2.5. Конкуренция на рынке кредитных услуг как форма проявления кредитной экспансии

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предполагается обеспечить развитие конкурентной среды как ключевой предпосылки формирования стимулов к инновациям и росту эффективности. Степень развития конкуренции является важнейшей характеристикой рынка и обусловливает общие условия его функционирования.

В экономической литературе по-разному трактуют понятие конкуренции.

Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке <1>.

———————————

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 4.

 

Некоторые экономисты отмечает, что банковская конкуренция представляет собой «соперничество между всеми участниками банковского рынка. Столь многочисленного и разнородного состава конкурирующих участников не имеет ни одна другая сфера экономики» <2>. С мнением о том, что все кредитные организации конкурируют против всех, трудно согласиться. Вряд ли малый региональный банк способен выдержать конкуренцию со Сбербанком или другими лидерами рынка.

———————————

<2> Коробов Ю.И. Банковская конкуренция на современном этапе // Банковское дело. 2010. N 11. С. 13 — 16.

 

По-нашему мнению, более точно рассматривать рыночную конкуренцию как «борьбу за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущуюся фирмами на доступных им сегментах рынка» <1>. Применяя данный подход к кредитному рынку, можно отметить, что, во-первых, конкурентная борьба ведется на доступных для определенной группы кредитных организаций сегментах кредитного рынка. Во-вторых, ограниченность доступных ресурсов и платежеспособного спроса на доступных сегментах рынка вынуждает кредитные организации соперничать между собой.

———————————

<1> Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. С. 29.

 

Доступными сегментами рынка для кредитных организаций являются те, где они могли бы реализовывать свои конкурентные преимущества. Например, для большинства средних и малых российских банков сегмент кредитного обслуживания международных российских корпораций закрыт. Небольшие по размеру кредитные организации не способны обеспечить полный комплекс потребностей крупных заемщиков по объему предоставленных кредитов, спектру предлагаемых кредитных продуктов и международной организации кредитного обслуживания, заведомо проигрывая конкурентную борьбу крупнейшим банкам. В обслуживании предприятий регионального значения, малых предприятий, напротив, они имеет преимущества, связанные с более гибким подходом к заемщику, готовностью к более оперативному решению задач, взаимовыгодному сотрудничеству.

Таким образом, конкуренцию на кредитном рынке можно определить как соперничество организаций, предоставляющих кредитные услуги, на доступных им сегментах рынка за ограниченные кредитные ресурсы и платежеспособный спрос заемщиков.

Состояние конкуренции на кредитном рынке целесообразно проанализировать с помощью модели известного американского экономиста Майкла Портера <2>. В соответствии с его теорией конкуренция в отрасли определяется пятью основными силами, представленными на рис. 2.24.

———————————

<2> Портер М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005; Он же. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Пять конкурентных сил, определяющих конкуренцию на кредитном рынке <1>

Пять конкурентных сил

Рис. 2.24

———————————

<1> По материалам книги М. Портер. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 66.

 

К таким силам, или факторам, относятся:

— ситуация в отрасли (конкурирующие на рынке действующие кредитные организации);

— влияние потенциальных конкурентов;

— влияние кредиторов;

— влияние покупателей кредитных продуктов (заемщиков);

— влияние продуктов-заменителей.

Каждая из рассматриваемых сил конкуренции оказывает различное как по направлению, так и по значимости воздействие на рыночную ситуацию, а их суммарное воздействие определяет уровень развития конкуренции и доходность кредитного рынка.

Конкуренция между действующими на рынке кредитными организациями. Соперничество среди существующих конкурентов состоит в стремлении добиться преимущественного положения, используя силовую стратегию, стратегию дифференциации продуктов и услуг, интенсивную рекламу.

Усиление конкуренции среди действующих кредитных организаций зависит от следующих факторов:

— наличие большого числа участников рынка и их примерное равенство по величине и активности на рынке;

— невысокие темпы роста отрасли, обостряющие борьбу за долю рынка. По мере наступления зрелости отрасли замедляются темпы ее роста, что выражается в снижении цен на товары и сокращении доходности;

— недостаточная дифференциация продуктов;

— незначительные издержки перехода для покупателя от одного к другим продавцам. Высокие издержки перехода, например, связанные с потерей накопленных процентов, удерживают покупателя, частично понижая уровень конкуренции;

— высокие барьеры ухода с рынка. Высокие барьеры выхода, связанные, например, со специализированным активом, особенностями банковского менеджмента, обостряют конкуренцию кредитных организаций. Зачастую банки продолжают функционировать, даже если получаемая ими прибыль ниже среднеотраслевой.

Силы конкуренции, обусловленные угрозой вторжения новых конкурентов. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции действующих в отрасли конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием имеющихся кредитных организаций, уровень конкуренции в зависимости от этих факторов будет иметь тенденцию к понижению. Среди выделенных М. Портером предпосылок, создающих барьеры для входа на рынок, применительно к кредитному рынку целесообразно отметить следующие:

— масштабы деятельности. Появление новых участников рынка сдерживается тем, что они вынуждены входить в отрасль в большом масштабе деятельности либо заранее согласиться с завышенными издержками и, соответственно, с низкой прибыльностью;

— дифференциация продукта. Новым участникам рынка придется преодолеть приверженность потребителей к существующим брендам. Реклама, налаженное обслуживание сформировавшихся групп клиентов, особенности предлагаемых продуктов, — возможно, наиболее сложный барьер входа на кредитный рынок;

— потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих на него выйти (даже для финансовых групп, которые располагают ресурсами для вторжения);

— более высокие издержки для входящих на рынок. Участники рынка, занимающие прочные позиции, как правило, имеют преимущества по издержкам, недоступные для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов деятельности. Эти преимущества основаны на так называемой кривой опыта (experience curve). Согласно концепции «кривой опыта» издержки на единицу продукции во многих отраслях снижаются по мере накопления опыта. Причины снижения себестоимости на единицу продукта представляют собой комбинацию составляющих, включая экономию за счет роста объемов производства, качества персонала, уже прошедшего обучение, возможности выбора лучшей дислокации филиалов, приобретения помещения, замены капитала трудом. Снижение себестоимости у кредитных организаций, действующих на рынке многие годы, создает барьер для вторжения потенциальных соперников, потому что издержки последних ввиду отсутствия опыта оказываются выше установившихся в отрасли.

Экономический потенциал кредиторов и заемщиков. В качестве поставщиков на кредитном рынке выступают предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, домашние хозяйства, т.е. кредиторы, размещенные средства которых являются ресурсами для кредитных организаций. Влияние кредиторов состоит в том, что они косвенным образом могут оказывать влияние на цену ресурсов и сроки их размещения, в зависимости от которых формируется кредитный портфель банка.

Влияние потребителей, к которым в условиях кредитного рынка также преимущественно относятся предприятия, организации и домашние хозяйства, состоит в потребности получения качественных кредитных продуктов по доступным ценам. Невысокий уровень дифференциации продуктов (незначительные отличительные особенности кредитных продуктов различных банков) позволяет потребителям искать более выгодные ценовые предложения, усиливая ценовую конкуренцию между банками в предложении кредитных продуктов.

Влияние кредиторов на усиление конкуренции происходит в следующих случаях:

— предлагая свои услуги, кредиторы не испытывает конкурентного давления;

— взаимодействие с отдельными кредитными организациями не является значимым для кредиторов. Если условия размещения временно свободных средств или обслуживание в одной кредитной организации кредитора не устраивают, он без ощутимых потерь может перейти на обслуживание в другую кредитную организацию. Интернет-банкинг и использование банковских карт частично нивелируют территориальные преимущества банков, их филиалов и дополнительных офисов.

Покупатели кредитных продуктов, или заемщики, способствуют усилению конкуренции, если:

— покупатели сконцентрированы, их немного и они осуществляют операции в больших масштабах. На кредитном рынке такими клиентами являются крупные корпоративные клиенты, лидеры отраслевых рынков, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Банки заинтересованы в привлечении на обслуживание таких клиентов, они являются объектами острой конкурентной борьбы между лидерами кредитного рынка. Высокодоходные группы клиентов менее чувствительны к цене, но более требовательны к спектру услуг и качеству обслуживания. Они вправе предъявлять требования по созданию для них индивидуальных банковских продуктов;

— услуги стандартны или слабо дифференцированы. Клиенты, уверенные, что в любой момент могут найти альтернативные предложения, способны легко перейти из одного банка в другой.

Продукты-заменители. Такими продуктами, которые заслуживают внимания с точки зрения влияния на уровень конкуренции на рынке, являются продукты, которые способны обеспечить лучшее соотношение цены и качества по сравнению с имеющимися. Для кредитного рынка определенную угрозу, в частности, представляют продукты инвестиционных компаний, альтернативные инвестиции, обеспечивающие на фазе экономического роста более высокий доход инвесторам по сравнению с депозитами. Кредиторы могут частично изымать средства из банков для последующего размещения на альтернативных рынках, обостряя конкурентную борьбу за кредитные ресурсы между кредитными организациями.

Каждая кредитная организация, работающая в определенном сегменте рынка, испытывает на себе влияние всех факторов или сил конкуренции. Однако она может выработать стратегию, ослабляющую влияние отдельных факторов и повышающую ее конкурентные возможности на конкретном рынке. Например, она может постараться поднять издержки переключения потребителей или повысить дифференциацию предлагаемых ею продуктов либо сосредоточиться на наиболее перспективных направлениях деятельности, другими словами, найти устойчивое конкурентное преимущество, которое станет основой ее эффективной деятельности в долгосрочной перспективе. И хотя каждая кредитная организация по сравнению с соперниками обладает сильными и слабыми сторонами, она, как правило, реализовывает только одно из двух конкурентных преимуществ: низкие издержки либо дифференциацию продуктов. Кредитная организация должна добиться либо снижения издержек по сравнению с конкурентами, либо большей дифференциации продукта по сравнению с продуктами конкурентов. Эти преимущества с учетом факторов рыночной конкуренции обусловливают выбор конкурентной стратегии, успешная реализация которой позволяет одним участникам рынка обрести некоторое превосходство над другими и, как следствие, более высокую доходность и возможность завоевывать значимые сегменты.

Российские и зарубежные экономисты выделяют различные типы стратегий конкурентной борьбы. Обобщив их, можно выделить четыре типа общих конкурентных стратегий, которые применяются или могут быть применены кредитными организациями. Каждая из общих стратегий предполагает различные пути к выбору конкурентной позиции, которые складываются из сочетания выбора определенного типа преимуществ, а также масштаба стратегических целей, в рамках которого эти преимущества планируется получить.

Силовая стратегия применяется крупными кредитными универсальными организациями, предлагающими широкий спектр банковских продуктов и услуг, работающий во всех сферах банковской деятельности со всеми группами клиентов. Банки, применяющие эту стратегию, используют преимущества масштабной деятельности, развитой сети, крупных рекламных компаний. Они стремятся занять лидирующие позиции на рынке, по возможности сокращая долю конкурентов. Банки, применяющие силовую стратегию, привлекают клиентов узнаваемостью бренда, надежностью, широким распространением филиалов и офисов, доступностью продуктов. Часто они являются лидерами в нескольких сегментах рынка, захватывая смежные отрасли, такие как страхование, инвестиционную деятельность. Крупнейшие банки обычно лидируют с большим отрывом от остальных. Среди крупнейших также большие различия. Но чем дальше от вершины пирамиды, тем меньше разница в размерах ближайших кредитных организаций. Альтернативу конкурентному противостоянию на вершине пирамиды участники рынка находят в выборе стратегии дифференциации.

Для успеха на рынке крупный банк должен быть успешен как минимум в трех направлениях:

— формирование крупномасштабной банковской деятельности;

— создание крупной национальной, затем интернациональной сети;

— наличие эффективного управленческого аппарата.

Придерживающиеся стратегии силы кредитные организации должны иметь разветвленную сеть по всей стране или миру, способную аккумулировать мощный поток спроса. Особенность их позиции связана с обладанием техническими или организационными преимуществами в основных действующих и перспективных сегментах рынка.

Стратегия дифференциации состоит в том, что кредитная организация стремится занять на кредитном рынке уникальное положение, придавая своим продуктам такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Если кредитная организация позиционирует себя неким уникальным образом, платой за уникальность становится готовность покупателей приобретать продукты компании по более высоким ценам. В основе дифференциации могут лежать уникальные свойства продуктов, особенности реализации, особые маркетинговые подходы, прочие факторы. Кредитная организация, избравшая стратегию дифференциации, должна постоянно искать новые способы дифференциации — такие, с помощью которых можно получать прибыль, превосходящую расходы на дифференциацию. Кроме того, она должна стремиться к равенству или приближенному равенству издержек относительно своих конкурентов, сокращая расходы во всех областях, не имеющих прямого отношения к избранному направлению дифференциации. Кредитная организация должна использовать и все возможности дифференциации, не требующие высоких затрат. Задачей руководства кредитной организации, ставшей на путь дифференциации, является поиск баланса между издержками и возможностями дифференциации кредитных продуктов.

Стратегия фокусирования основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках кредитного рынка. Кредитная организация, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов рынка и направляет свою деятельность на обслуживание исключительно данного сегмента или сегментов. Оптимизируя свою стратегию в соответствии с целевыми сегментами, кредитная организация пытается получить определенные конкурентные преимущества именно в этих сегментах, завоевать максимальную долю небольшого рыночного сегмента. Кредитные организации, придерживающиеся стратегии фокусирования, изучая рынок, находят и формируют специфические потребности клиентов, обеспечивая более широкое вовлечение различных клиентских групп в рыночные отношения.

Стратегия приспособления преобладает на региональных и местных рынках. Преимущество небольшого неспециализированного учреждения состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд местного населения, готовности и возможностей к резким изменениям в направлениях деятельности в зависимости от потребностей меняющегося рынка. Кредитные организации, придерживающиеся стратегии приспособления, готовы работать с различными клиентами и оказывать им разнообразные услуги. Гибкость и неизбирательность становятся их приоритетами в конкурентной борьбе. Стратегия приспособления эффективна там, где другие стратегии неэффективны и не способны проявить индивидуальный подход к клиенту.

Модель М. Портера с учетом основных рыночных стратегий может быть применена для анализа конкуренции на кредитном рынке. Анализ предполагает определение конкурентных групп, т.е. групп кредитных организаций, относительно однородных по величине активов, направлениям деятельности. Основанием для определения конкурентных групп могут быть аналитические подходы Банка России, который выделяет 30 и 200 крупнейших кредитных организаций. На долю 30 крупнейших банков из 1012 действующих кредитных организаций по состоянию на 1 января 2011 г. приходилось более 73% активов российской банковской системы, на долю 200 крупнейших банков — более 93%.

Для анализа конкуренции на кредитном рынке рассмотрим первую тысячу действующих кредитных организаций. Из 1000 кредитных организаций выделим три конкурентные группы. К первой конкурентной группе отнесем 30 крупнейших российских банков. Вторую группу составят 170 оставшихся банков из крупнейших 200 российских банков. Назовем вторую группу средними банками. Третья группа будет включать оставшиеся 800 банков.

Проанализируем рыночную ситуацию для каждой из конкурентных групп с помощью модели пяти факторов М. Портера, детализируя каждый фактор до нескольких показателей, адаптирующих модель к кредитному рынку. Анализ будет производиться по 17 показателям, которые позволят оценить значимость факторов по степени проявления признаков и сформулировать выводы об уровне конкуренции для каждой конкурентной группы. В таблице 2.15 приведены данные, характеризующие факторы конкуренции для 30 крупнейших российских банков.

Таблица 2.15

Анализ уровня конкуренции среди 30 крупнейших российских банков

Анализ уровня конкуренции

Анализ уровня конкуренции-1

Анализ уровня конкуренции-2

К первой группе относятся факторы, определяющие уровень конкуренции между продавцами, в нашем случае — между крупнейшими российскими банками. Группа неоднородна. Имеются явные лидеры группы, к которым относятся Сбербанк России, нетто-активы которого достигают 9 трлн руб., группа ВТБ, имеющая нетто-активы около 4 трлн руб., Газпромбанк — около 2 трлн руб., Россельхозбанк — более 1 трлн руб. Несколько банков имеют нетто активы в сумме от 500 млрд до 1 трлн руб. У основной части группы нетто активы составляют от 150 до 500 млрд руб.

Интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы. Можно предположить, что на рассматриваемом сегменте конкурирующими являются банки с размером нетто-активов от 150 млрд до 1 трлн руб. Явные лидеры рынка, на долю которых приходится большая часть сегмента, находятся вне конкуренции. Это объясняется, во-первых, масштабами лидеров, а во-вторых, явно выраженной дифференциацией их деятельности.

Крупнейшие банки относятся к универсальным. Особенностью сегмента являются кредитные продукты для крупнейших российских корпораций, возможность кредитного обслуживания структурных подразделений корпораций за рубежом. Крупнейшие кредитные организации не специализированы по видам продуктов. Продукты взаимозаменяемы, это усиливает конкуренцию.

Платежеспособный спрос заемщиков в связи с выходом из кризиса и дополнительной потребностью в ресурсах увеличивается. Увеличение платежеспособного спроса уменьшает конкуренцию.

Набор предоставляемых банками услуг в целом идентичен, однако банки используют различные формы индивидуализации, дифференциации в предоставлении услуг, рекламу, что позволяет им уходить от прямой конкурентной борьбы.

Переключение на другой сегмент рынка или уход с кредитного рынка связаны со значительными материальными и социальными издержками. Барьеры ухода с рынка работают в направлении повышения конкуренции на рынке. Конкуренция становится интенсивнее, когда уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкурентной борьбы.

Анализ стратегий конкурентов свидетельствует о том, что, если большинство фирм придерживается одной и той же стратегии, уровень конкуренции повышается. Силовая стратегия, которой придерживаются лидеры сегмента, направлена на усиление конкурентных позиций, увеличение доли рынка. Остальные участники группы применяют стратегию дифференциации, связанную с узнаваемостью бренда, особенностью предлагаемых продуктов и услуг.

Вторая группа факторов определяет влияние потенциальных конкурентов. Серьезность этой угрозы зависит от барьеров вхождения на рынок. Барьер вхождения в группу 30 крупнейших банков велик, он предполагает определенный масштаб деятельности (величину капитала и активов, квалифицированный персонал, развитие сети и ряд других условий), сопоставимый с масштабами деятельности крупнейших российских банков, значительный клиентский портфель, узнаваемый бренд, доверие со стороны клиентов.

Третья группа факторов рассматривается нами как доступность ресурсов. Кредитные организации находятся в зависимости от ресурсов (их цены, объема и срочности). Источники ресурсов дифференцированы. Если кредитные организации располагают относительно недорогими и долгосрочными ресурсами, их замена будет связана с дополнительными затратами. Основными источниками ресурсов для банков являются средства предприятий и домашних хозяйств. Если предлагаемые кредитные продукты устраивают по параметрам и цене, для предприятий и домашних хозяйств не имеет значения, в каком банке размещать временно свободные денежные средства. Зависимость банков от крупнейших кредиторов регулируется нормативными документами Банка России и решающего значения для устойчивой деятельности банка не имеет.

Четвертая группа факторов определяет влияние покупателей на уровень конкуренции на рынке. Покупателями кредитных продуктов крупнейших российских банков являются крупные корпорации, средние, малые предприятия, домашние хозяйства. Объектами острой конкуренции для банков данной группы являются крупнейшие международные корпорации, которые предъявляют особые требования к банковским продуктам, цене и качеству обслуживания. Покупатель, как правило, информирован об условиях предоставления аналогичных продуктов другими кредитными организациями группы. Кредитные продукты важны для деятельности покупателей. При этом дифференциация схожих кредитных продуктов, предоставляемых различными банками, не имеет для него решающего значения. Издержки переключения клиента с одного банка на другой минимальны, вероятность перехода клиентов от одного банка к другому велика.

В смежных отраслях имеются продукты-заменители. Это продукты инвестиционных, лизинговых компаний, специализированных кредитных организаций. Конкурентная стратегия фокусирования позволяет этим организациям конкурировать с крупнейшими банками на сегментах рынка, связанных с обслуживанием предприятий (лизинг), частных клиентов (инвестиционные компании, банки, специализирующиеся на обслуживании крупных частных клиентов). Затраты клиентов по замене кредитных продуктов продуктами специализированных организаций определяются конкретными условиями. Организации, которые могли бы предложить альтернативу комплексному банковскому обслуживанию крупным корпоративным и состоятельным частным клиентам, на рынке отсутствуют.

Анализ конкуренции на кредитном рынке позволил выявить, что из 17 показателей, детализирующих факторы конкуренции, для конкурентной группы, состоящей из 30 крупнейших российских банков, 11 имели отрицательное значение, т.е. действовали в направлении, ограничивающем конкуренцию, а 6 показателей действовали в направлении ее усиления. Такие факторы, как влияние потенциальных конкурентов или влияние продуктов-заменителей, не оказывают ощутимого воздействия на усиление конкурентной среды для данной группы. Предметом конкуренции для 30 крупнейших российских банков являются факторы цены и доступности ресурсов, а также влияние крупных клиентов. В целом можно сделать вывод, что уровень конкурентной среды для действующих участников группы недостаточен в силу дифференциации группы 30 крупнейших российских банков по величине нетто-активов, наличия сильных лидеров и различных конкурентных стратегий.

Вторая конкурентная группа включает 170 средних банков: 200 крупнейших российских банков, за исключением 30 ведущих, вошедших в первую конкурентную группу (табл. 2.16).

Таблица 2.16

Анализ конкурентной группы средних банков по величине нетто-активов <1>

Номер подгруппы Величина нетто-активов,  млрд руб. Количество банков Удельный вес в группе, %
1 от 10 до 20 65 38
2 от 20 до 30 35 21
3 от 30 до 50 25 15
4 от 50 до 100 33 19
5 от 100 до 150 12 7

———————————

<1> Рейтинг 1000 российских банков по ключевым показателям деятельности. URL: http://www.banki.ru.

 

Большая часть банков второй группы (57%) зарегистрирована и работает в Московском регионе. Анализируемая группа менее дифференцирована по величине нетто-активов. Основу группы, 100 банков (около 60% численности), составляют банки с величиной нетто-активов от 10 до 30 млрд руб.; 125 банков, или 74% группы, имеют нетто-активы от 10 до 50 млрд руб. Лишь 12 банков, 7% группы, располагают нетто-активами от 100 до 150 млрд руб. Множественность и относительная однородность группы, сосредоточенной в одном регионе, является фактором, воздействующим на усиление конкуренции на кредитном рынке.

Конкурентные стратегии банков второй группы в значительной степени однородны. По нашему мнению, основная часть группы придерживается стратегии приспособления, другая часть — дифференциации. Относительная однородность избранных конкурентных стратегий на определенном сегменте рынка также является фактором, усиливающим конкуренцию.

Основными покупателями кредитных продуктов банков второй группы являются средние и малые предприятия, домашние хозяйства. Клиенты банков этой группы при желании могут ознакомиться с аналогичными продуктами, предлагаемыми другими кредитными организациями группы. Если услуги обслуживающего банка не будут удовлетворять клиентов, они с легкостью могут перейти на обслуживание в другой банк. Издержки переключения клиента с одного банка на другой не являются значительными. Влияние клиентов банка, выступающих в роли покупателей, на данном сегменте рынка усиливает конкуренцию.

В качестве альтернативы продуктам банков второй группы можно рассматривать продукты специализированных организаций. Лизинговые компании, ломбарды, магазины, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и другие организации конкурируют с банками группы на отдельных сегментах рынка, связанных с обслуживанием предприятий (например, лизинг оборудования) либо частных клиентов (например, при покупке автомобилей или других товаров в кредит). В этом случае кредитные продукты банков могут быть без значительных издержек заменены кредитными продуктами специализированных организаций. Наличие продуктов-заменителей для банков рассматриваемого рыночного сегмента является фактором, усиливающим конкуренцию.

Анализ конкурентной среды, проведенный для группы средних банков, показал, что из 17 показателей, детализирующих факторы конкуренции, 13 действовали в направлении усиления конкуренции, четыре имели отрицательное значение, ограничивая конкуренцию. Таким образом, можно констатировать, что средние российские банки работают в конкурентной среде. Это определяется относительной однородностью как величины нетто-активов банков, так и их конкурентных стратегий. Результаты анализа конкурентной среды банков второй группы отличаются от результатов анализа конкурентной среды 30 крупнейших российских банков. Например, если влияние продуктов-заменителей не было значимым для лидеров рынка, банки второй группы испытывают на себе влияние смежных рынков, прежде всего в сегментах обслуживания малого бизнеса и потребительского кредитования.

Третья конкурентная группа наиболее многочисленна, она насчитывает 800 кредитных организаций. Наибольшее количество банков группы — 47% — имеют величину нетто-активов от 1 до 5 млрд руб. Банки, располагающие нетто-активами от 100 до 500 млн руб., составляют 18%, по 16% приходится на банки, граничащие с основной группой и имеющие нетто-активы от 5 до 10,5 млрд и от 500 млн до 1 млрд руб. (табл. 2.17).

Таблица 2.17

Анализ конкурентной группы малых банков по величине нетто-активов <1>

Номер подгруппы  Величина нетто-активов,   млн руб. Количество  банков Удельный вес в группе, %
1 от 1 до 100 22 3
2 от 100 до 500 146 18
3 от 500 до 1 000 129 16
4 от 1 000 до 5 000 376 47
5 от 5 000 до 10 500 127 16

———————————

<1> Рейтинг 1000 российских банков по ключевым показателям деятельности. URL: http://www.banki.ru.

 

Из основной подгруппы банков, имеющих величину нетто-активов от 1 до 5 млрд руб., более половины (196 банков, или 52% подгруппы) составляют региональные банки. Региональные банки рассматриваемой подгруппы рассредоточены по отдельным регионам страны. Даже в наиболее насыщенных банками регионах их количество редко превышает 10, а удельный вес составляет от 1 до 7%. Распределение банков группы по территории страны снижает уровень их соперничества. Конкурентные стратегии региональных банков направлены на клиентов соответствующих регионов и, учитывая небольшой размер активов, а значит, и ограниченность поля деятельности, региональные банки подгруппы между собой не конкурируют, одновременно снижая уровень конкуренции в рамках группы.

Уровень конкуренции для малых столичных и региональных банков различен. Из 17 показателей, воздействующих на уровень конкуренции малых столичных банков, девять имели положительное влияние, воздействовали в направлении конкуренции, а восемь — отрицательное. В подгруппе малых региональных банков девять показателей воздействовали в направлении снижения конкуренции, а восемь — содействовали ее усилению. В целом можно отметить, что уровень конкурентной среды для малых банков находится в пограничном значении. Имея слабые конкурентные позиции, малые банки стремятся уходить от конкуренции, работая в определенных клиентских либо региональных нишах.

В качестве основных путей развития конкурентной среды Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделяет снижение барьеров выхода на рынки, демонополизацию экономики, обеспечение равных условий конкуренции.

Применительно к кредитному рынку снижение барьеров выхода на рынок невозможно в силу высокой социально-экономической значимости кредитных организаций. Демонополизация и обеспечение равных условий для всех участников кредитного рынка, бесспорно, являются факторами развития конкурентной среды, формирования на кредитном рынке монополистической конкуренции. На рынке монополистической конкуренции каждая кредитная организация имеет собственные конкурентные преимущества, являясь своеобразным монополистом. Модель монополистической конкуренции можно считать оптимальной для кредитного рынка. Модель кредитного рынка монополистической конкуренции отвечает следующим принципам:

— на рынке присутствует множество независимых друг от друга кредитных организаций, предприятий и физических лиц, реальных или потенциальных участников рынка;

— все кредитные организации одинаково надежны и выполняют принятые на себя обязательства;

— уровень доходов покупателей (потенциальных клиентов) достаточен для возникновения потребности в продуктах (товарах) кредитного рынка;

— кредитные организации предлагают дифференцированные продукты. Каждый продукт уникален (монопольные позиции на рынке), но имеет массу аналогов. Это создает конкуренцию. Кредитные организации стремятся расширить область предпочтений путем индивидуализации бренда или продукции с помощью товарных знаков, рекламной кампании. Подчеркивая собственное отличие или отличие продуктов, кредитные организации в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение;

— отсутствует полная прозрачность рынка. Для определения оптимального сочетания цены и качества отдельных продуктов кредитного рынка, предлагаемого спектра услуг его участники должны изучить рынок, провести определенные маркетинговые исследования;

— участники рынка действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами, т.е. участники рынка не всегда выбирают более выгодный продукт. Зачастую для участников рынка имеет большее значение репутация кредитной организации, ее местоположение, имеющийся положительный опыт обслуживания, более широкий спектр предлагаемых услуг или другие причины;

— доступ к рынку для вновь создаваемых кредитных организаций ограничен входными барьерами (размером уставного капитала), сложившимися предпочтениями и необходимостью индивидуализации продуктов на кредитном рынке.

Среди факторов, усиливающих конкуренцию, некоторые экономисты выделяют глобализацию конкуренции, развитие новых технологий передачи информации, рост благосостояния и экономической культуры населения <1>. С этим нельзя не согласиться. Однако стоит отметить, что в условиях глобальной конкуренции особое значение имеет конкурентоспособность внутреннего кредитного рынка как сила, повышающая его устойчивость. Развитие единой информационной среды сокращает неравномерность территориального распределения кредитных организаций, происходят существенные изменения в характере банковских услуг. Эти процессы, сокращая дистанцию между кредитной организацией и потребителем банковских услуг, способствуют развитию конкурентной среды. Что касается повышения уровня доходов населения, то этот фактор, увеличивая потребность в кредитных продуктах и являясь важнейшим условием дальнейшего развития кредитного и банковского рынка, приводит к снижению уровня конкурентной борьбы. В отличие от этого повышение уровня экономической культуры и грамотности населения, требовательности к уровню банковского обслуживания следует рассматривать как условие развития конкурентной среды.

———————————

<1> Коробов Ю.И. Банковская конкуренция на современном этапе // Банковское дело. 2010. N 11. С. 13 — 16.

 

Создание конкурентной среды — продолжительный исторический процесс, который не может происходить стихийно. Стихийное развитие рынка неизбежно приводит к олигополии и монополии. Российский кредитный рынок имеет печальный опыт такого развития. Конкурентная среда должна осознанно формироваться государством и участниками рыночных отношений.

С учетом проведенного выше анализа можно отметить, что уровень конкуренции на российском рынке кредитных услуг неоднороден, он практически отсутствует в группе крупнейших кредитных организаций (топ-30). Напротив, в кластере средних и мелких кредитных организаций прослеживается конкуренция. В условиях снижения участия государства в капиталах крупнейших российских банков следует ожидать усиление конкурентной борьбы, что особенно ярко может проявиться в период кредитной экспансии.

В создании равных конкурентных условий нуждается региональный банковский сектор. В целях выравнивания региональных пропорций в развитии экономики следует придать импульс региональной кредитной экспансии. Учитывая взаимосвязь этих переменных, целесообразно на современном этапе стимулировать кредитную экспансию на региональном уровне, разработать комплекс стимулирующих мер по поддержке региональных кредитных организаций, заинтересованных в развитии экономики регионов. В связи с этим представляется целесообразным создать условия для реорганизации малых и средних региональных банков в кооперативные, предоставив преимущественное право их клиентам стать пайщиками. Определенную методическую и техническую поддержку этой группе банков могут оказать банковские ассоциации в части приобретения современных информационных технологий, программных продуктов и т.п.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code