2.2. Особенности влияния макроэкономических факторов на развитие кредитования физических лиц в Российской Федерации

Кредитная экспансия может проявляться как интенсивное расширение потребительского кредитования. Экспансия на рынке кредитования домашних хозяйств имеет двойственную природу. Как показывает практика, с одной стороны, она оказывает позитивное влияние на покупательский спрос, является фактором экономического роста, с другой — может стать источником нестабильности, существенно не влиять на развитие отечественного производства и подъем экономики. В связи с этим оправданно исследовать факторы спроса и предложения на кредиты домашних хозяйств.

Активный потребительский спрос создает предпосылки для увеличения занятости, так как обычно основная масса рабочей силы сосредоточена на предприятиях, экономическая деятельность которых стимулируется спросом населения.

В то же время, как отмечалось, потребительский спрос является либо двигателем, либо ограничителем рыночной модели экономики, в связи с тем что частный спрос ограничен состоянием внутреннего рынка потребления, структурой и масштабами личного потребления, уровнем доходов основной массы населения и его благосостоянием.

Одним из факторов потребительского спроса является степень развитости внутреннего рынка. Под внутренним рынком обычно понимают систему обмена внутри национального хозяйства без экспортно-импортного сектора. Он является элементом, формирующим спрос в широком смысле, в том числе потребительский, который в современной модели экономического развития в значительной мере удовлетворяется за счет банковского кредита.

Индикатором масштабов внутреннего рынка страны, как правило, является объем ВВП. Одновременно емкость рынка зависит от значительного числа факторов:

— числа обслуживаемых потребителей;

— взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики;

— уровня развития денежно-кредитных отношений;

— институциональной структуры рынка;

— структуры и характера потребления;

— доходов и сберегательной активности населения, сформировавшейся задолженности по ранее полученным кредитам и др.

Очевидно, чем более развита экономика и общественные потребности, на которые рассчитано внутреннее производство, тем больше возможности для устойчивого экономического роста. При этом численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между численностью населения и объемом внутреннего рынка нет.

Одновременно емкость внутренних рынков находится в зависимости от взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики, от их спроса на основные элементы конечного продукта.

Другим важнейшим индикатором показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, который измеряется отношением кредитных обязательств внутри страны к ВВП.

Наряду с общей емкостью внутренних рынков фактором роста потребительского спроса является состав и характер потребления, которые отражают использование потребительной стоимости.

Основу потребительского спроса составляет личное потребление, его доля колеблется на уровне 63 — 64%. Приобретение товаров и услуг выступает неотъемлемой частью повседневной жизни жителей развитых стран.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в структуре личных потребностей. Наблюдается относительное сокращение первичных потребностей, в то время как потребности более высокого порядка расширились. Это привело к усилению эластичности между спросом и уровнем доходов.

В вещественной структуре спроса важная роль принадлежит потребительским товарам длительного пользования, к которым относятся предметы домашней обстановки, бытовые электроприборы и радиоэлектроника, автомобили, книги, драгоценности, спортинвентарь. Важнейшим товаром, поглощающим значительную часть потребительского спроса, выступает жилье.

Одновременно следует отметить, что в краткосрочной перспективе ключевую роль в развитии потребительских рынков играет макроэкономическая среда, сбалансированность производства и, напротив, в долгосрочном плане возрастает воздействие изменений в структуре населения и рабочей силы, определяемой возрастом и устройством жизни, структурой домашних хозяйств, миграцией населения. Наибольшее влияние на потребительский спрос оказывает население в возрасте 25 — 45 лет. В этот период жизни людей формируются домашние хозяйства и достигаются высокие доходы.

Важнейшими факторами, влияющими на масштабы потребительского спроса, являются:

— уровень доходов населения, его благосостояние;

— ожидания потребителей;

— задолженность потребителей;

— изменения в налогообложении.

Еще одним важным фактором, влияющим на масштабы потребительских расходов, являются пропорции подразделения доходов на потребление и сбережения. Индикаторами, отражающими это деление, выступают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.

Потребление (спрос) и производство (предложение) — этапы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к потреблению стало более приоритетным, чем отношение к средствам производства. При этом забывается, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете уровень потребления определяется развитием производства, факторами производства.

Сдвиги в предметной структуре предложения происходят под влиянием несоответствий в темпах роста отдельных отраслей экономики и непосредственно зависят от параметров воспроизводства: величины и динамики ВВП, размеров фонда накопления, эффективности его использования. В свою очередь, изменение отраслевой структуры хозяйства оказывает непосредственное влияние на темпы и пропорции производства.

Каждому относительно длительному периоду развития производства соответствует определенная структура предложения или отраслевая структура хозяйства, опирающаяся на реальный спрос.

Одной из важнейших особенностей отраслевой структуры последних лет стало расширение сферы услуг, которая аккумулирует огромные материальные и трудовые ресурсы.

Крупнейшими секторами сферы услуг являются услуги производству и населению, в том числе банковские услуги.

Функционирование внутренних рынков определяется не только спросом и предложением, их структурой, но и институциональной, организационной структурой, характером взаимоотношений контрагентов. Институциональная структура рынков, т.е. совокупность хозяйствующих субъектов, имеет отраслевой, размерный и социальный аспекты. Наибольшее значение имеет размерная структура, которая формируется в результате концентрации и специализации производства. Она характеризуется определенным соотношением предприятий различных размеров. Тип размерной структуры определяется в основном степенью дифференциации отраслевой продукции и объемом ее рынка.

Институциональная структура внутренних рынков определяет характер взаимоотношений хозяйствующих субъектов в обмене произведенной продукцией и услугами. Условно их можно разделить на закрытый, или защищенный, сектор, где существуют некоммерческие отношения, и открытый, или конкурентный, сектор, включающий разовые, краткосрочные сделки, черный рынок.

Внутренние рынки, их структура и состояние выступают одной из важнейших причин изменения внутренних цен. Ценообразование происходит на уровне первичных хозяйственных единиц, благодаря которому складывается совокупная ценовая структура. Общий уровень цен формируется в сфере денежного обращения национального хозяйства.

Постоянный рост цен в последнее время в значительной мере связан с издержками производства и динамикой производительности труда.

Интенсивный и длительный рост цен обычно создается достаточно высоким платежеспособным спросом в хозяйстве, превосходящим объем товарной массы и услуг в обращении. Платежеспособный спрос в определенной мере может быть искусственно расширен с помощью денежно-кредитной системы. В качестве фактора расширения спроса выступали государственные расходы, которые нередко вели к дефицитам государственных бюджетов. Связь дефицитов бюджетов с ростом денежной массы обусловлена непосредственно механизмом размещения в центральных банках облигаций государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов. Огромные суммы государственного долга, размещенные в банковской системе, позволяют ей пополнять свои резервы, предъявляя к оплате или продавая правительственные ценные бумаги. Это дает возможность коммерческим банкам увеличивать объем своих операций, что приводит к огромному увеличению всех форм кредитования, которые поддерживают спрос в экономике и закрепляет достигнутый уровень цен.

Изменение внутренних цен оказывает неоднозначное влияние на экономический рост. По отдельным оценкам, увеличение инфляции на один процентный пункт уменьшает рост на 0,02 — 0,03 п. п. Следовательно, при 100%-ной инфляции экономический рост замедляется на 2 — 3 пункта. Однако, когда происходит сокращение темпа инфляции с 7 до 2%, экономический рост увеличивается только на 0,1 процентного пункта. Обычно цена снижения уровня инфляции оказывается большой, поскольку требует сокращения государственных расходов и занятости.

В течение 2010 г. и первой половине 2011 г. динамика показателей, отражающих благосостояние населения как фактора расширения потребительского кредитования, была положительной. Снижение безработицы сопровождалось ростом заработной платы и реальных доходов населения. Однако изменения этих показателей были несущественными и в целом соответствовали динамике совокупного экономического роста.

Общий уровень безработицы за 2010 г. сократился с 9,2% в январе до 7,2% в конце декабря (рис. 2.2). Вместе с тем докризисный уровень еще не достигнут. Численность безработных граждан, по методологии МОТ, к концу года составила 5,4 млн человек, тогда как в среднем за 2009 г. этот показатель составлял 6,3 млн человек, а в июне 2008 г., т.е. за месяц до кризиса, — 4,7 млн человек. Таким образом, безработица в стране поступательно снижается, но по сравнению с докризисным периодом она еще довольно высока.

 

Динамика уровня безработицы в РФ

Кредит-2

Рис. 2.2

 

Источник: данные Минэкономразвития России.

 

При этом отметим, что покупательский спрос населения остается весьма осторожным. Так, за январь — сентябрь 2010 г. население использовало на потребление 71% своих денежных доходов, т.е. столько же, сколько за аналогичный период 2009 г. Напомним, что за этот же период 2008 г. этот показатель составлял 73,2%. Впрочем, тогда такой высокий показатель объяснялся доступностью банковских кредитов.

Вместе с тем доля денежных доходов, направленных на накопление в виде сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая валюту, в 2010 г., наоборот, росла — до 10,5% за 9 месяцев 2010 г. (с 8,6% за 9 месяцев 2009 г.).

В связи с тем что потребительская активность населения в расчете на доходы в 2010 г. не росла, оборот розничной торговли увеличивался также небольшими темпами — пропорционально росту доходов (рис. 2.3). По сравнению с 2009 г. рост розничной торговли составил всего 4,4%. Напомним, что по итогам 2009 г. снижение оборота розничной торговли составило 5,5%. Таким образом, объем розничной торговли пока не достиг 2008 г. (отставание примерно на 1,5%), но существенно превысил — почти на 15% — уровень 2007 г.

 

Динамика среднемесячных темпов роста товарооборота,

реальной заработной платы и денежных доходов населения

Кредит-3

Рис. 2.3

 

Источник: данные Минэкономразвития России.

 

Наряду с улучшением показателей благосостояния населения росту розничной торговли в 2010 г. способствовало оживление банковского потребительского кредитования. Согласно данным Банка России объем кредитов банков физическим лицам за 11 месяцев 2010 г. вырос на 12%, на конец 2010 г. соответственно на 14,3%, за пять месяцев 2011 г. — на 5,5%. Однако доля кредитов, предоставленных домашним хозяйствам, по отношению к ВВП на начало текущего года снизилась 1 января 2009 г. на 0,6 процентного пункта, в активах банковского сектора соответственно на 2,2 процентного пункта, по отношению к денежным доходам населения на 3 процентных пункта. Эти данные свидетельствуют о достаточно осторожной стратегии поведения частных лиц и незначительном вкладе частного потребительского спроса в развитие экономики. Это обусловлено также и предложением товаров и услуг, о чем свидетельствует структура товарооборота.

Структура оборота розничной торговли в настоящее время отличается в худшую сторону от докризисного уровня. Так, в 2007 г. доля продовольственных товаров в объеме продаж составляла 45,3%, непродовольственных соответственно — 54,7%. Последствием кризиса стало смещение фокуса в потребительских предпочтениях в сторону продовольственных товаров, и их доля в объеме продаж к концу 2009 г. увеличилась до 48,6%. В 2010 г. ситуация не изменилась, и этот показатель даже немного вырос — до 48,7%. Правда, определенную роль в этом сыграл рост цен на продовольственные товары, о чем будет подробнее сказано ниже.

Положительный разрыв между темпами роста покупок продовольственных и непродовольственных товаров сократился только к середине 2010 г. Баланс оценок условий для крупных покупок в настоящее время соответствует значениям 2005 г. (рис. 2.4).

 

Баланс положительных и отрицательных оценок крупных покупок

Кредит-4

Рис. 2.4

 

В то же время некоторые аналитики предполагают, что в 2011 г. потребительская активность населения будет возрастать: как по причине изменения стратегии распределения доходов (доля денежных доходов, направленных на накопление, будет снижаться), так и за счет дальнейшего роста потребительского кредитования.

Сдерживающим фактором роста потребительского кредитования на современном этапе является инфляция и стоимость кредитных ресурсов для заемщиков.

Отметим, что по итогам 2010 г. Россия заняла третье место в Европе по уровню инфляции. Выше в 2010 г. инфляция была только в Белоруссии (9,9%) и в Украине (9,1%) По странам ЕС средняя инфляция составила 2,6%. Правда, при этом следует учитывать, что в России, несмотря ни на что, инфляция осталась на уровне 2009 г., тогда как в ЕС она была почти вдвое выше.

Рекордный рост цен отмечен в отношении практически всех видов продовольственных товаров (рис. 2.5).

 

Динамика цен по отдельным секторам потребительского рынка,

прирост цен, в % к предыдущему месяцу <1>

Кредит-5

Рис. 2.5

 

———————————

<1> Министерство экономического развития РФ. О текущей ситуации в экономике РФ в январе — апреле 2011 г. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20110526_09.

 

Инфляция, как известно, оказывает влияние и на цену предложения кредитных продуктов, стоимость которых зависит от ставки по депозитным операциям. В частности, ставки по депозитам физических лиц имеют устойчивую динамику к снижению (рис. 2.6).

 

Динамика ставок по депозитам физических лиц и темпов

инфляции

Кредит-6

Рис. 2.6

 

В 2009 г. банки столкнулись с заметным повышением стоимости фондирования, что наряду с увеличением расходов на формирование провизии привело к существенному сжатию маржи по розничным операциям. В 2010 г. разрыв между кредитными и депозитными ставками постепенно восстанавливался (рис. 2.7).

 

Динамика доходности операций розничного кредитования

Кредит-7

Рис. 2.7

 

О некотором оживлении на рынке потребительского кредитования свидетельствуют данные рис. 2.8.

 

Динамика розничного кредитования и доля вкладов населения

в структуре пассивов крупных российских банков и банков

с иностранным капиталом

 

Темп прироста портфеля розничных ссуд с начала 2009 г., %

Кредит-8

Рис. 2.8

 

С существенным отрывом от других кредитных институтов восстанавливают свои позиции Сберегательный банк РФ и ВТБ24. Такое преимущество обусловлено относительно низкой стоимостью предложения кредита, а также доверием к этим кредитным институтам со стороны домашних хозяйств, о чем свидетельствуют данные рис. 2.9.

 

Сравнительная характеристика коэффициентов

Net cost-incom Ratio банков — лидеров

розничного кредитования

 Кредит-9

Рис. 2.9

 

Источник: Net cost-incom Ratio — отношение затрат к доходам — отражает изменения в стоимости активов и процентной маржи.

 

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Одним из факторов кредитной экспансии является интенсивное расширение потребительского кредитования физических лиц, которое имеет двойственную природу: оказывает позитивное влияние на покупательский спрос и тем самым является фактором экономического роста. Одновременно неуправляемое расширение потребительского кредитования может стать источником нестабильности и не оказывать влияние на развитие отечественного производства и подъем экономики.

Основными макроэкономическими факторами развития потребительского кредитования являются:

— развитость внутреннего рынка потребления;

— число обслуживаемых потребителей;

— взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики;

— уровень развития денежно-кредитных отношений;

— институциональная структура рынка;

— структура и характер потребления;

— доходы и сберегательная активность населения;

— сформировавшаяся задолженность по ранее полученным кредитам и некоторые другие.

В настоящее время экономика России нуждается в стимулировании потребительского спроса как фактора восстановления экономики. Источником роста потребительского спроса может стать потребительский кредит. В этих целях требуется принятие комплекса мер, предусматривающих снижение стоимости цены предложения кредитных ресурсов для домашних хозяйств, налоговых преференций для пользователей потребительскими кредитами, повышение уровня занятости населения и некоторые другие.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code