Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 10. Структура системы образования

Комментарий к статье 10

Закон РФ N 3266-1 (ст. 8) и Закон N 125-ФЗ (ст. 4) содержали нормы о структуре системы образования. Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материал с учетом разноуровневого характера образования. Предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что в систему образования:

1) включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности. В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются:

федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования — для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты — для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым Законом или указом Президента РФ. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7 ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование дано в ст. 11 Закона (см. комментарий к ст. 11 Закона).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В отдельных случаях образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения образования. Это имеет место в отношении дополнительных общеразвивающих и с определенными особенностями дополнительных профессиональных программ <1>. Программы же профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов);

———————————

<1> Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок, типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются Минтрансом России.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается Минобрнауки России по согласованию с ФСБ России и Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК России).

Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Минздравом России.

 

2) включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит гл. 4, посвященную обучающимся и их родителям, и гл. 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. ст. 47 и 50 Закона);

3) входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка «учреждения и организации» могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования;

4) включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.);

5) помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы сферы труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. п. 3, 5 ст. 96 Закона).

Часть 2 комментируемой статьи вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий «эффект» образовательной деятельности — повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена. Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, т.е. возможность получить не только образование в любом возрасте, но и другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в соответствии с Законом входят:

— в структуру общего образования:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;

— в структуру профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;

высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования. Возникает вопрос: какие последствия несет изменение системы уровней образования? Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций. Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает «большое» исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психофизического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 273-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования. Поскольку уровень начального профессионального образования «выпадает», его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

бакалавриат;

подготовка специалиста, магистратура;

подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин «профессиональное» теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования. Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет как образовательная программа предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без «сослагательного наклонения». Судебная практика по этому поводу, основываясь на Законе об образовании 1992 г., в противовес подходит к оценке бакалавриата как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ <1>.

———————————

<1> Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2012 N 53-АПГ12-3.

 

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика <1>.

———————————

<1> Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-398, решение Верховного Суда РФ от 23.04.2012 N АКПИ12-246.

 

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от «уровня» образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана не соответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из «видов» уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 «Основные понятия» Закона), никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим. Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 «Высшее образование», где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются). К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно Закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимый уровень образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура). Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования согласно Закону организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся:

дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучения по сокращенной программе обучения.

 

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Комментарий к статье 11

Эта статья приводит нормы, аналогичные содержавшимся в ст. 7 Закона N 3266-1 и ст. 5 Закона N 125-ФЗ. Однако значительным образом имеющийся нормативный материал систематизирован и адаптирован к современным условиям. Получили развитие цели установления образовательных стандартов, а также содержание требований, главным из которых является обеспечение качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования действуют на всей территории РФ и предусматривают единые требования для реализации образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Преемственность образовательных программ заключается в том, что, во-первых, содержание образовательных программ строится по принципу поступательного развития; во-вторых, вступительные испытания для обучения по образовательной программе следующего уровня должны отражать результаты освоения предыдущей образовательной программы. Такой подход сформулирован и в судебной практике, где, например, подчеркивается, что федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, определяющие уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов, являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников и предусматривают в качестве обязательной дисциплины в структуре основных образовательных программ иностранный язык, освоение которого подтверждается аттестацией. Это означает, что вступительный экзамен по иностранному языку при поступлении в аспирантуру не противоречит нормам действующего законодательства <1>.

———————————

<1> Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2012 N АПЛ12-126.

 

Законом предоставляется возможность учета потребностей обучающихся, вариативности образовательной программы. Так, основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

На уровне высшего образования каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования по всем циклам: гуманитарному, естественнонаучному и профессиональному. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю.

Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает определенные гарантии качества образования, единые на всей территории РФ.

Получение образования возможно как в образовательной организации, так и вне ее, в том числе в форме семейного образования и самообразования. Однако данное обстоятельство не снимает обязательности требований федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов в части результатов освоения образовательной программы обучающимся. Такие обучающиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию, в том числе вправе это делать в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Для дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты не содержат требования к результатам освоения образовательной программы обучающимися на основе промежуточных и итоговых аттестаций.

Законодателем избран единый вариант структуры федеральных государственных образовательных стандартов вне зависимости от уровня образования:

1) определяется структура образовательной программы, соотношение обязательной и вариативной ее частей.

Обязательная часть:

основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

основной образовательной программы основного общего образования — 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования;

основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 1/3 от общего объема основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность;

основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30%) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Основная образовательная программа предусматривает:

бакалавриата и специалитета — изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический, естественнонаучный, профессиональный и разделов: физическая культура, учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация;

магистратуры — изучение следующих учебных циклов: общенаучный, профессиональный и разделов: практики и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах фактически основаны на требованиях образовательного законодательства к квалификации педагогических работников, санитарно-эпидемиологических требованиях, пожарных требованиях. Однако помимо этого закрепляются обязательность создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения, наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий, учебно-методическое и информационное обеспечение, определенные психолого-педагогические условия. Финансовые условия должны позволять выполнять все вышеперечисленные требования, а также требования законодательства;

3) закрепляются требования к результатам освоения образовательной программы.

В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

В области профессионального образования результаты описываются в федеральных государственных образовательных стандартах через общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать специалист.

Следует отметить, что набор требований к структуре федерального государственного образовательного стандарта не является исчерпывающим. Так, стандарты в области профессионального образования включают характеристику направления подготовки, профессиональной деятельности, требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливается нормативный срок освоения образовательной программы. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Для образовательных программ среднего профессионального образования устанавливаются срок освоения образовательной программы на базе (полного) общего и на базе основного общего образования; нормативный срок углубленной подготовки; при очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования. Для образовательных программ высшего образования — срок освоения образовательной программы в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования.

Законом закрепляется видовое разнообразие федеральных государственных образовательных стандартов путем определения двух используемых критериев для классификации: уровень образования и профессия, специальность, направление подготовки. Первый критерий используется в сфере как общего, так и профессионального образования, второй — только в сфере профессионального образования. Такие основания дают возможность учитывать при конструировании требований особенности того или иного вида образования. В сфере профессионального образования разработаны федеральные государственные образовательные стандарты по всему перечню специальностей для каждого из уровней образования, утверждаемому приказом Минобрнауки России <1>.

———————————

<1> См., например: Приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 N 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» (ред. от 26.10.2011), Приказ Минобрнауки России от 17.09.2009 N 337 «Об утверждении Перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» (ред. от 05.07.2011).

 

Поскольку Законом предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В этом случае в стандарте предусматриваются требования к программе коррекционной работы с такими обучающимися, оговаривается необходимость соблюдения особых условий реализации образовательной программы (архитектурная доступность, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса, и т.п.).

В сфере профессионального образования разработано несколько специальных федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. При формировании таких стандартов учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, которые утверждаются согласно ст. 195.1 ТК РФ. Понятие профессионального стандарта введено Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Отметим, что профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожих по психофизиологическим требованиям.

Определение профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым требуется разработка федеральных государственных стандартов, осуществляется на основе перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утверждаемых приказом Минобрнауки России. Такие перечни содержат квалификации, присваиваемые по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки в результате успешного освоения образовательной программы, и действуют на всех уровнях профессионального образования. В случае внесения в них изменений также приказом Минобрнауки России устанавливается соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях. То есть наряду с новым перечнем специальностей отдельным приказом устанавливается их соответствие прежним путем обозначения кода и названия специальности <1>.

———————————

<1> См., например: Приказы Минобрнауки России от 28.09.2009 N 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» (ред. от 26.10.2011) и от 28.12.2009 N 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, Перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст» (ред. от 29.02.2012).

 

Минобрнауки России обеспечивает разработку проектов федеральных государственных образовательных стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Проекты стандартов высшего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений.

Минобрнауки России:

а) размещает проекты стандартов в недельный срок со дня их получения на своем официальном сайте в сети Интернет, за исключением проектов стандартов, содержащих государственную тайну, для обсуждения. Срок приема предложений, поступающих от заинтересованных граждан и организаций, составляет 14 дней с даты размещения проектов стандартов на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет;

б) направляет проекты стандартов не позднее 7 дней с даты их получения на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Минобрнауки России:

1) объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

2) институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;

3) Министерством обороны РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Минобрнауки России направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом, по форме, утвержденной Минобрнауки России, которое с целью рассмотрения стандартов, экспертных заключений и предложений, поступивших от заинтересованных граждан и организаций, создает совет, формирующийся на представительской основе и действующий на основании положения. Проекты стандартов, экспертные заключения и предложения, поступившие от заинтересованных граждан и организаций, направляются Минобрнауки России в совет в течение 5 дней со дня истечения срока для обсуждения или дачи экспертного заключения и рассматриваются советом в течение 14 дней с даты их поступления. По результатам рассмотрения совет принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. Решение совета направляется в Минобрнауки России в течение 3 дней с даты его принятия.

Минобрнауки России, в свою очередь, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего решения совета принимает решение утвердить стандарт, либо направить проект стандарта на доработку, либо отклонить проект. Проект стандарта, требующий доработки либо отклоненный, направляется разработчику в течение 5 дней с даты принятия соответствующего решения (с указанием срока доработки в случае решения о доработке). Доработанный проект стандарта направляется разработчиком в Минобрнауки России и рассматривается им в течение 5 дней с даты поступления. По результатам рассмотрения проект стандарта либо утверждается, либо направляется на доработку, либо отклоняется.

Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке образовательными и научными организациями на безвозмездной основе и направлены в Минобрнауки России. Законом предусматривается возможность разработки и утверждения стандартов самими образовательными организациями, но только строго определенной категории: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, которые и так входят в указанный перечень. На данный момент в указанном Перечне находятся восемь образовательных организаций, и с момента своего утверждения он только расширяется.

Введение такой нормы преследует цель удовлетворить стремление ведущих образовательных организаций в повышении требований к реализуемым ими образовательным программам и тем самым обеспечить более высокий уровень образования, подтвердив свой особый статус. Непременным условием введения таких стандартов является повышение требований к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ по сравнению с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Статья 12. Образовательные программы

Комментарий к статье 12

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичная по названию статья содержалась в Законе N 3266-1 (ст. 9 «Образовательные программы»). Вместе с тем ее содержание значительно переработано с учетом накопленного опыта правового регулирования образовательных программ. Структурно статья раскрывает назначение, а также виды образовательных программ в зависимости от уровня образования и выбранного направления с учетом имеющегося у обучающегося образовательного ценза.

Основной новацией образовательного законодательства в этой части следует считать установление основ механизма разработки образовательных программ, в том числе их экспертизу уполномоченными органами власти. Определены также особенности порядка разработки образовательных программ. Образовательные программы должны соответствовать федеральным государственным требованиям, которые установлены для отдельных образовательных программ рядом документов, к числу которых, в частности, можно отнести Приказы Минобрнауки России:

от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» <1>;

———————————

<1> Российская газета. 2010. N 46.

 

от 16.03.2011 N 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)» (ред. от 29.08.2011) <1>;

———————————

<1> Российская газета. 2011. N 103.

 

от 29.03.2012 N 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» <1>.

———————————

<1> Российская газета. 2012. N 94.

 

Кроме того, федеральные государственные требования устанавливаются по конкретным образовательным программам послевузовского образования в области искусств <1>, медицины и здравоохранения <2>, а также дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств <3>. Соответствующие требования определяются профильными органами управления обозначенными сферами образования.

———————————

<1> См., например: Приказ Минкультуры России от 17.05.2012 N 515 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство дизайна (по видам)» // Российская газета. 2012. N 59.

<2> Приказы Минздравсоцразвития России: от 05.12.2011 N 1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)» // Российская газета. 2011. N 296; от 05.12.2011 N 1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)» // Российская газета. 2011. N 296.

<3> См., например: Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 N 164 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и сроку обучения по этой программе» // Российская газета. 2012. N 124.

 

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Комментарий к статье 13

Поскольку законы до настоящего времени не содержали самостоятельных норм, посвященных требованиям, предъявляемым к реализации образовательных программ, статья является новацией образовательного законодательства. Предусматриваются две формы реализации образовательным учреждением образовательных программ:

самостоятельно;

посредством сетевых форм реализации (подробнее см. комментарий к ст. 15 Закона) образовательных технологий, используемых при реализации образовательных программ, включает дистанционное и электронное обучения. Полагаем, что, учитывая темпы развития технического прогресса, здесь было бы уместным использовать открытый перечень образовательных технологий.

Комментируемая норма позволяет применять модульный принцип (подробнее см. п. 10 ст. 2 Закона) обучения, когда изучение дисциплины не завершается в одном учебном цикле. Вводится понятие «зачетная единица», содержание которой не раскрывается в ст. 2 Закона. Однако это понятие дано в комментируемой ст. 13 в виде единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки, включающей все виды деятельности, предусмотренной учебным планом. Видимо, эта единица является основой для аттестации обучаемых по очередному циклу изучаемого предмета (дисциплины).

Новый Закон предусматривает проведение практики как вида учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (см. п. 24 ст. 2 Закона), а также закрепляет основные требования к ее организации. Примечательно, что ст. 13 запрещает органам публичной власти вмешиваться в деятельность образовательных учреждений и изменять учебный план и учебный график их деятельности.

 

Статья 14. Язык образования

Комментарий к статье 14

Нормы о языках обучения уже были представлены в ст. 6 Закона N 3266-1. Язык образования является важным элементом образовательной деятельности, а также элементом государственной политики с учетом многонационального состава населения страны. Поэтому данный вопрос заслуживает самого пристального внимания.

Рассматриваемая статья раскрывает формы использования государственного языка и родного языка обучаемого для обучения и для изучения. Что касается процесса обучения, то он осуществляется по общему правилу на государственном языке РФ, каковым в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» <1> является русский язык. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, в соответствии с законодательством этих республик может вводиться обучение на государственном языке (языках) этой республики.

———————————

<1> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

 

Что же касается изучения языка, то в тех образовательных организациях, где это предусмотрено учебным планом, могут изучаться русский язык, языки народов Российской Федерации, а также осуществляться преподавание иностранного языка и на иностранном языке в соответствии с учебным планом и иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Такой подход к выбору языка образования позволяет решить следующие задачи:

1) инкорпорация обучающихся в единое образовательное пространство России за счет использования единого языка — русского, который выполняет роль не только государственного языка, но и языка межнационального общения в пределах территории РФ;

2) сохранение и приумножение национальных и национально-культурных традиций народов, населяющих нашу страну, с помощью использования национальных, в том числе государственных, языков республик в составе Российской Федерации;

3) инкорпорация обучающихся в международное образовательное пространство путем изучения и совершенствования знания иностранных языков и общепризнанных языков межгосударственного общения.

 

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Комментарий к статье 15

Данная статья — новация образовательного законодательства, поскольку в нем не было подобных норм. Сетевая форма организации получения образования отражает новые образовательные практики, учитывающие факторы академической мобильности обучающихся и новые требования к уровню образования, в том числе обеспечению образовательного процесса.

Сетевая форма обучения дает возможность аккумулировать усилия нескольких организаций, как российских, так и зарубежных, как образовательных, так и практических, для реализации образовательных программ. Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить следующие задачи:

1) экономия денежных средств за счет объединения усилий нескольких организаций над решением общей задачи, отвечающей интересам всех участников такого образовательного альянса;

2) углубленное изучение обучаемыми отдельных образовательных программ, имеющих прикладное или межотраслевое (межгосударственное) значение;

3) приобретение обучаемыми практических навыков и углубленное овладение ими будущей профессией (специальностью);

4) использование практикующей организацией даровой рабочей силы для достижения прикладных результатов.

Организация сетевых форм реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров, основные требования к содержанию которых изложены в комментируемой норме. Заключение таких договоров позволяет решить несколько задач:

1) дисциплинировать стороны договора и сконцентрировать общие усилия на достижении конечного результата;

2) повысить качество освоения обучаемыми содержания образовательных программ;

3) обеспечить законность и финансовое обеспечение деятельности сторон договора.

 

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Комментарий к статье 16

В духе требований научно-технического прогресса авторы Закона N 273-ФЗ продолжили подходы, продемонстрированные еще в последней редакции Закона N 3266-1, и включили в него данную статью. Правда, необходимые для ее понимания понятия они включили не в ст. 2 «Основные понятия» Закона, а в сам текст комментируемой нормы. Итак, под электронным обучением, по мысли авторов, понимается организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемых при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. А под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Иными словами, при электронном обучении компьютер и его инфраструктура используются как вспомогательный инструмент при личном контакте обучаемого и преподавателя, а при дистанционном — как основой источник (передатчик) информации от учителя к ученику.

Основное условие использования рассматриваемых технологий по смыслу комментируемой нормы состоит в разрешении на этот вид деятельности, полученном от Минобрнауки России или от его территориальных управлений. Кроме того, в число требований к этим формам обучения входят обеспечение качества обучения и сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

 

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Комментарий к статье 17

В статье называются формы получения образования и формы обучения. Следует сказать, что отчасти рассматриваемые нормы не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закреплял в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем отдельных положений о формах обучения ранее действовавшее законодательство не содержало.

Этой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако можно выделить также надомное обучение как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (ст. 66 Закона).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременное и непрерывное или поэтапное (дискретное) обучение (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 273-ФЗ он перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (ред. от 04.09.2012), письма Минобразования России от 28.02.2003 N 27/2643-6 и от 30.03.2001 N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со ст. 43 Конституции РФ гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию. Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует Приказ Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (ред. от 17.04.2001), который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает и предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Приказом Минобразования России от 23.06.2000 N 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (ред. от 17.04.2001) экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении тем самым академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таких организаций — в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое его выделение объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых актов действуют упоминавшиеся Постановления Правительства РФ N 463 и N 1473.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

 

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Комментарий к статье 18

Части 1 — 3 статьи касаются наличия в образовательном учреждении библиотеки. В соответствии с духом времени в нее могут входить книги как на бумажном, так и на электронном носителе. Ключевым является требование, что в нее должны входить учебные, методические и периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в соответствии с установленными нормами и с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.

Части 4 — 9 данной статьи полностью исключают реализацию конституционного требования свободы преподавания, а также нарушают конституционное право человека на свободу мысли и слова (ст. 29 Основного закона). Комментируемый Закон в виде обязательного требования устанавливает «федеральный перечень учебников», изданных организациями, «входящими в утвержденный перечень». Примерно так, как в Кремле (27 февраля 2013 г.) всерьез обсуждали требования к единому (читай: единственному) учебнику по истории для средней школы. Или, как в анекдоте: Василию Ивановичу не надо дарить книгу, потому что книга у Чапаева уже есть. Такой подход выхолащивает среднюю, а особенно высшую школу, лишает обучаемых главного — способности самостоятельно мыслить и оценивать факты и окружающую их действительность.

 

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Комментарий к статье 19

Ранее законы только упоминали о научно-методическом и ресурсном обеспечении системы образования. В частности, Закон N 125-ФЗ определял в целях обеспечения и развития системы высшего и послевузовского профессионального образования возможность создания научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, учебно-опытных хозяйств, клинических баз образовательных учреждений медицинского образования, опытных станций и иных организаций и учреждений, деятельность которых связана с образованием. Рассматриваемая статья — новация в данной сфере.

Часть 1 этой статьи предоставляет право системе образования создавать в соответствии с законодательством РФ научные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и методические учреждения, а ч. 2 — создавать в системе образования учебно-методические объединения (УМО). Формальное основание для их создания — совершенствование образовательных стандартов и примерных образовательных программ. Фактически это — лишнее безответственное бюрократическое звено, становящееся препоной для развития творческой мысли педагогов, поскольку полностью исключает эксперимент в любом звене образовательной системы, который был возможен даже при советской власти.

Более того, к созданию УМО по смыслу данной статьи привлекаются Минобрнауки России и его территориальные подразделения в субъектах Федерации. К тому же УМО в соответствии с ч. 4 данной статьи действуют на общественных началах, что порождает коррупцию и бюрократический произвол.

 

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Комментарий к статье 20

Прежние образовательные Законы (N 3266-1 и N 125-ФЗ) не содержали соответствующих положений. Эксперимент и инновации неслучайно поставлены в комментируемой главе на последнее место, к тому же — под контроль Правительства (ч. 2 данной статьи). Федеральные инновационные площадки создаются Минобрнауки России без участия (ч. 4 статьи) научной и экспертной общественности, а органы власти всех уровней «создают условия» для реализации инновационных образовательных проектов и программ и внедряют их результаты в практику. Ни о каком конкурсе, общественной экспертизе, научном обсуждении, привлечении к этой деятельности государственных академий наук в рассматриваемой статье нет ни слова.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code