Глава 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Комментарий к статье 53

Данная статья является новацией законодательства об образовании и впервые регламентирует момент, а также инструменты, фиксирующие факт возникновения образовательных отношений. В качестве основания их возникновения выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом на практике обычно является приказ о зачислении в число студентов (обучающихся).

При этом первичным основанием для издания такого распорядительного документа является соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений договора, который как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон. Предусматриваются договоры:

1) об образовании, заключаемый в случаях приема на обучение:

по образовательным программам дошкольного образования;

по дополнительным образовательным программам;

за счет средств физических и (или) юридических лиц;

2) о целевом приеме и о целевом обучении.

С момента приема (зачисления) возникают у лица, принятого на обучение, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством РФ об образовании и локальными нормативными актами организации. Законодатель пока определил в качестве основания возникновения образовательных отношений только обучение по образовательным программам дошкольного образования. Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне — обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве. Необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств, вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

 

Статья 54. Договор об образовании

Комментарий к статье 54

До настоящего времени образовательные законы самостоятельных статей, посвященных нормативной регламентации договора об образовании, не содержали. Появление самостоятельной статьи об образовательном договоре является вполне оправданным и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием.

Как следует из ч. 1 статьи, договор об образовании заключается в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц (договор об оказании платных образовательных услуг). Договорами регламентируются общественные отношения, имеющие, как правило, частноправовую природу и подпадающие под правовое регулирование нормами частного, в первую очередь гражданского, права.

Согласно действующему гражданскому законодательству (п. 1 ст. 154 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ) договор является многосторонней сделкой. В силу п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). К форме договора применяются положения ГК РФ о форме сделки (ст. 158).

Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Кроме того, в указанной статье определено, что двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пп. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В пункте 3 указанной статьи установлено, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ, в котором предусмотрено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Хотя ч. 1 комментируемой статьи не содержит запрета на заключение договора об образовании в простой письменной форме путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ с учетом особенностей образовательных отношений, содержания договора об образовании и сложившейся практики в сфере образования, представляется, что договоры об образовании предпочтительнее заключать в виде одного документа, подписанного сторонами.

В комментируемой норме речь идет о двустороннем договоре, сторонами которого выступают организация, осуществляющая образовательную деятельность, с одной стороны, и лицо, зачисляемое на обучение, либо родители или законные представители несовершеннолетнего лица — с другой. В том случае, если лицо, заключающее договор об образовании, обладает полной дееспособностью (п. 1 ст. 21 ГК РФ), оно самостоятельно вступает в договорные отношения с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае если лицо не достигло 18-летнего возраста, указанный договор заключают в его интересах его родители (законные представители). В силу положений ст. 28 ГК РФ и ст. 64 Семейного кодекса РФ (СК РФ) законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет, выступают родители, усыновители, опекуны. Согласно ст. 26 ГК РФ и ст. 64 СК РФ законными представителями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет являются родители, усыновители, попечители.

В том случае, когда оплата по договору образования будет вноситься не самим обучающимся (его законными представителями) и иным лицом (физическим или юридическим), подлежит заключению договор об образовании с участием: 1) организации, осуществляющей образовательную деятельность; 2) лицом, зачисляемым на обучение (его законными представителями) и 3) физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, с установлением соответствующих прав и обязанностей каждой из сторон.

Вместе с тем, по мнению специалистов, если в качестве заказчика по данному договору выступает организация, в этом случае имеет место конструкция договора в пользу третьего лица, т.е. обучающегося (ст. 430 ГК РФ). Даже если договор подписывают три лица (исполнитель, заказчик, потребитель), то его никак нельзя рассматривать в качестве трехстороннего договора. Целью договора на оказание образовательных услуг является оказание образовательных услуг обучающемуся-потребителю, заказчик лишь оплачивает обучение <1>.

———————————

<1> Кванина В.В. Особенности договора на оказание вузом образовательных услуг // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. статей / А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011.

 

Гражданское законодательство связывает момент заключения договора с согласованием сторонами всех его существенных условий. Из указанного следует, что, если стороны не достигли соглашения по какому-либо существенному условию договора, такой договор является незаключенным, т.е. не влечет тех правовых последствий, которые стороны имели в виду, вступая в договорные правоотношения. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям (абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ). В связи со сказанным представляется чрезвычайно важным точно представлять, какие условия являются существенными для каждого отдельного вида договора.

Существенными являются следующие условия: 1) о предмете договора; 2) которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; 3) те, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) обучающихся (их законных представителей). В комментируемой статье говорится о существенных условиях договора об образовании.

Независимо от того, заключается ли договор об образовании в связи с приемом на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, обязательным условием данного договора является определение его предмета, т.е. указание на вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форму обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

При этом под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ч. 9 ст. 2).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (п. 2 ст. 17 Закона). Пунктом 4 ст. 11 Закона определено, что сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

Помимо предмета договора для договора об оказании платных образовательных услуг существенными являются условие о полной стоимости образовательных услуг и условие о порядке их оплаты. Из буквального толкования нормы об указании в договоре об оказании платных образовательных услуг полной стоимости платных образовательных услуг следует, что названный договор должен содержать условие о стоимости образовательных услуг за весь период обучения (срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения)). При этом в комментируемой норме содержится запрет на увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора, за исключением случая, когда такое увеличение обусловлено изменением уровня инфляции.

Кроме того, при заключении договора об оказании платных образовательных услуг стороны должны согласовать условия о порядке оплаты по договору. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Законодатель оставляет на усмотрение сторон вопрос о том, каким образом будет осуществляться оплата по договору об оказании платных образовательных услуг. Стороны могут предусмотреть, что оплата полной стоимости образовательных услуг будет производиться единовременно при заключении договора, либо частями по истечении определенных периодов, либо в ином порядке и в иные сроки.

Пунктом 21 ч. 3 ст. 28 нового Закона определено, что к компетенции образовательной организации относится в том числе обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

Согласно ст. 29 комментируемого Закона образовательные организации:

формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях (п. 1);

обеспечивают открытость и доступность, в том числе информации о реализуемых образовательных программах, что составляет предмет договора об оказании платных образовательных услуг; о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); а также копий документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, что также является существенным условием названного договора (п. 2).

Требование, сформулированное в рассматриваемой норме, на наш взгляд, обусловлено теми признаками договора об оказании платных образовательных услуг, которые позволяют отнести его к категории публичных договоров по смыслу ст. 426 ГК РФ, и направлено на обеспечение принципов обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3 нового Закона), равенства участников правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Право организации, осуществляющей образовательную деятельность, на снижение стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг, закрепленное в комментируемой норме, направлено на реализацию принципов признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, автономии образовательных организаций, сформулированных в п. 1 ст. 3 нового Закона.

Вместе с тем указанное снижение стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг должно осуществляться на нормативно-правовой основе — в соответствии с положениями соответствующего локального нормативного правового акта, информация о котором должна быть доведена до сведения обучающихся. Экономическая возможность такого снижения стоимости платных образовательных услуг обусловлена возмещением недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет средств, полученных из указанных в рассматриваемой норме источников, а именно: из собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

В части 6 комментируемой статьи, по существу, идет речь об условиях договора, которые являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ как не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Статья 61 Закона N 273-ФЗ содержит общие основания прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем обязательственные правоотношения, возникшие на основании договора об оказании платных образовательных услуг, подлежат прекращению в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в силу специальных положений, обусловленных их возмездной природой.

Рассматриваемая норма не определяет, каким по продолжительности должен быть период просрочки для того, чтобы организация могла инициировать расторжение договора об оказании платных образовательных услуг в одностороннем порядке. Представляется целесообразным конкретизировать указанное основание расторжения договора в соответствующем разделе рассматриваемого договора.

Положение о праве организации, осуществляющей образовательную деятельность, на одностороннее расторжение названного договора в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, корреспондирует с пониманием образования и обучения как процессов, включающих в качестве обязательной составляющей деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни (ст. 2 Закона).

В то же время для практического использования данного положения при исполнении и прекращении договора об оказании платных образовательных услуг, на наш взгляд, необходимо конкретизировать те действия (бездействие) обучающегося, которые приводят к невозможности надлежащего исполнения своих обязательств по договору организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 8 комментируемой статьи относит к категории существенных условий договора об оказании платных образовательных услуг основания его расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и призвана способствовать защите прав обучающегося как изначально более «слабой» стороны в данных договорных правоотношениях. Два из указанных оснований закреплены в ч. 7 статьи.

В настоящее время действуют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (ред. от 15.09.2008) (далее — Правила). Согласно п. 14 указанных Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации-исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Пунктом 17 данных Правил установлено, что потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем (п. 18 Правил). На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета (п. 19 Правил). Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

В части 10 комментируемой статьи содержится указание на утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, примерной формы договоров об образовании. В настоящее время действуют нормативные правовые акты, которыми утверждены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг: Приказы Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2003 N 4971) и от 28.07.2003 N 3177 «Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2003 N 4956).

Наличие утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти примерной формы договора призвано оказать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при определении условий договора об оказании платных образовательных услуг. В то же время предложенные в них условия являются примерными и подлежат конкретизации при определении указанными организациями договоров об оказании платных образовательных услуг с учетом особенностей осуществления конкретной организацией образовательного процесса.

Рекомендательная информация о содержании договора об оказании платных образовательных услуг и его примерных формах содержится в письме Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования». Во исполнение комментируемой нормы подлежат разработке и утверждению примерные формы иных договоров об образовании, названных в новом Законе помимо договора об оказании платных образовательных услуг.

 

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Комментарий к статье 55

Статья закрепляет принципы, общую процедуру и условия приема на обучение, поскольку ранее действовавшие образовательные законы самостоятельных статей, регламентирующих общие требования к приему граждан на обучение в образовательную организацию, не содержали. В настоящее время конкретный механизм приема граждан на обучение в зависимости от уровня образования и специфики образовательной программы закреплен и получает развитие в ряде подзаконных нормативных актов, в том числе в Приказах Минобрнауки России:

от 15.02.2012 N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» (ред. от 04.07.2012) <1>;

———————————

<1> Российская газета. 2012. N 91.

 

от 22.03.2012 N 221 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования» <1>;

———————————

<1> Там же. N 112.

 

от 15.01.2009 N 4 «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования» (ред. от 14.03.2012) <1>;

———————————

<1> Там же. 2009. N 20.

 

от 28.12.2011 N 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» <1>.

———————————

<1> Там же. 2012. N 17.

 

При этом не урегулированные законодательством вопросы приема граждан на обучение могут быть регламентированы непосредственно образовательной организацией в локальных нормативных актах.

 

Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

Комментарий к статье 56

Данная статья является новацией, поскольку образовательные законы до недавнего времени не содержали самостоятельных норм, посвященных целевому приему. Традиционная система подготовки кадров для экономики страны, предусматривавшая обязательное распределение специалистов, была воспринята нормами современного образовательного законодательства в обновленном виде.

В условиях образовательной автономии и развития свободы трудоустройства выпускников требовался альтернативный вариант покрытия кадрового дефицита и закрепления специалистов на местах, который нашел отражение в инструменте целевой контрактной подготовки. Между тем целевой прием следует отличать от целевой контрактной подготовки, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» <1>, которое содержит основные условия правила ее реализации.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 3777.

 

Право образовательных организаций осуществлять целевую контрактную подготовку предусмотрено п. 11 ст. 41 Закона N 3266-1, п. 1 ст. 28 Закона N 125-ФЗ в пределах контрольных цифр приема и за счет средств учредителя. Если целевой прием предполагает заключение соответствующих договоров с абитуриентами, то контракты о целевой контрактной подготовке могут заключаться с лицами, уже обучающимися в образовательных организациях. Тем не менее в данных вопросах законодатель проводит аналогию и в рамках рассматриваемой статьи адаптирует положения о целевой контрактной подготовке под целевой прием, который:

1) проводится в рамках установленной квоты на основе соответствующего договора, заключаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Квоты на целевой прием, как правило, определяются ежегодно Правительством РФ. В частности, согласно письму Минобрнауки России от 09.02.2012 N 12-145 «Об организации целевого приема граждан в 2012 году» <1> на 2012 г. количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) не должно было превышать 15% от общего количества контрольных цифр приема по каждому направлению подготовки (специальности);

———————————

<1> Администратор образования. 2012 N 7.

 

2) должен обеспечиваться на условиях открытости и гласности. Для этого вуз обязан:

а) не позднее 1 июня разместить информацию о количестве бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждому направлению подготовки (специальности), на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте вуза;

б) опубликовать в день издания на официальном сайте вуза и на информационном стенде приемной комиссии приказ (приказы) о зачислении, которые должны быть доступны пользователям в период до 31 декабря текущего года включительно. В такой приказ (приказы) рекомендуется включать следующую информацию:

об органах государственной власти или органах местного самоуправления, направивших абитуриента по целевому приему;

о договорах на целевой прием, заключенных с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

3) предполагает заключение двух самостоятельных договоров:

первый — договор о целевом приеме между образовательной организацией и гражданином, поступающим на обучение;

второй — договор гражданина о целевом обучении, заключенный с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования.

Статья раскрывает существенные условия договора о целевом обучении, т.е. те условия, которые должны быть в обязательном порядке отражены в тексте договора. Последствия несоблюдения данного требования в договорных отношениях — недействительность сделки. Поэтому стороны договора обязаны отражать соответствующие условия в тексте договора под страхом недействительности самого обязательства. Определены гарантии исполнения договорных обязательств сторон, а также условия заключения договоров о целевом обучении.

 

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Комментарий к статье 57

Изменение условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, если это повлекло изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации, является юридическим фактом, влекущим изменение образовательных отношений. Такое изменение, ухудшающее положение обучающихся, не допускается. При этом, как и при возникновении образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон (инициатива обучающегося либо администрации) и использование инструментов, оформляющих такие изменения. Речь идет о соблюдении формальной стороны вопроса, т.е. изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение.

В таком случае образовательная организация в лице руководителя издает распорядительный акт (приказ, распоряжение). Как известно, изменение отношений сторон — это сделка, которая должна соответствовать установленной форме (ст. ст. 158, 434 ГК РФ) и, главное, форме, в которой эти отношения были установлены. Исходя из того что образовательный договор заключается в письменной форме, все изменения также подлежат письменному оформлению. Поэтому, если с обучающимся (его законным представителем) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании оформленных в письменной форме изменений (соглашения) в образовательный договор. При этом моментом изменения прав и обязанностей сторон образовательных отношений является дата издания распорядительного акта или дата, непосредственно определенная в распорядительном акте образовательной организации.

 

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Комментарий к статье 58

Ранее действовавшие образовательные законы самостоятельных статей о промежуточной аттестации обучающихся не содержали. Данные вопросы регламентировались на уровне подзаконной нормативной базы и инструктивных документов. Появление комментируемой статьи органично дополняет вопросы регламентации образовательного процесса. Промежуточная аттестация выявляет степень освоения обучающимся учебного материала по пройденным учебным дисциплинам в рамках образовательных программ. Форма и порядок проведения промежуточной аттестации определяются образовательной организацией. Установлены права, обязанности и гарантии обучающихся при прохождении промежуточной аттестации, механизм и условия ее проведения.

 

Статья 59. Итоговая аттестация

Комментарий к статье 59

Статья 15 Закона N 3266-1 была посвящена регламентации образовательного процесса. Между тем в рамках самостоятельной статьи нормы об итоговой аттестации в систематизированном виде впервые нашли отражение только в рамках нового Закона. По содержательной нагрузке статья расширена и по сравнению с ранее действовавшими нормами охватывает процедурные элементы. Закрепляются понятие, принципы проведения, условия допуска обучающегося к итоговой аттестации, а также общие аспекты механизма ее проведения. Кроме того, развиваются принципы государственно-общественного характера управления образованием, поскольку закрепляется право участвовать в проведении аттестации представителей общественности, работодателей или их объединений.

Использование подобного рода институтов направлено на обеспечение объективности процесса аттестации и ее результатов и в целом преследует цель улучшения качества образовательного процесса и профессиональной подготовки выпускников. Механизм проведения итоговой аттестации обучающихся в зависимости от уровня получаемого образования и направления образовательной программы регламентируется рядом Приказов:

Минобрнауки России от 28.11.2008 N 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.12.2011) <1>;

———————————

<1> Российская газета. 2009. N 15.

 

Минобрнауки России от 03.03.2009 N 70 «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (ред. от 19.12.2011) <1>;

———————————

<1> Там же. N 73.

 

Минобрнауки России от 11.10.2011 N 2451 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» <1>;

———————————

<1> Там же. 2012. N 26.

 

Минкультуры России от 09.02.2012 N 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств» <1>;

———————————

<1> Там же. N 67.

 

Минобразования России от 25.03.2003 N 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» <1>;

———————————

<1> БНА ФОИВ. 2003. N 33.

 

Новацией образовательного законодательства в этой части следует считать право лиц, окончивших образовательные организации по профессиональным образовательным программам, на предоставление по их заявлениям каникул в пределах установленного нормативного срока обучения. Отчисление таких лиц проводится после завершения каникул в установленном порядке.

 

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Комментарий к статье 60

Вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а о высшем профессиональном образовании — ст. 7 Закона N 125-ФЗ. Однако в рассматриваемой статье данные вопросы значительно систематизированы и отражают современный нормотворческий опыт и перспективы развития образовательного законодательства в этой части.

Однако, как следует из названия статьи, речь идет о документах (они перечислены), подтверждающих как образование или квалификацию, так и завершение обучения по определенной образовательной программе, что значительным образом расширяет представление об образовательных документах. Существенным уточнением является то, что конкретно дается название документов, оформляются они на государственном языке РФ и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ им предоставляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.

Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).

Документом, подтверждающим обучение лица в образовательной организации, не прошедшего итоговой аттестации или получившего на ней неудовлетворительные результаты, а также освоившего часть образовательной программы, является справка соответствующего образца, который устанавливается такой организацией самостоятельно. Если программой не предусмотрено проведение итоговой аттестации, образовательная организация вправе выдавать документы об обучении в определенных ею форме и порядке.

Важная гарантия получения документов об образовании содержится для лиц с ограниченными возможностями (умственно отсталыми), не имеющих основного общего и среднего общего образования и обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Таким лицам выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки России. Кроме того, обучающиеся, успешно освоившие соответствующие образовательные программы, имеют право получить соответствующие документы об образовании бесплатно.

 

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

Комментарий к статье 61

Статья является новацией образовательного законодательства и регламентирует вопросы прекращения образовательных отношений. В качестве оснований прекращения таких отношений выступают юридические факты — получение образования (завершение обучения) либо досрочное их прекращение по установленным обстоятельствам. Инициативой досрочного прекращения образовательных отношений обладают их стороны в случаях, обозначенных в статье. Таким основанием могут выступать и обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося (его законного представителя), в том числе в случае ликвидации образовательной организации.

Предполагается, что данная образовательная организация обязана полностью возместить оплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей программы, что предусматривалось ранее действовавшим законодательством, определявшим обязанность возместить убытки (абз. 2 п. 17 ст. 50 Закона N 3266-1).

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося не влечет для него каких-либо дополнительных материальных обязательств перед образовательной организацией. Между тем если речь идет о финансовой задолженности в рамках обучения с полным возмещением его стоимости, то она должна быть погашена обучающимся (его законным представителем).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, а если они реализовывались в рамках договора об оказании платных услуг, то они прекращаются также на основании распорядительного акта (приказа об отчислении обучающегося). Права и обязанности обучающегося (его законных представителей) перед образовательной организацией прекращаются с даты его отчисления из нее. При досрочном расторжении договора обучающемуся в 3-дневный срок после издания приказа об отчислении выдается справка об обучении или о периоде обучения по установленному образовательной организацией образцу.

Перечисленные положения будут распространяться и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, если иное не будет установлено законодательством РФ об образовании или не будет вытекать из существа правоотношений.

 

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Комментарий к статье 62

Вопросы восстановления в образовательные организации лиц, ранее отчисленных из них, не являются новыми для образовательного законодательства, поскольку они регламентировались, в частности, в п. 4 ст. 16 Закона N 125-ФЗ. Как и ранее, право на восстановление в образовательной организации имеет лицо в случае обращения за восстановлением в течение 5 лет с момента отчисления. 5-летний срок объясняется изменением образовательных программ и учебных курсов в рамках конкретного направления (специальности). Поэтому предполагается, что по истечении указанного периода уровень остаточных знаний отчисленного не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к образовательному уровню (базе) по специальности (направлению). Соответственно, в таком случае отчисленный не может восстановиться в образовательную организацию, а вправе на общих основаниях поступать на первый курс выбранной специальности или направления.

Практическая ситуация позволяет выделить отчисление по уважительной и неуважительной причинам, а также по инициативе обучающегося или образовательной организации. В зависимости от причины отчисления определяются и условия восстановления. Так, если причина отчисления обучающегося является уважительной, он может быть восстановлен при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором лицо было отчислено.

Если же обучающийся был отчислен по неуважительной причине, что предполагает отчисление по инициативе образовательной организации (наличие академической или финансовой (оплата за обучение) задолженности), то она сама непосредственно определяет условия восстановления. Право на восстановление имеют лица, уволенные с военной службы и обучавшиеся в ней до призыва, с сохранением всех прежних условий обучения. Призыв на военную службу в отличие от поступления на нее можно считать частным случаем уважительной причины, поскольку поступление на военную службу не связанно с выполнением воинской обязанности и является инициативой самого обучающегося. Соответственно, на такие категории лиц распространяется общий режим восстановления, указанный в п. 1 рассматриваемой статьи.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code