Глава 4. ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ИХ РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) ст.ст. 38-45

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 38. Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием)

Комментарий к статье 38

Эта статья является новацией законодательства об образовании, поскольку образовательные законы норм об обеспечении обучающихся одеждой, жестким и мягким инвентарем, другими предметами первой необходимости не содержали. Речь идет о вещевом обеспечении отдельных категорий обучающихся, которые по статусу образовательной организации и получаемой специальности (направлению), а также особенностям ведения образовательного процесса должны иметь обмундирование, форменную одежду и другие предметы первой необходимости по установленным нормам.

В настоящий период на уровне Правительства РФ и отдельных федеральных органов исполнительной власти приняты и действуют подзаконные акты, регулирующие вопросы вещевого обеспечения обучающихся в соответствующих образовательных организациях, в том числе:

Приказы:

Минтранса России от 05.05.2012 N 131 «Об утверждении Порядка обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом (обмундированием), включая форменную одежду» <1>;

———————————

<1> Российская газета. 2012. N 150.

 

Министра обороны РФ от 22.09.2008 N 495 «О вещевом обеспечении обучающихся Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» <1>;

———————————

<1> БНА ФОИВ. 2008. N 42.

 

Министра обороны РФ от 24.09.2009 N 1030 «О вещевом обеспечении обучающихся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкального училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации» <1>;

———————————

<1> Там же. 2010. N 1.

 

ФСБ России от 05.04.2010 N 160 «О вещевом обеспечении обучающихся (мужского пола) в Первом пограничном кадетском корпусе ФСБ России» (ред. от 25.08.2011) <1>;

———————————

<1> Там же. N 20.

 

МВД России от 20.07.2010 N 538 «О вещевом обеспечении обучающихся в суворовских военных училищах МВД России» (ред. от 27.02.2012) <1>;

———————————

<1> Там же. N 37.

 

Постановления Правительства РФ:

от 28.07.2011 N 632 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и летного состава воздушных судов, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» (ред. от 24.10.2012) <1>;

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4833.

 

от 24.10.2012 N 1094 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава судов рыбопромыслового флота, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 44. Ст. 6037.

 

Порядок вещевого обеспечения категорий лиц, обучающихся за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, определяется соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

 

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Комментарий к статье 39

Положения образовательного законодательства об обеспечении обучающихся в образовательной организации местами в общежитии не являются новыми. Однако в рамках рассматриваемой статьи соответствующие положения значительным образом систематизированы и дополнены новыми нормами.

Как правило, любое высшее учебное заведение имеет жилищный фонд, который состоит в основном из общежитий и предназначен для проживания обучающихся. Студенческое общежитие предназначается для размещения иногородних студентов. Они пользуются приоритетным правом на получение места в общежитии по отношению к студентам, проживающим в данной местности. Преподавателям и иным сотрудникам вуза жилые помещения могут предоставляться при полном обеспечении всех нуждающихся студентов местами в общежитии. На таких же условиях помещения могут быть предоставлены сторонним организациям.

Гарантией прав нуждающихся студентов на жилую площадь является запрет на использование жилой площади, входящей в жилищный фонд не по назначению, например сдача в аренду. Образовательная организация вправе совершать сделки с жилищным фондом, только если все нуждающиеся студенты обеспечены жилыми помещениями.

В каждой образовательной организации, как правило, разрабатывается и действует положение о студенческом общежитии (студгородке). Оно основывается на Типовом положении о студенческом общежитии. Письмом Рособразования от 27.07.2007 N 1276/12-16 <1> даны рекомендации по содержанию примерного положения о студенческом общежитии. Кроме того, существуют правила внутреннего распорядка в общежитии, которые утверждаются руководителем образовательной организации по согласованию с профкомом студентов. Студенту важно их знать и строго им следовать.

———————————

<1> Официальные документы в образовании. 2007. N 12.

 

Общежитие оборудуется в соответствии со строительными нормами и правилами. Организуются комнаты для самостоятельных занятий, комнаты отдыха, изоляторы, бытовые помещения (кухни, душевые, умывальные комнаты, туалеты и др.). Размещение студентов производится с соблюдением установленных санитарных норм: не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

С каждый заселяемым в общежитие в письменной форме заключается договор найма. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 <1> утверждена форма типового договора найма жилого помещения в общежитии. В договоре найма две стороны: администрация образовательной организации в лице директора, ректора или иного уполномоченного им лица (проректора, начальника жилищного фонда и т.п.) — наймодатель и студент либо его законный представитель (родитель, попечитель) — наниматель. Законный представитель ставит подпись в договоре найма, если студент не достиг совершеннолетнего возраста. В этом случае родитель действует от имени несовершеннолетнего обучающегося, принимая на себя обязанности по договору. Как правило, договор в таком виде заключается со студентами-первокурсниками, которым на момент заключения договора еще нет 18 лет. При достижении обучающимся совершеннолетия права и обязанности нанимателя по договору могут перейти к студенту. Нужно только закрепить такое условие в договоре. Как правило, жилая комната закрепляется за проживающими на весь период обучения в учебном заведении.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697.

 

Помещение передается за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию общежитием, указываются номера студенческого общежития и комнаты.

Обучающимся по заочной форме обучения места в общежитии предоставляются только на период промежуточной и итоговой аттестации.

Выселение граждан из общежитий регулируется ст. 103 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) 2004 г. <1>. Оно возможно только в случаях: расторжения договора найма (ст. 101 ЖК РФ); прекращения договора найма (ст. 102 ЖК РФ).

———————————

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

 

Таким образом, перечень оснований для выселения студента из общежития строго регламентирован. Только прекращение договора найма (при окончании обучения по любым причинам) дает основание администрации образовательной организации требовать выселения студента. В иных случаях, прежде чем выселить студента из общежития, администрации образовательной организации необходимо расторгнуть с ним договор найма. Однако сделать это администрация может не всегда. Расторгнуть договор найма специализированного помещения можно:

1) в любое время по соглашению сторон;

2) в любое время по желанию нанимателя;

3) в судебном порядке по требованию наймодателя в случае:

неисполнения нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма;

выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства (здесь и далее ст. 83 ЖК РФ);

невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев;

разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

использования жилого помещения не по назначению;

Договор найма прекращается в случаях:

утраты (разрушения) такого жилого помещения;

перехода права собственности новому юридическому лицу;

прекращения учебы, службы, трудовых отношений (ст. 105 ЖК РФ).

Таким образом, администрация образовательной организации может по своей инициативе расторгнуть договор найма с обучающимся, во-первых, только по рассмотренным выше основаниям, а во-вторых, только в судебном порядке.

Новацией образовательного законодательства в этой части является обязанность образовательной организации по согласованию с учредителем устанавливать обязательную квоту обеспечения местами для проживания в общежитии студентам, обучающимся за счет средств бюджетных ассигнований.

Размер платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами организаций, например в положении об общежитии, в приказах (распоряжениях) о стоимости проживании в общежитии и т.п. Размер платы за проживание не может превышать 5% размера норматива, определяемого Правительством РФ для стипендиального фонда лиц, обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований. Фактически в комментируемой норме, но в несколько ином виде воспроизведены положения Закона N 125-ФЗ относительно размера платы за проживание, который был привязан к 5% от размера стипендии. Иначе говоря, норма ранее действовавшего законодательства предусматривала, что размер платы за проживание в общежитии не может превышать 5%-ной суммы от размера стипендии обучающегося. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, место в общежитии предоставляется бесплатно.

Весьма существенно уточнен жилищный статус студентов, обучающихся с полным возмещением стоимости затрат на свое обучение (т.е. обучающихся на платной основе). Размер стоимости их проживания не привязан к размеру стипендии и может составлять сумму фактических затрат образовательной организации на организацию проживания таких обучающихся.

 

Статья 40. Транспортное обеспечение

Комментарий к статье 40

Комментируемая статья нашла отражение в образовательном законодательстве впервые и определяет право обучающихся на транспортное обеспечение, которое включает организацию бесплатного подвоза между поселениями к образовательным организациям. Данное право закреплено в Законе не случайно, поскольку определено Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 <1> в качестве материально-технических условий соблюдения лицензионных требований к лицензированию образовательных программ основного общего образования.

———————————

<1> Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. 2012. N 139.

 

Право на транспортное обслуживание обеспечивают учредители государственных и муниципальных образовательных организаций. Учредителями соответствующих образовательных организаций являются профильные органы управления федерального, регионального или муниципального уровней власти.

Следует учесть, что основные образовательные программы реализуют, как правило, организации основного общего образования (т.е. школы, лицеи и т.п.), что не исключает возможность участия в этой деятельности образовательных организаций профессионального образования, если они реализуют соответствующие образовательные программы.

 

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Комментарий к статье 41

Вопросы охраны здоровья на уровне образовательных законов в самостоятельной статье нашли отражение впервые. Прежде всего определяется перечень мероприятий, которые включают меры по охране здоровья обучающихся. На образовательную организацию возложены текущие обязанности по организации охраны здоровья обучающихся. Исключение составляют оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В рамках обеспечения мероприятий по охране здоровья обучающихся особые условия получения образования установлены в отношении лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов. Для лиц таких категорий обучающихся создаются специальные образовательные учреждения, в том числе санаторные. Для детей-инвалидов получение образования организовывается на дому или в медицинской организации, где они проходят лечение или реабилитацию.

Субъекты РФ в нормативно-правовых актах устанавливают условия организации обучения лиц указанных категорий, в том числе порядок оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся. Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 N 2106 <1> утверждены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

———————————

<1> Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Российская газета. 2011. N 32.

 

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Комментарий к статье 42

Нормы о психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи впервые нашли отражение в законодательстве на федеральном уровне. Регламентируются случаи оказания и содержание оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Основанием для оказания такой помощи ребенку является заявление или согласие родителей (законных представителей). Помощь оказывается через создаваемые службы психологической поддержки, которые могут действовать посредством использования психологов, педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На такие центры возложены обязанности по методическому обеспечению разработки образовательными организациями программ, учитывающих психологическую составляющую и особенности психики обучающихся, а также мониторингу эффективности оказываемых образовательными организациями психологической помощи и социальной адаптации обучающихся. На данный центр может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, Положение о которой утверждено Приказом Минобрнауки России от 24.03.2009 N 95 <1>.

———————————

<1> Приказ Минобрнауки России от 24.03.2009 N 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

 

Психолого-педагогическая помощь в центре осуществляется педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами. Кроме того, центр проводит также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

 

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Комментарий к статье 43

Ранее действовавшие образовательные законы самостоятельной статьи, посвященной правовому статусу обучающихся, не содержали. Отдельные нормы об обязанностях и ответственности обучающихся предусматривал Закон N 125-ФЗ в отношении студентов вузов. Впервые на законодательном уровне обобщены обязанности и ответственность обучающихся в образовательной сфере, что наряду с правами и гарантиями составляет один из элементов их специального правового статуса.

Отражение в рамках самостоятельной статьи обозначенных элементов правового статуса будет способствовать формированию более четкого представления обучающимися их обязанностей в рамках образовательного процесса и одновременно защите их прав от необоснованного применения к ним мер ответственности (дисциплинарных взысканий).

 

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Комментарий к статье 44

Положения комментируемой статьи в целом не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные нормы были представлены в ст. 52 Закона N 3266-1. Однако в комментируемой статье помимо прав и обязанностей отражена также ответственность родителей (законных представителей). Новацией законодательства в этой части следует назвать приоритет родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. В статье перечислен примерный (открытый) перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей), поскольку иные права (обязанности) могут быть установлены в других федеральных законах, а также непосредственно в договоре об образовании.

Нормы о юридической ответственности родителей (законных представителей) сконструированы в отсылочном виде. Поэтому конкретные меры ответственности определяются в нормах действующего законодательства. В основном речь идет об административной и уголовной ответственности. Так, административная ответственность согласно КоАП РФ установлена:

за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35);

за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.22).

В свою очередь, уголовная ответственность согласно УК РФ установлена:

за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156);

за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150);

за систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151);

за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157).

 

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Комментарий к статье 45

Эта статья — новация в сфере образования, поскольку ранее действовавшие образовательные законы не содержали самостоятельных норм, посвященных защите прав обучающихся и их родителей (законных представителей). В данном случае речь идет о защите прав, вытекающих непосредственно из образовательных отношений, и, в частности, об образовательных конфликтах. Сообразно этому определяются и способы (формы) защиты прав, адекватные специфике конфликтных ситуаций. Статья закрепляет несколько форм (способов) защиты прав указанных категорий субъектов образовательных отношений, в частности, обучающиеся (их законные представители) вправе:

для разрешения образовательного конфликта непосредственно обращаться в органы управления образовательной организации с требованием проведения дисциплинарного расследования деятельности ее работников. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами;

обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такая комиссия должна создаваться в конкретной образовательной организации. Предметом ее деятельности является также рассмотрение вопросов о наличии или отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Напомним, что конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества;

использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством РФ. Речь идет о праве использования юрисдикционных механизмов, т.е. обращения с жалобами в конкретные уполномоченные органы государственной власти (в частности, суды, органы прокуратуры, органы Роспотребнадзора, к Уполномоченному по правам ребенка и его территориальным представителям и т.п.).

Предмет деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений составляют:

1) вопросы реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов;

2) применение законодательства РФ об образовании, локальных нормативных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Состав комиссии образует паритетное представительство обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон придает решению комиссии обязательную для всех участников образовательных отношений юридическую силу и, соответственно, подлежит исполнению в установленные решением сроки. Тем не менее решение комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке, в том числе в органы управления образованием, а также в суд как универсальный орган правоохраны.

Закон предоставляет образовательным организациям автономию деятельности комиссии по урегулированию споров. Потому порядок ее создания, организации работы, принятия решений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. При этом такой акт подлежит обязательному согласованию с органами самоуправления образовательной организации.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code