2.4.2. Объемы операций на финансовом рынке и проектное финансирование

Развитие финансового рынка, особенно таких его сегментов, как государственные, муниципальные и корпоративные облигации, приводит к изменению структуры кредитного рынка. Заимствование посредством выпуска облигаций и кредитование через покупку долговых инструментов становятся все более частыми. Эта тенденция наметилась в докризисный период и окрепла в период выхода из кризиса. Как отмечается в Обзоре финансового рынка за 2009 г., подготовленном Департаментом исследований и информации Банка России, «вложения российских банков в ценные бумаги заметно увеличились при резком замедлении роста объемов кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, и сокращении кредитования населения» <1>. За год объем обращающихся на внутреннем рынке корпоративных облигаций увеличился на 18%, достигнув к концу декабря 2010 г. почти 3 трлн руб. (2979 млрд руб.) <2>.

———————————
<1> URL: www.cbr.ru.
<2> Там же.

Следует отметить, что в 2010 г. возобновилось кредитование корпоративных и частных клиентов. Если в 2009 г. совокупный кредитный портфель банков снизился на 0,2%, то в 2010 г. он вырос на 11,6% — до 22 140,2 млрд руб. Однако доля кредитов в активах банков сократилась на 1,9%, вложения же в ценные бумаги выросли на 35,3% <1>. В своем Обзоре за 2010 г. Департамент исследований и информации Банка России объясняет это «меньшей рискованностью этих операций по сравнению с кредитованием заемщиков» <2>. При этом около половины (47,1%) годового прироста вложений в ценные бумаги приходится на операции с долговыми обязательствами Российской Федерации и Банка России <3>. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве заемщика отечественные банки предпочитают государство.

———————————
<1> URL: www.cbr.ru.
<2> Там же.
<3> Там же.

Очевидно, что в современных условиях роль финансового рынка возрастает. Он предоставляет возможности привлекать средства в больших объемах за счет числа участников этого рынка — потенциальных кредиторов. Финансовый рынок предлагает и инструменты заимствований, так называемые инструменты с фиксированным доходом, к числу которых относятся в основном облигации. Концентрация долга невозможна без достаточного количества кредиторов, финансирующих одного заемщика или одну кредитную сделку. В связи с этим механизмы выпуска и обращения облигаций, предполагающие прозрачность заемщика, предоставление исчерпывающей информации о нем и целях кредита, представляются наиболее адекватными. Следует отметить большую роль инвестиционных банков — организаторов сделок по выпуску облигаций, выполняющих работу по изучению заемщика, его финансового состояния, кредитуемой сделки, сопровождению кредита, в том числе через проведение депозитарной деятельности.

К закономерностям развития кредита в современных условиях следует отнести повышение роли инструментов финансового рынка. Особое внимание, наряду с облигациями, следует обратить на гибридные финансовые инструменты, предполагающие трансформацию кредитных отношений в отношения собственности. К числу таких инструментов относятся конвертируемые облигации, варранты, привилегированные акции. Представляется, что роль этих инструментов будет возрастать.

Развитие кредитных отношений, опосредуемых финансовым рынком, невозможно без участия инвестиционных банков, выступающих посредниками между клиентом (корпорацией, государством, муниципальными образованиями, частными лицами) и рынком капиталов, важнейшим сегментом финансового рынка. Благодаря инвестиционной деятельности банков становится возможным выпуск и обращение долговых инструментов финансового рынка.

Важнейшим направлением инвестиционной банковской деятельности, расширяющим предложение кредитных ресурсов, в настоящее время является проектное финансирование. Как известно, проектное финансирование получило широкое развитие в 1980-х гг. и выделилось в отдельное направление инвестиционной банковской деятельности. Проектное финансирование — это способ долгосрочного заемного финансирования крупных проектов посредством финансового инжиниринга, основанного на займе под денежный поток, создаваемый непосредственно самим проектом. Проектное финансирование можно рассматривать только как единый комплекс, сочетающий в себе различные формы долгового и долевого финансирования и включающий в себя все аспекты разработки и реализации проекта. Особая роль проектного финансирования определяется тем, что посредством реализации проектов могут быть созданы новые производства, производящие инновационные продукты.

Вопрос инновационного развития экономики России весьма актуален. В таблице 2.12 приводится глобальный индекс инноваций, составленный консалтинговой компанией BCG в 2009 г., в табл. 2.13 — аналогичный рейтинг INSEAD Global Innovation Index. Для составления индексов используются различные параметры, включая институты, политику, человеческий потенциал, инфраструктуру, уровень развития рынка и бизнеса.

Таблица 2.12

Глобальный индекс инноваций BCG-2009 <*>

 Рейтинг Страна Общая оценка Ресурсныефакторы Результативныефакторы
1 Singapore 2,45 2,74 1,92
2 South Korea 2,26 1,75 2,55
3 Switzerland 2,23 1,51 2,74
4 Iceland 2,17 2,14 2,00
5 Ireland 1,88 1,59 1,99
6 Hong Kong 1,88 1,61 1,97
7 Finland 1,87 1,76 1,81
8 United States 1,80 1,28 2,16
9 Japan 1,79 1,16 2,25
10 Sweden 1,64 1,25 1,88
27 China 0,73 0,07 1,32
46 India 0,06 0,14 -0,02
49 Russia -0,09 -0,02 -0,16
50 Saudi Arabia -0,12 0,57 -0,79
51 Trinidad and Tobago -0,12 -0,42 0,20
110 Zimbabwe -1,63 -1,63 -1,48

———————————
<*> Источник: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2650.

Таблица 2.13

Глобальный индекс инноваций INSEAD Global Innovation Index (2008 — 2009) <*>

Рейтинг Страна Индекс 2008 — 2009
1 United States 5,28
2 Germany 4,99
3 Sweden 4,84
4 United Kingdom 4,82
5 Singapore 4,81
6 Korea, South 4,73
7 Switzerland 4,73
8 Denmark 4,69
9 Japan 4,65
10 Netherlands 4,65
37 China 3,59
67 Panama 2,94
68 Russia 2,93
69 Romania 2,92
130 Burundi 1,81

———————————
<*> Источник: URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2010/2650.

В обоих рейтингах Россия далека от лидеров, занимая 49-ю из 110 позиций и 68-ю из 130. Это еще раз доказывает, что развитие проектного финансирования является одной из приоритетных задач. Проектное финансирование отличается не только юридической, организационной, экономической обособленностью проекта, но и высокой долей заемного капитала. При проектном финансировании банк может выступать как финансовый консультант, управляющий займами, кредитор. Роль финансового консультанта и управляющего займами, как правило, выполняет инвестиционный банк, получающий вознаграждение в форме комиссии, кредитора — коммерческий банк, получающий в основном процентный доход, а также комиссию.

В настоящее время наиболее распространенной формой предоставления средств банками в рамках проектного финансирования является банковский кредит. Возможности привлечения средств на рынке капиталов используются опосредованно, через выпуск банками-кредиторами собственных облигаций. Представляется, что это ограничивает возможности привлечения ресурсов соответствующей срочности для финансирования проектов. Следует рассмотреть вопрос о возможностях эмиссии облигаций проектной команды на стадии строительства и эксплуатации объекта.

Проекты условно можно разделить на группы:

— крупные инфраструктурные проекты;

— крупные частные проекты;

— региональные проекты.

Критерии классификации проектов связаны с их размером, значимостью, в том числе социальной. В первую очередь это касается создания рабочих мест в рамках реализации проекта.

В первую группу проектов могут быть включены проекты, способствующие совершенствованию инфраструктуры в масштабах страны или нескольких регионов. Эти проекты могут быть связаны со строительством транспортных магистралей, электроэнергетикой, газификацией, жилищно-коммунальным хозяйством и т.д. Могут быть предложены следующие критерии отнесения проектов к первой группе:

— сумма свыше 30 млрд руб.;

— проект связан с несырьевыми отраслями промышленности;

— социальная значимость проекта.

Для реализации подобного рода проектов необходимо использовать возможности привлечения средств на рынке капиталов, в частности выпуск так называемых инфраструктурных облигаций. О возможности использования и внедрения этих финансовых инструментов на различных форумах неоднократно говорила министр экономического развития РФ Э. Набиуллина. Представляется, что подобные финансовые инструменты будут иметь спрос на рынке в случае подкрепления их государственными гарантиями. Инфраструктурные облигации могут приобретаться банками особенно активно при включении их в ломбардный список Банка России. В этом случае они могут рассматриваться банками как актив, включаемый в так называемые вторичные резервы, т.е. активы банка, приносящие доход и одновременно высоколиквидные. Приобретателями таких бумаг могут стать и институциональные инвесторы — пенсионные фонды, страховые компании, эндаумент-фонды.

Во вторую группу проектов следует включать проекты частных компаний, способствующие отраслевой диверсификации отечественного производства, т.е. созданию предприятий, не связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, особенно углеводородов. Подобные проекты могут реализовываться на условиях частно-государственного партнерства. Государство может участвовать в проектах как акционер. Однако следует предусмотреть условия и правила выхода государства из этих проектов, что может быть реализовано через покупку акций проектной компании с одновременным приобретением опционов на продажу акций компании на завершающих этапах реализации проекта (строительства и эксплуатации).

Критериями отнесения проектов к этой группе могут стать:

— сумма свыше 20 млрд руб.;

— инновационность (создание новых производств и, как результат, принципиально новых видов продукции);

— социальная значимость.

Облигации, выпускаемые проектными командами этой группы, также могут быть включены в ломбардный список Банка России, что повысит интерес банков к их приобретению. Банки в зависимости от стратегии могут включать их как в торговый, так и в инвестиционный портфель. Кроме того, будет создана возможность предоставления банками кредитов под залог указанных облигаций. В этом случае кроме банков, финансовых компаний и институциональных инвесторов повысится интерес клиентов категории private banking к приобретению этих облигаций.

В третью группу могут быть включены региональные проекты, способствующие отраслевой диверсификации экономики региона. Целый ряд инфраструктурных проектов, например строительство и реконструкция аэропортов и вокзалов, проекты в сфере ЖКХ, могут быть отнесены к этой группе.

Критерии включения проектов в третью группу могут быть следующие:

— сумма свыше 15 млрд руб.;

— отраслевая принадлежность;

— социальная значимость.

Для привлечения средств на рынке капиталов при реализации проектов этой группы может быть использован опыт США. В этой стране муниципальные облигации делятся на две группы:

— облигации общего покрытия (general obligation bonds);

— облигации, обеспеченные доходами от проектов (revenue bonds).

Источником выплат по второму типу облигаций служат средства, генерируемые проектами. Однако, как представляется, эмитентами облигаций могут стать и проектные команды, реализующие проекты третьей группы. В зависимости от состояния бюджета субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого реализуется проект, облигации могут подкрепляться гарантиями субъекта РФ или муниципального образования.

Методы стимулирования финансирования проектов с использованием инструментов рынка капиталов различны для перечисленных групп проектов. К числу таких инструментов относятся облигации, эмитируемые проектной командой на втором и третьем этапах реализации проекта (строительство и эксплуатация). Кроме того, может быть проведено частное размещение акций проектной команды как на стадии создания проекта, так и на последующих стадиях его реализации. На различных стадиях реализации проекта может быть проведено IPO проектной компании. С этой целью могут быть использованы инструменты селективной денежно-кредитной политики, которая может сменить меры поддержки, реализуемые в условиях кризиса. Среди них установление контингентов переучета векселей, предприятий различных отраслей экономики, в том числе проектных команд, реализующих проекты первой и второй групп. Другой мерой может стать включение в ломбардный список Банка России облигаций проектных компаний, реализующих крупные инфраструктурные и социально значимые проекты, а также крупные частные проекты в приоритетных отраслях промышленности (не связанных с добычей, переработкой и реализацией сырья, особенно углеводородов).

Дополнительного изучения требует вопрос о возможностях использования гибридных финансовых инструментов в проектном финансировании.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code