5.4. Начало, место, сроки и окончание производства предварительного расследования

Начало производства предварительного расследования

Как уже отмечалось в главе 2 настоящей работы, предварительное расследование начинается после констатирования наличия в распоряжении компетентного органа или должностного лица повода для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования) и достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Для начала предварительного расследования достаточно повода и фактического основания для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК РФ). После того как собраны (либо обнаружены в поводе) достаточные данные, указывающие на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, следователем (дознавателем и др.) в пределах его компетенции должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела. С этого момента осуществляется одна из форм предварительного расследования. Немедленно (в те же сутки) решение о возбуждении уголовного дела должно быть оформлено постановлением.

На практике не всегда выполняют данное требование закона. Иногда расследование в полном объеме осуществляют до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но после констатации наличия в распоряжении компетентного органа повода и основания, необходимых для принятия данного решения.

Осуществляя предварительную проверку и собрав достаточные данные, указывающие на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, некоторые органы предварительного расследования не выносят постановления (о возбуждении уголовного дела), знаменующего начало предварительного расследования, а пытаются предварительно установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию, средствами стадии возбуждения уголовного дела. Тем самым они, по сути, осуществляют уже не предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, а одну из форм предварительного расследования, которую следует признать незаконной.

В учебной литературе говорится, что предварительное расследование начинается после возбуждения уголовного дела. Сделанный же нами анализ практики деятельности правоохранительных органов позволяет внести некоторые уточнения в данное суждение. Действительно, после того как собраны (либо обнаружены в поводе) достаточные данные, указывающие на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, должно выноситься постановление о возбуждении уголовного дела. Но при наличии искомого повода и основания предварительное расследование начнется, даже если таковое и не вынесено. Ведь для начала предварительного расследования достаточно повода и основания для возбуждения уголовного дела.

Вместе с тем необходимо уточнить, что данное утверждение касается лишь тех следователей (дознавателей и др.), в компетенцию которых входит принятие решения о возбуждении уголовного дела по данному конкретному факту (в отношении искомого лица). Не любой орган или должностное лицо вправе возбудить уголовное дело по поводу совершения конкретного преступления, а значит, начать предварительное расследование. Компетенция большинства органов дознания ограничена ст. 40, 151 и (или) 157 УПК РФ. Так, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по преступлениям, совершенным военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ); начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по преступлениям против установленного порядка несения службы, совершенным сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно по преступлениям, совершенным в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, и т.п.

Буквальное толкование ст. 40, 151 и (или) 157 УПК РФ позволяет говорить о том, что компетенция некоторых органов дознания не ограничена определенной категорией уголовных дел. Так, к примеру, в ст. 157 УПК РФ не упоминаются такие органы дознания, как:

1) органы Федеральной службы судебных приставов;

2) федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;

3) органы Службы внешней разведки Российской Федерации;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

5) органы внешней разведки Министерства обороны РФ.

Не ограничена их компетенция по производству неотложных следственных действий и ст. 40 УПК РФ.

Это факт. Однако и эти органы дознания, как, впрочем, и большинство органов предварительного следствия, не вправе возбудить уголовное дело о преступлениях, совершенных должностными лицами, указанными в ст. 448 УПК РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении данных лиц вправе принимать лишь строго определенное должностное лицо (орган предварительного следствия) либо вышестоящее должностное лицо (если таковое имеется), к чьей компетенции отнесено принятие всех решений, на которые уполномочен их подчиненный.

Согласно ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;

2) в отношении Генерального прокурора РФ — Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

3) в отношении Председателя Следственного комитета РФ — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;

4) в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

5) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

6) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

7) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ — Председателем Следственного комитета РФ;

8) в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ — Председателем Следственного комитета РФ;

9) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — Председателем Следственного комитета РФ;

10) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации;

11) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем;

12) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации;

13) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета РФ;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ;

15) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации.

 

Место производства предварительного расследования

Место производства предварительного расследования как правовой институт тесно связано с территориальной подследственностью. Под местом производства предварительного расследования следует понимать не место начала расследования, а место, где оно должно быть завершено.

Основная часть предварительного расследования производится и все расследование оканчивается в том районе (области), где совершено или же было завершено совершение преступления. Но это правило не касается производства неотложных следственных действий, которые осуществляются в том районе и тем органом, где и которым преступление было выявлено (обнаружено).

Если в одном уголовном деле производится расследование нескольких преступлений и они совершены в местах, обслуживаемых различными территориальными органами предварительного расследования, по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования предварительное следствие и дознание могут производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Согласно ч. 6 ст. 152 УПК РФ по мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении. Данное процессуальное решение принимает руководитель того следственного органа, в который уголовное дело и должно быть передано, после вынесения им соответствующего мотивированного постановления.

При принятии к производству уголовного дела следователем вышестоящего органа предварительного следствия им осуществляется уголовно-процессуальная деятельность по преступлению, совершенному в пределах территории обслуживания данного органа предварительного расследования, то есть обычно по месту совершения преступления. Хотя в вышестоящий следственный орган может быть передано и уголовное дело, по которому в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования уголовно-процессуальная деятельность производится по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Принявший решение о передаче уголовного дела из нижестоящего органа предварительного следствия в возглавляемый им орган предварительного расследования руководитель уведомляет надзирающего прокурора о вынесенном им постановлении. Таким образом уведомляется, к примеру, не прокурор района, а прокурор области, когда дело передается по решению начальника следственного управления УМВД России по этой области из следственного отдела районного УВД в следственное управление УМВД России по соответствующей области.

По неподследственным (по территориальному признаку подследственности) конкретному следователю (дознавателю и др.) уголовным делам последний вправе в пределах своей компетенции производить любые неотложные следственные действия. Заметьте, все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования следователь (дознаватель и др.) вправе произвести только тогда, когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряют своего значения и по прошествии определенного (более десяти дней) времени, значит, они не неотложны и, таким образом, следователь (дознаватель и др.) не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

В ч. 5 ст. 152 УПК РФ не указан срок производства неотложных следственных действий. Для органов предварительного следствия он прямо нигде не закреплен. Поэтому результаты производства конкретного неотложного следственного действия нельзя поставить под сомнение в связи с тем, что оно реализовано на одиннадцатые и даже более сутки производства предварительного расследования по не подследственному следователю уголовному делу.

Другое дело — срок производства дознавателем неотложных следственных действий по не подследственному органу дознания уголовному делу. В ч. 3 ст. 157 УПК РФ от органов дознания, а значит, и от дознавателей требуется закончить производство неотложных следственных действий не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Несмотря на отсутствие аналогичного требования к сроку производства неотложных следственных действий органом предварительного следствия, мы бы рекомендовали распространить это правило и на срок производства неотложных следственных действий следователями (руководителями следственного органа, руководителями следственных групп) по неподследственным им уголовным делам.

После производства следователем неотложных следственных действий по не подследственному ему по территориальному признаку уголовному делу данное дело должно быть передано руководителю следственного органа, а дознавателем — прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК РФ). Решение указанных должностных лиц является окончательным. Споры о подследственности недопустимы.

Перечисленные правила определяют, у какого органа предварительного расследования и при каких обстоятельствах уголовное дело может быть в производстве. Однако следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу не всегда могут быть произведены тем следователем (дознавателем и др.), в производстве которого находится уголовное дело. Если возникает необходимость производства следственных (процессуальных) или розыскных действий в другом месте, следователь (дознаватель и др.), в чьем производстве находится уголовное дело, вправе осуществить их лично либо поручить производство этих действий другому органу предварительного расследования. Последний обязан выполнить письменное поручение следователя (дознавателя и др.) в срок не позднее 10 суток с момента его получения, если иной срок исполнения не следует из содержания самого поручения.

 

Содержание предварительного расследования

Наиболее удачным и прежде всего отвечающим своему назначению представляется разделение предварительного расследования на следующие части:

1) производство неотложных следственных действий;

2) дальнейшее расследование с целью выявления такой совокупности доказательств, которая оказалась бы достаточной для привлечения конкретного лица (лиц) к уголовной ответственности;

3) производство комплекса следственных и иных процессуальных неследственных действий, направленных на проверку показаний обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела;

4) окончание расследования.

Однако при общности подхода к понятию стадии предварительного расследования среди процессуалистов наблюдаются расхождения в определении начальных и завершающих моментов тех этапов (видов деятельности), которые в своей совокупности составляют предварительное расследование, и соответственно учеными предлагаются свои варианты структуры предварительного расследования.

М.С. Строгович, Р.Д. Рахунов и П.С. Элькинд разделяют стадию предварительного расследования на две части: первая начинается с момента принятия лицом, производящим расследование, дела к своему производству и продолжается до привлечения лица в качестве обвиняемого; вторая — с момента привлечения лица в качестве обвиняемого и до окончания разрешения дела.

М.В. Крыленко выделяет уже три части:

1) общее предварительное расследование (расследование без обвиняемого);

2) специальное предварительное расследование (расследование с участием обвиняемого);

3) заключительный этап предварительного расследования.

Нам ближе всего позиция А.К. Гаврилов. Последний также пишет о существовании трех частей предварительного расследования. Но именует эти части не так, как М.В. Крыленко. По его мнению, предварительное расследование делится на:

1) производство первоначальных неотложных следственных действий;

2) дальнейшее расследование с целью выявления такой совокупности доказательств, которая оказалась бы достаточной для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности;

3) окончание расследования.

И.Д. Перлов, В.А. Стремовский выдвигали обоснование наличия шести частей предварительного расследования. С.П. Ефимичев в одной из своих работ предварительное расследование разделил на девять основные и три дополнительные части, то есть в итоге на двенадцать частей, в другой — всего на семь.

«При рассмотрении предварительного расследования как системы, — пишет С.П. Ефимичев, — можно выделить ее самостоятельные части…

1) решение о принятии дела к своему производству;

2) производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывание наличия события и состава преступления и виновности конкретного лица;

3) решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого;

4) решение вопроса о мере пресечения;

5) производство комплекса следственных и процессуальных следственных действий, направленных на проверку показания обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела;

6) принятие решения об окончании расследования и предъявление следственного производства участникам процесса для ознакомления; процессуальное оформление окончания предварительного расследования;

7) разрешение ходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору; рассмотрение дела прокурором; принятие по нему решения и направление дела в суд» <182>.

———————————

<182> Ефимичев С.П. Содержание и структура стадии предварительного расследования // Уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения в стадии предварительного расследования: Сб. Волгоград, 1981. С. 5 — 6.

 

В данном случае автором перечислены виды уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой на стадии предварительного расследования, а не содержание предварительного расследования как деятельности. Последнее, исходя из ч. 1 и 2 ст. 162 УПК РФ, начинается с возбуждения уголовного дела и завершается направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо днем вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу <183>.

———————————

<183> Аналогичные суждения высказывались и ранее. См.: Чувилев А.А., Добровольская Т.Н. Особенности преподавания курса уголовного процесса в вузах МВД СССР. Вопросы методики чтения проблемных лекций по Особенной части: Учебно-методический материал. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 24 — 26.

 

Количество вычленяемых частей предварительного расследования может быть различным. Оно зависит не только от того, на что своей классификацией хотел обратить особое внимание автор таковой. Они отличаются и в зависимости от того, какое уголовное дело расследуется. В одном случае уже на начальном этапе следователь (дознаватель и др.) располагает достаточной для предъявления обвинения совокупностью доказательств. В другом случае органом предварительного расследования принимаются меры к раскрытию преступления и изобличению лица, виновного в его совершении, вплоть до завершающего предварительное расследование этапа. По одним делам необходимо заключение подозреваемого под стражу, в связи с чем активизируется деятельность следователя (дознавателя и др.) в тот момент, когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления, а затем до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В другом случае у следователя (дознавателя и др.) имеется возможность довольно продолжительное время не выносить искомое постановление и соответственно не предъявлять лицу обвинение. По многоэпизодным и иным сравнительно сложным уголовным делам обвинение может неоднократно перепредъявляться, мера пресечения изменяться и т.д. Несомненно, все указанные обстоятельства влияют и на структуру конкретного предварительного расследования по таким уголовным делам.

В то же время, несмотря на то, какова специфика предварительного расследования по конкретному уголовному делу, по всем уголовным делам у предварительного расследования имеется по меньшей мере три части:

1) первоначальная часть предварительного расследования (производство неотложных следственных действий);

2) собирание недостающих доказательств и вынесение обязательных для предварительного расследования процессуальных решений;

3) окончание предварительного расследования.

Первая и третья части имеются у любого предварительного расследования. Вторая же часть условна. Она, несомненно, может быть сама разделена на составляющие ее элементы, в зависимости от того, какое предварительное расследование учеными (практиками) исследуется.

 

Срок предварительного расследования

Сроки производства предварительного следствия и завершающегося предварительным следствием смешанного расследования определены в ст. 162 УПК РФ и по общему правилу не должны превышать двух месяцев. Срок дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, ограничивается 30 сутками (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

И в том, и в другом случае в срок предварительного расследования включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением (обвинительным актом), с постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении или приостановлении производства по уголовному делу. Причем приостановление предварительного расследования (производства по уголовному делу) не завершает, а, соответственно, приостанавливает течение срока предварительного следствия (смешанного предварительного расследования, дознания в полном объеме). Время, в течение которого предварительное следствие (дознание) было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК РФ, не учитывается при исчислении срока предварительного расследования.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Названное «время» начинает течь с момента вынесения прокурором постановления о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Если решение прокурора следователем не было обжаловано, не включенное в срок предварительного следствия «время» завершается по истечении 72 часов с момента поступления к следователю возвращенного прокурором на основании п. 2 ч. 2 ст. 221 УПК РФ уголовного дела. Если следователь обжаловал соответствующее постановление прокурора, в срок предварительного расследования не входит время на обжалование до момента поступления к следователю решения вышестоящего прокурора по его жалобе.

Законом предусмотрена возможность продления срока предварительного расследования. Так, надзирающий прокурор вправе при необходимости продлить срок дознания, но не более чем на 30 суток. Когда по уголовному делу назначена судебная экспертиза, производство которой занимает длительный промежуток времени, а равно в иных необходимых случаях срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором или их заместителями до 6 месяцев. В исключительных же случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока производства дознания законом не предусмотрено.

По общему правилу приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ (ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ). Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании соответствующего постановления после того, как:

1) отпали основания его приостановления;

2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого;

3) прокурором (начальником подразделения дознания) отменено постановление о приостановлении дознания.

По этим же правилам подлежит продлению срок смешанного предварительного расследования, которое оканчивается в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Данные правила остаются неизменными и в случае возобновления приостановленного дознания либо продления срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ. С тем лишь отличием, что таковое осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ (ч. 6 ст. 223 УПК РФ).

Законодатель умалчивает, как и кем производится продление срока (установление срока возобновленного) дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя органа по контролю за оборотом наркотиков. Мы бы рекомендовали расширительное толкование текста ч. 6 ст. 223 УПК РФ. Думается, оправдано предоставить данное полномочие соответствующим руководителям следственных органов указанного ведомства. В этом случае руководитель следственного органа районного (города) уровня сможет в необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок такого дознания продлить до 6 месяцев. А руководитель следственного органа уровня субъекта Российской Федерации — до 12 месяцев.

Иначе обстоят дела с предварительным следствием, а значит, и с завершающимся предварительным следствием смешанного расследования. Двухмесячный срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

Руководитель следственного органа по субъекту Российской Федерации и иной приравненный к нему руководитель следственного органа, а также их заместители вправе по уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, продлить указанный срок до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия (завершающегося предварительным следствием смешанного расследования) может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если же прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия, постановление о прекращении уголовного дела, уголовное дело возвращено для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями, срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в штат которого входит следователь, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования не прокурором, а руководителем следственного органа срок дополнительного следствия устанавливается самим руководителем следственного органа и также не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление в указанной ситуации срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного расследования рекомендуется указывать:

— дату возбуждения уголовного дела, а в случае соединения в одном производстве нескольких дел — дату возбуждения каждого из них, приостановления и возобновления производства;

— краткое описание события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства), в случае совершения многоэпизодных преступлений фабулу излагать сжато;

— основные доказательства виновности обвиняемых (допускается представление отдельной справки, содержащей подробный анализ доказательств, не подлежащих преждевременному разглашению);

— даты задержания и избрания мер пресечения в отношении каждого обвиняемого;

— сущность предъявленного обвинения;

— сведения о личности обвиняемых, обоснование необходимости дальнейшего содержания их под стражей;

— сведения о движении дела: назначении судебных экспертиз, ознакомлении с материалами уголовного дела, направлении дела в суд, а также об иных решениях по делу (к постановлению может прилагаться справка с более детальной информацией о движении уголовного дела);

— причины, в силу которых предварительное следствие (дознание в полном объеме) не может быть окончено в установленный срок, и объем предстоящей работы по делу.

При повторном возбуждении ходатайства в указанном постановлении необходимо отражать, выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.

В препроводительных документах обязательно указывать, изучалось ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в организации расследования, какие меры приняты для устранения обнаруженных просчетов.

В случае производства следственных действий по уголовному делу в период, когда срок по нему не был продлен в установленном законом порядке, полученные доказательства должны быть признаны недопустимыми. Составленными с нарушением требований УПК РФ могут быть признаны и принятые в этот период следователем (дознавателем и др.) процессуальные решения, в том числе обвинительное заключение (обвинительный акт).

С другой стороны, истечение срока предварительного расследования не влечет за собой автоматической отмены избранной обвиняемому меры пресечения.

И последнее, что хотелось бы отметить. Следователь обязан в письменном виде уведомить обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

 

Окончание производства предварительного расследования

Производство предварительного расследования завершается оформлением следователем (дознавателем и др.) одного из следующих процессуальных документов:

— обвинительного заключения;

— постановления о прекращении уголовного дела;

— постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

— обвинительного акта.

Ими заканчивается специальный этап окончания предварительного расследования. Законодателем предусмотрены фактические и юридические основания завершения стадии предварительного расследования, обязательные требования к процедуре течения данного этапа стадии и оформляемым в ходе такового процессуальным документам. Названные правовые положения составляют содержание института окончания предварительного расследования.

Окончание предварительного расследования — это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция ч. 3 ст. 39 УПК РФ позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа и по письменному указанию руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела.

Окончание предварительного расследования, завершающегося оформлением обвинительного заключения, состоит из следующих действий следователя:

1) систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;

2) оформления производства по делу;

3) уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования;

4) отложения ознакомления на срок не более 5 суток, если в назначенное время защитник, законный представитель обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела;

5) принятия мер для явки другого защитника, если избранный обвиняемым защитник не может в течение 5 суток явиться для ознакомления с материалами уголовного дела;

6) предъявления материалов уголовного дела для ознакомления обвиняемому с участием или без участия защитника, потерпевшему полностью, а гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям в той части, которая относится к гражданскому иску;

7) выяснения, какие у лиц, знакомившихся с материалами уголовного дела, имеются ходатайства или иные заявления;

8) выяснения у обвиняемого и его защитника, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты;

9) разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о:

а) рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;

б) рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции — в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ;

в) применении особого порядка судебного разбирательства — в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ;

г) проведении предварительных слушаний — в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ;

10) составления протокола ознакомления с материалами уголовного дела;

11) разрешения поступивших ходатайств;

12) принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;

13) составления итогового документа, которым завершается предварительное расследование (обвинительного заключения и т.п.).

По мнению некоторых ученых, к рассматриваемому этапу следует также относить:

14) проверку прокурором законности и обоснованности окончательного по делу решения;

15) направление прокурором уголовного дела судье <184>.

———————————

<184> См., к примеру: Николюк В.В. Прекращение предварительного следствия с передачей уголовного дела в комиссию по делам несовершеннолетних: Учебное пособие / В.В. Николюк, В.А. Дунин. Омск, 1983. С. 7.

Глава 5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

5.2. Подследственность

5.3. Соединение и выделение уголовных дел и материалов уголовного дела

5.4. Начало, место, сроки и окончание производства предварительного расследования

5.5. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия

5.6. Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

5.7. Взаимодействие следователя с органами дознания

5.8. Обязанность рассмотрения ходатайств

5.9. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

5.10. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

5.11. Восстановление уголовных дел

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code