Статья 110. Отмена или изменение меры пресечения

Комментарий к статье 110 УПК РФ — Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции со вступившими в силу изменениями

1. Избранная мера пресечения действует до вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению, после чего применению подлежат мера уголовного наказания, которую определил суд, либо восстановительно-компенсационные меры, предусмотренные нормами правового института реабилитации (в случае оправдания). Сроки заключения под стражу подлежат зачету в меру наказания (в случае осуждения), а причиненный вред — заглаживанию и компенсации (в случае оправдания). Вместе с тем закон предусматривает возможность отмены меры пресечения и до вступления приговора в законную силу. Основаниями для такой отмены являются:

а) истечение 10 суток с момента применения меры пресечения и отсутствие оснований для предъявления обвинения подозреваемому;

б) отсутствие дальнейшей необходимости в мере пресечения;

в) прекращение уголовного дела (уголовного преследования).

2. Изменение меры пресечения осуществляется в сторону применения менее строгой и более строгой меры пресечения (связанной или не связанной с лишением свободы).

3. Основанием изменения выступает наличие достаточных данных, свидетельствующих о том, что прежняя мера пресечения не обеспечивает целей, предусмотренных законом (статья 97 УПК), или, напротив, в изменившихся условиях не вызывается необходимостью и гражданин подвергается лишениям напрасно.

4. Следователем с согласия руководителя следственного органа, а дознавателем с согласия прокурора во всех без исключения случаях применяются меры пресечения в виде залога (статья 106 УПК), домашнего ареста (статья 107 УПК) и заключения под стражу (статья 108 УПК). Значит, отмена и изменение этих мер пресечения по смыслу части третьей комментируемой статьи допустимы только с согласия названных должностных лиц. Думается, что аналогичное правило должно действовать и в случаях, когда любая мера пресечения применялась по указанию руководителя следственного органа или прокурора.

5. Судя по тону и содержанию части 1.1 комментируемой статьи, которой действующий УПК дополнен в декабре 2010 г. (Федеральный закон N 434-ФЗ // Российская газета. 2010. 31 дек.), а также изменений и дополнений, внесенных в связи с появлением этой новой нормы в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2759, с послед. изм. и доп.), в случае тяжелого заболевания заключенного под стражей он должен быть освобожден из-под стражи срочно и в обязательном порядке. Достаточно обратить внимание на то, что копия медицинского заключения, о котором идет речь, должна быть представлена следователю начальником места содержания под стражей больного человека «в течение календарного дня» (статья 24 упомянутого Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ). Вся ответственность за последствия возможного промедления с освобождением ложится на плечи следователя, дознавателя. Порядок медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 (Российская газета. 2011. 21 янв.).

2013, 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code