что такая помощь организуется на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).

Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании ст. 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

 

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Комментарий к статье 65

Положения комментируемой статьи уже известны образовательному законодательству, поскольку нормы о взимании платы за присмотр детей содержались в ст. 52.1 Закона N 3266-1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми (ч. 1 статьи). Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 нового Закона наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации. При этом толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что только та организация, которая оказывает услуги по присмотру и уходу (одновременно с образовательной деятельностью), является дошкольной образовательной организацией. Если какая-либо иная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, то она вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (хотя может и не оказывать такого рода услуги).

Присмотр и уход за детьми согласно ст. 2 Закона N 273-ФЗ — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход за детьми — это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия «присмотр и уход» включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды <1>. Однако очевидно, что названный Закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий.

———————————

<1> Постановление Министерства труда РФ от 21 апреля 1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) // Бюллетень Минтруда России. 1993. N 5.

 

Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи за присмотр и уход за детьми учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ. В своем решении от 27.01.2003 N ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование. Кроме того, конституционная норма о гарантированности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не освобождает родителей от оплаты расходов, связанных с содержанием детей в таких организациях.

Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытовым обслуживанием, соблюдением гигиенических процедур и т.п., не составляет существо образования в его обучающем и воспитательном контекстах, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним. Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных организациях отграничивается от непосредственно образовательной деятельности, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.

Новый Закон оставляет на усмотрение учредителя как саму возможность взимания платы за присмотр и уход, так и определение ее размера. Учредитель также вправе снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольной образовательной организации. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах РФ практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и Постановление правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области» <1> при определении размеров платы учитывают такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимира от 24.12.2008 N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50% — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений <2>. Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах <3>.

———————————

<1> Постановление правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области» // Правовая среда. 2006. N 35 — 37 (708 — 710).

<2> Решение Совета народных депутатов города Владимира от 24.12.2008 N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Молва. 2009. N 2.

<3> См., например: постановление главы городского округа Звенигород Московской области от 21.04.2006 N 293 «Об утверждении платы за содержание детей в муниципальных детских образовательных учреждениях» // Документ опубликован не был.

 

Часть 3 комментируемой статьи приводит перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Закон N 273-ФЗ скорректировал данный перечень по сравнению с прежним законодательством. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией «дети-инвалиды».

В правоприменительной практике рассматривался вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных муниципальных организациях. Суд определил, что поскольку расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта РФ, то эти расходы должны финансироваться из местного бюджета. Как отметил суд, спорные расходы являются не льготами, а одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях <1>.

———————————

<1> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2009 по делу N А05-3784/2008.

 

Предусмотрен запрет на включение в родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций (ч. 4 статьи). Исключение данных статей расходов из числа включаемых в родительскую плату обусловлено следующими причинами.

Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являясь основной целью деятельности таких организаций, осуществляется ими без взимания платы — бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирована Конституцией РФ. Поэтому все расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, исключаются из состава родительской платы. Не включаются в родительскую плату и затраты на содержание недвижимого имущества, что, по всей видимости, связано с тем, что бремя содержания имущества возложено на его собственника и не может быть переложено на лиц, получающих услуги в такой организации.

Иных параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми комментируемый Закон не предусматривает, оставляя, очевидно, это на усмотрение учредителя. Не исключается и возможность определения расходов, учитываемых при определении родительской платы, органами государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Отметим, что на подзаконном уровне установлен Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка, утвержденный в соответствии с прежним Законом РФ «Об образовании» Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 849. В число таких затрат Постановлением включены: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользование имуществом, увеличение стоимости материальных запасов в связи с содержанием ребенка в дошкольной образовательной организации и пр. Однако применение положений названного Постановления должно быть скорректировано с учетом новой дефиниции присмотра и ухода и установленных комментируемым Законом требований к определению величины родительской платы.

Часть 5 рассматриваемой статьи устанавливает параметры определения размера компенсации родительской платы за присмотр и уход. Согласно Закону N 273-ФЗ основное предназначение родительской платы — материальная поддержка родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом нормы Закона не связывают право родителя на получение компенсации родительской платы с отнесением дошкольной образовательной организации, которую посещает дошкольник, к государственным, муниципальным или частным организациям. Это означает, что данные нормы в равной мере распространяются и на родителей, дети которых получают дошкольное образование в частных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Непосредственно размеры компенсаций утверждаются нормативными правовыми актами субъектов РФ, однако федеральный законодатель определил минимальные компенсационные пороги, которые составляют: не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% — на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта РФ. Вопрос определения ее среднего размера решается ими по-разному. В одних — он устанавливается в виде фиксированной суммы на соответствующий год (например, в Калужской области — 656 руб. в месяц в 2013 г. <1>; в Москве — 598 руб. на 1 января 2012 г. <2>; в Мурманской области — 1514 руб. в месяц в 2013 г. <3>), в других — дифференцируется в зависимости от территориальной принадлежности той или иной дошкольной образовательной организации (например, от 751 руб. до 1730 руб. в месяц во Владимирской области в 2013 г. <4>) либо от вида группы образовательного учреждения <5> или от возраста ребенка <6>.

———————————

<1> Постановление правительства Калужской области от 12.02.2013 N 53 «Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2013 год» // Весть. 2013 N 6.

<2> Приказ Департамента образования г. Москвы от 14.02.2012 N 57 «Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы». Документ опубликован не был.

<3> Постановление правительства Мурманской области от 05.10.2012 N 502-ПП «Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в Мурманской области в 2013 году» // Мурманский вестник. 2012. N 191. С. 3.

<4> Постановление губернатора Владимирской области от 27.08.2012 N 956 «Об установлении на 2013 год среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории Владимирской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Владимирские ведомости. N 162. 2012. N 122.

<5> Постановление правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 736 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. N 122.

<6> Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 06.11.2012 N 970 «Об утверждении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Республике Татарстан, на 2013 год» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 87. Ст. 2893.

 

Неодинаково на регулятивном уровне решается в субъектах РФ вопрос о размере предоставления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В некоторых субъектах РФ действуют специальные законы, регламентирующие размер и порядок компенсации части родительской платы за содержание ребенка <1>. Однако в большинстве субъектов данные вопросы решаются на подзаконном уровне.

———————————

<1> См., например: Закон Ивановской области от 15.02.2007 N 32-ОЗ «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования // Ивановская газета. 2007. N 30 (3916); Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2007. N 20.

 

Как правило, субъекты РФ придерживаются уже упоминавшихся установленных федеральным законодателем минимальных размеров компенсации: 20% среднего размера родительской платы за содержание ребенка — на первого ребенка; 50% — на второго; 70% — на третьего и последующих детей. Таковы размеры компенсации части родительской платы, в частности в Ивановской области <1>, Москве <2>, Московской области <3>, Республике Татарстан <4> и др.

———————————

<> Закон Ивановской области от 15.02.2007 N 32-ОЗ «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Собрание законодательства Ивановской области. 2007. N 7 (327).

<2> Постановление правительства Москвы от 31.01.2006 N 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 11.

<3> Постановление правительства Московской области от 18.01.2012 N 57/48 «Об утверждении Порядка обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и иных образовательных организациях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и Порядка ее выплаты, Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и иных образовательных организациях в Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2012. N 14.

<4> Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 18.01.2007 N 9 «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Республика Татарстан. 2007. N 10.

 

В отдельных регионах устанавливаются дополнительные параметры определения размеров компенсации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2007 N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области» <1> при определении размеров учитывают также такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимира от 24.12.2008 N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50% — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений <2>. Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах <3>.

———————————

<1> Постановление правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области» // Правовая среда. 2006. N 35 — 37 (708 — 710).

<2> Решение Совета народных депутатов города Владимира от 24.12.2008 N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Молва. 2009. N 2.

<3> См., например: постановление главы городского округа Звенигород Московской области от 21.04.2006 N 293 «Об утверждении платы за содержание детей в муниципальных детских образовательных учреждениях». Документ не опубликован.

 

Согласно новому Закону право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в ч. 5 статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (ч. 6 статьи). Как правило, такой порядок регламентируется в субъектах на подзаконном уровне <1> путем принятия соответствующих нормативных правовых актов. Такими актами, как правило, устанавливается последовательность действий родителей (законных представителей) и уполномоченных органов власти, а также организаций в целях осуществления соответствующих выплат; периодичность выплат и их формы; источники финансирования и т.д. Однако в Чеченской Республике правоотношения в данной сфере урегулированы законом <2>.

———————————

<1> См., например: постановления администрации Приморского края от 22.02.2007 N 50-па «О Порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и ее выплаты в Приморском крае» // Сборник нормативных правовых актов губернатора Приморского края и администрации Приморского края. 2007. N 5; правительства Мурманской области от 17.01.2011 N 7-ПП «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях Мурманской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» // Мурманский вестник. 2011. N 19. С. 4; правительства Воронежской области от 09.06.2012 N 521 «О Порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и о Порядке ее выплаты» // Собрание законодательства Воронежской области. 2012. N 16 (ч. II). Ст. 596.

<2> Закон Чеченской Республики от 06.06.2007 N 26-РЗ «О порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и о порядке ее выплаты».

 

Отметим, что Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по созданию эффективных механизмов выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования <1>, в которых проанализированы используемые в субъектах РФ механизмы выплаты компенсации части родительской платы и выработаны некоторые рекомендации.

———————————

<1> Письмо Минобрнауки России от 27.03.2008 N 03-579.

 

Часть 7 комментируемой статьи определяет источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы. Финансовое обеспечение таких расходов является расходным обязательством субъектов РФ. Согласно нормам ст. 6 БК РФ расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в данном случае — субъекта РФ) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов РФ на соответствующий год. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 N 70-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривается выделение на компенсацию части родительской платы бюджетных ассигнований на сумму 91 171 тыс. руб., а Закон Удмуртской Республики от 24.12.2012 N 75-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» — выделение субвенции на 2013 г. бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в общей сумме 200622,3 тыс. руб.

 

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Комментарий к статье 66

Статья в целом не является новой. Аналогичные положения были отражены в ст. 19 «Общее образование» Закона N 3266-1. Название рассматриваемой статьи называет уровни общего образования, чем уточняет в том числе его понятие, которое впервые нашло отражение в образовательном законодательстве. Сохранены требование об обязательности получения общего образования, что корреспондирует с обязанностью несовершеннолетних лиц обучаться и также обязанностью уполномоченных органов власти организационно обеспечить получение образования соответствующего уровня.

Положения рассматриваемой статьи существенно дополнены и конкретизируют образовательные уровни общего образования. В частности, закреплены гарантии получения общего образования для лиц, содержащихся в интернатах, нуждающихся в длительном лечении, инвалидов, лиц с девиантным поведением.

 

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Комментарий к статье 67

Ранее действовавшие Законы не содержали самостоятельной статьи об организации приема граждан на обучение по основным общеобразовательным программам. В данной статье установлены возрастные критерии начала освоения гражданами соответствующих образовательных программ.

Правила приема обеспечивают гарантии приема всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, а в государственных и муниципальных образовательных организациях это право сохраняется за проживающими на той территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Отказ в приеме в образовательную организацию допускается только в случае отсутствия в ней свободных мест. При этом родители (законные представители) ребенка вправе обратиться с заявлением в государственный или муниципальный орган управления образованием о решении вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию.

Законодательством субъектов РФ может предусматриваться организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code