ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПОРОЧАЩИХ СВЕДЕНИЙ, РАСПРОСТРАНЕННЫХ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРАВО НА ОТВЕТ

В п. 2 ст. 152 ГК РФ (в редакции ФЗ от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») синтезированы взаимосвязанные правовые нормы, которые определяют правовые последствия распространения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в средствах массовой информации. Указанные нормы содержались в пунктах 2 и 3 этой же статьи (в прежней редакции).

Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Напомним, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Императивная норма, установленная в первом предложении п. 2 ст. 152 ГК РФ, требует, чтобы опровержение сведений, порочащих гражданина, было обнародовано в том же средстве массовой информации, которое распространило соответствующие сведения. Это касается как опровержения, размещаемого в средстве массовой информации на основании судебного акта (см. п. 1 ст. 152 ГК РФ), так и опровержения, которое может быть обнародовано в порядке, установленном ст. 43 и 44 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно ст. 43 указанного Закона РФ гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, то она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Порядок опровержения установлен в ст. 44 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать: а) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение 10 дней со дня получения требования об опровержении или его текста; б) в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Основания отказа в опровержении установлены в ст. 45 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». При этом следует обратить внимание на то, что правила ст. 43 — 45 указанного Закона РФ применяются в случаях, когда гражданин или организация требуют от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации, без обращения в суд. Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае, когда опровержение обнародуется на основании судебного акта, вступившего в законную силу, необходимо учитывать позицию Верховного Суда РФ, выраженную в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»: при удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать способ опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости изложить текст такого опровержения, где должно быть указано, какие именно сведения являются не соответствующими действительности порочащими сведениями, когда и как они были распространены, а также определить срок (применительно к установленному ст. 44 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»), в течение которого оно должно последовать.

Опровержение, распространяемое в средстве массовой информации в соответствии со ст. 152 ГК РФ, может быть облечено в форму сообщения о принятом по данному делу судебном решении, включая публикацию текста судебного решения.

Второе предложение п. 2 ст. 152 ГК РФ устанавливает дополнительную, помимо опровержения, возможность юридической защиты нематериальных благ, указанных в данном пункте, — право на ответ в том же средстве массовой информации, которое распространило сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица. Подчеркнем, что данное право может принадлежать как гражданину, в отношении которого в средствах массовой информации опубликованы названные сведения, так и юридическому лицу, если опубликованные сведения порочат его деловую репутацию.

Целесообразно обратить внимание на то, что действовавшая до вступления в силу ФЗ от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» редакция ст. 152 (см. п. 3 данной статьи в прежней редакции) связывала возникновение права на ответ с распространением сведений, ущемляющих «права или охраняемые законом интересы» лица. В настоящее время право на ответ возникает в случае распространения в средстве массовой информации сведений, «порочащих честь, достоинство или деловую репутацию». Данная формулировка является более определенной.

При этом сохранено правило ст. 46 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», согласно которому гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации (см. также п. 10 ст. 152 ГК РФ в новой редакции).

Лицо, которое полагает, что оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, содержит не соответствующие действительности сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, может использовать предоставленное ему п. 2 ст. 152 ГК РФ и ст. 46 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации <1> в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку.

———————————

<1> В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила ст. 43 — 45 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

 

Если лицо оспаривает в судебном порядке отказ редакции средства массовой информации опубликовать его ответ на соответствующую публикацию, то истец обязан доказать, что распространенные сведения, в зависимости от их содержания, ущемляют его права и охраняемые законом интересы либо порочат честь, достоинство или деловую репутацию.

Защита деловой репутации юридического лица

Защита от распространения ложной информации, не содержащей порочащих сведений

Требования, предъявляемые при защите чести, достоинства и деловой репутации

Защита чести, достоинства и деловой репутации в случае невозможности установить лицо, распространившее порочащие сведения

Ответственность за неисполнение судебного решения и обязанность ответчика совершить предусмотренное решением действие

Право суда устанавливать порядок опровержения порочащих сведений

Удаление и опровержение порочащих сведений, распространенных в сети интернет

Удаление широко известной информации, содержащей порочащие сведения

Замена и отзыв документа, содержащего сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code