5.5. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия

Доказав в ходе производства предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь (дознаватель и др.) вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ст. 158 УПК РФ).

Указанное правовое положение закреплено в ч. 2 ст. 158 УПК РФ, которая называется «окончание предварительного расследования». Наверное, поэтому оно иногда не вычленяется как самостоятельное общее условие предварительного расследования, а характеризуется в рамках такого общего условия предварительного расследования, как окончание предварительного расследования.

Между тем вынесение данного процессуального документа следователем (дознавателем и др.), во-первых, не завершает предварительного расследования. Во-вторых, может быть осуществлено и не на этапе окончания предварительного расследования. В-третьих, данное процессуальное решение, если и имеет какое-либо отношение к указанному общему условию судебного разбирательства, то только в связи с тем, что его правовая база закреплена в ст. 158 УПК РФ. В УПК РСФСР 1960 года данному правовому положению была посвящена отдельная статья (ст. 21.1 УПК РСФСР). И ни у кого не возникало вопроса по поводу того, является ли оно самостоятельным общим условием предварительного расследования или нет.

Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, входят в предмет доказывания по каждому делу (ч. 2 ст. 73 УПК РФ) и поэтому подлежат установлению в ходе любой из форм предварительного расследования. В законе, однако, прямо закреплена только такая форма профилактической деятельности органа предварительного расследования, как внесение представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Однако на практике профилактическую направленность должно содержать чуть ли не каждое его действие и решение. Органами дознания, кроме того, в этих целях могут использоваться и их административно-властные полномочия.

Продемонстрируем данный тезис на примере предварительного расследования пожаров, а значит, деятельности не только следователей, но и таких органов дознания, как органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Как показал опрос работников госпожнадзора, при производстве ими той или иной формы предварительного расследования в целях профилактики пожаров 73% из них штрафуют нарушителя, 48% проводят пожарно-технические обследования, 43,5% дают предписания, 38% рекомендации, 39% вносят представления в адрес администрации предприятия, а 19,8% указали, что принимали участие в совместном со следователем составлении представления. С их слов, как правило (73,3% интервьюированных), меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемой категории преступлений, применяются ими по собственной инициативе, а не по указанию следователя.

Однако ознакомление с материалами предварительного расследования, составленными указанными должностными лицами, обнажило иную картину. В таких материалах крайне редко содержатся документы, свидетельствующие о проведении профилактической работы. Лишь в 6,1% материалов тем или иным образом отражался факт привлечения лица к административной ответственности. Копия предписания содержалась всего-навсего в одном из 500 материалов. О данных работниками госпожнадзора рекомендациях упоминалось в 2,9% постановлений. Ни в одном из материалов не был отражен факт проведения пожарно-технического обследования. И только к 3,7% материалов были приобщены представления.

Между тем формы предупредительного воздействия по пожарам и преступным нарушениям правил пожарной безопасности могут быть довольно разнообразны и не ограничиваются перечисленными мерами. В некоторых органах госпожнадзора других стран, например г. Киева, практика устранения причин и условий совершения преступлений по каждому пожару, содержащему признаки преступления, общепринята. Здесь в материале предварительной проверки можно встретить копию информации, направляемой руководству предприятия, главка, министерства; копии протоколов совещаний по заслушиванию итогов служебного расследования, собраний трудового коллектива, на которых выступал дознаватель. Оформляются и распространяются листовки, готовятся справки в администрацию, вносятся предупреждения и предложения. Несомненно, многообразные формы предупредительного воздействия со стороны органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, каждая из которых через факт происшествия непосредственно соприкасается с технологическим процессом и режимом работы предприятия, не могут не дать положительного результата для всего предварительного расследования. Но позитивная практика имеет место лишь в некоторых населенных пунктах. Таких органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы слишком мало. В большинстве своем рассматриваемый вопрос упущен из-под контроля руководства и не реализуется органами предварительного расследования.

В ряде субъектов Российской Федерации о каждом опасном преступлении ежедневно информируются органы исполнительной власти, но никаких «информаций» в материалах уголовных дел нет. При возникновении, к примеру, пожара на предприятии сотрудники государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы расследуют обстоятельства происшествия в тесном взаимодействии с представителями администрации, устно обмениваются с ними информацией, знакомятся с актами комиссионных расследований, с приказами о наказании виновных, а в уголовно-процессуальных материалах предварительного расследования копий и подлинников таких документов опять найти не представилось возможным.

Органы дознания редко привлекаются к профилактической деятельности на стадии предварительного расследования. Не используется весь имеющийся у этих служб широкий арсенал сил и средств (иных возможностей). Хотя при необходимости им следователем должны даваться соответствующие отдельные поручения и указания. Вновь в этой связи обратимся к результатам анализа деятельности таких органов дознания, как органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

При расследовании уголовных дел о преступных пожарах, причинивших большой материальный ущерб или иные тяжкие последствия, нередко возникает необходимость внесения представления администрации предприятия, учреждения либо информации в представительные органы не по окончании предварительного расследования, а на более раннем этапе. С целью обеспечения мотивированного и лаконичного составления указанных документов следователем органу государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы может быть дано поручение о представлении имеющихся у него документов, справок, а также данных учета пожаров.

С этой же либо аналогичной целью работники государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, обслуживающие объект, могут быть привлечены к совместному со следователем составлению таких представлений.

Нередко администрация предприятия, учреждения либо вообще, либо в установленный законом срок не реагирует на вносимые следователем представления. Не изжиты еще случаи формального отношения к исполнению и устранению указанных в них недостатков, направления следователям не соответствующих действительности ответов. Следователь же из-за загруженности другой работой не всегда в состоянии сам осуществить контроль за исполнением указаний, отраженных в его представлениях. Эту работу могли бы выполнять органы дознания. Тем более что в связи со спецификой решаемых ими постоянно задач осуществление названной функции не составит для них большого труда.

Поэтому следователем органу государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы могут даваться поручения:

— об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков;

— о проведении контрольных обследований объекта;

— о проведении пожарно-технического обследования объекта после представления администрацией предприятия документа, свидетельствующего об устранении всех отмеченных в представлении нарушений.

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы ведут массово-разъяснительную работу среди населения и оказывают предприятиям помощь в организации обучения рабочих и служащих правилам пожарной безопасности. Указанные виды предупредительной деятельности могли бы носить более целенаправленный характер, если бы осуществлялись аппаратами госпожнадзора с учетом потребностей и с использованием материалов предварительного следствия, а в ряде случаев и по конкретному поручению следователя.

В случае выявления в процессе предварительного следствия на предприятии фактов, свидетельствующих о нарушении правил пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара, следователь самостоятельно не имеет возможности предотвратить пожар. Здесь необходимо информировать органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы об установленных недочетах с указанием на целесообразность принятия мер, направленных на обеспечение их устранения.

Если при производстве предварительного следствия выявлены данные об административном или дисциплинарном проступке либо ином нарушении правил пожарной безопасности, следователю разумно выделить и направить надлежащий материал в подразделение государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы для привлечения нарушителей к административной ответственности, дачи администрации предписаний и рекомендаций.

Так должно быть. Между тем мы вынуждены констатировать, что в настоящее время на стадии предварительного расследования органы дознания играют незначительную, второстепенную роль в предупреждении преступлений. Сегодня следователи не дают органам дознания в письменном виде подобных поручений. Невовлечение в предупреждение преступлений следователями сотрудников органов дознания, обладающих специфическим статусом, бесспорно, является одним из проявлений «негативных тенденций» состояния охраны правопорядка. Целенаправленная деятельность по их устранению также могла бы служить одной из форм профилактики преступлений.

Глава 5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

5.2. Подследственность

5.3. Соединение и выделение уголовных дел и материалов уголовного дела

5.4. Начало, место, сроки и окончание производства предварительного расследования

5.5. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия

5.6. Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

5.7. Взаимодействие следователя с органами дознания

5.8. Обязанность рассмотрения ходатайств

5.9. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

5.10. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

5.11. Восстановление уголовных дел

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code