5.3. Соединение и выделение уголовных дел и материалов уголовного дела

Соединение уголовных дел

Должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о соединении уголовных дел

Сформулированный в ч. 3 ст. 153 УПК РФ общий подход законодателя к распределению полномочий между прокурором и руководителем следственного органа по принятию решения о соединении уголовных дел таков: если хотя бы по одному уголовному делу из соединяемых уголовных дел производится предварительное следствие, решение о соединении дел принимает руководитель следственного органа. Когда же по всем соединяемым делам осуществляется дознание в порядке гл. 32 УПК (вне зависимости от того, у кого уголовное дело находится в производстве), решение о соединении уголовных дел — прерогатива прокурора.

В частности, решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве одного и того же следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа, в штат которого входит следователь. Если уголовные дела находятся в производстве следственной группы, решение об их соединении принимается руководителем следственного органа, которым было поручено данной следственной группе производство предварительного следствия по соответствующим уголовным делам. Когда предварительное следствие по уголовным делам осуществляет руководитель следственного органа, при наличии к тому фактических оснований он сам вправе вынести постановление о соединении этих уголовных дел.

Аналогичны требования закона к процедуре соединения уголовных дел, находящихся в производстве одного и того же дознавателя либо начальника подразделения дознания. Постановление о соединении таких уголовных дел выносит прокурор, непосредственно надзирающий за соблюдением ими закона. Когда уголовные дела находятся в производстве группы дознавателей и возникает необходимость их соединения, руководитель группы дознавателей обращается к прокурору с мотивированным ходатайством о вынесении соответствующего постановления. В приведенной ситуации решение о соединении уголовных дел принимает прокурор, надзирающий за соблюдением законов органом дознания, начальник которого в свое время принял решение о производстве дознания данной группой дознавателей.

Но не всегда уголовные дела, которые следует соединить, находятся в производстве одного органа предварительного расследования. Если такие уголовные дела расследуют следователи одного следственного подразделения, решение об их соединении находится в пределах полномочий руководителя следственного органа, возглавляющего искомое следственное подразделение. Когда следователи (руководители следственных органов, следственные группы), в производстве которых находятся уголовные дела, состоят в штате разных следственных подразделений одного ведомства, постановление о соединении уголовных дел принимает руководитель вышестоящего по отношению к данным подразделениям следственного органа.

Но следователи (руководители следственных органов, следственные группы) могут относиться к разным ведомствам. Если хотя бы одно уголовное дело в такой ситуации находится в производстве следователя следственного подразделения Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа (данного подразделения) Следственного комитета РФ и будет принимать решение о соединении уголовных дел. Когда же уголовные дела находятся в производстве следователей различных ведомств, но среди них нет следователя Следственного комитета РФ, вступает в действие ч. 7 ст. 151 УПК РФ. В этом случае подследственность объединенного дела определяется прокурором, надзирающим за соблюдением законов данными органами предварительного следствия, с соблюдением подследственности, установленной ст. 151 УПК РФ. И уже исходя из этого решения прокурор направляет уголовные дела тому руководителю следственного органа, в компетенцию которого, по мнению прокурора, входит принятие решения о соединении искомых уголовных дел.

Уголовные дела, которые необходимо соединить, могут быть в производстве как органа предварительного следствия, так и органа дознания. В этом случае решение о соединении уголовных дел принимает руководитель следственного органа, в штат которого входит следователь, на основании решения прокурора, надзирающего за исполнением законов органом дознания, об определении подследственности.

В случае необходимости соединения уголовных дел, по которым производится дознание, разными органами предварительного расследования, постановление о соединении таких дел принимает прокурор, в пределах компетенции которого находится осуществление надзора за исполнением законов указанными учреждениями (должностными лицами). Причем буквальное толкование последнего предложения ч. 3 ст. 153 УПК РФ не дает нам альтернативы и вынуждает заявить, что искомое решение принимает прокурор и в той ситуации, когда дознание по одному из уголовных дел осуществляет следователь. Другое дело, что у прокурора в данном случае не будет возможности передать соединенное уголовное дело в производство органу дознания. Расследование объединенного уголовного дела в искомой ситуации может быть поручено только органу предварительного следствия, которому согласно п. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ подследственно производство дознания хотя бы по одному из расследуемых преступлений. Когда же дознание производилось и следователем Следственного комитета РФ, и следователем органа по контролю за оборотом наркотиков, объединенное дело будет расследовать следователь Следственного комитета РФ.

В указанных ситуациях один из органов предварительного расследования (часть таковых или каждый из них) возбуждает перед руководителем следственного органа (прокурором), имеющим право вынести постановление о соединении уголовных дел, соответствующее ходатайство. Когда руководитель следственного органа вправе принять решение о соединении уголовных дел лишь на основании решения прокурора об определении подследственности, следователь (дознаватель и др.) обращается с ходатайством ни к руководителю следственного органа, а к прокурору. Причем он просит прокурора не о соединении уголовных дел, а об определении подследственности уголовного дела, в которое могут быть соединены дела, и об обращении к руководителю следственного органа с ходатайством о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования.

 

Основания соединения уголовных дел

Юридическим основанием соединения уголовных дел является соответствующее постановление, вынесенное уполномоченным на то руководителем следственного органа (прокурором).

В соответствии со ст. 153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены:

1) дела по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;

2) дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;

3) дело по обвинению в совершении особо тяжкого преступления соединено с делом о заранее не обещанном укрывательстве этого преступления;

4) дела, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Указанный перечень не исчерпывающий. Как показывает опыт, уголовные дела целесообразно соединять также в том случае, когда вина одного лица находится в прямой зависимости от действий другого. Нельзя подвергать соединению дела по обвинению лиц, действия которых совершенно не связаны. У дел иногда одна свидетельская база, один потерпевший. Но это еще не основание их соединения. Более того, такого рода дела не всегда правомерно соединять.

Соединение уголовных дел — это право, а не обязанность руководителя следственного органа (прокурора). Соединение дел должно осуществляться только тогда, когда оно позволяет лучше выяснить общую картину происшествия и предупредить совершение аналогичных правонарушений.

 

Постановление о соединении уголовных дел

Принятое руководителем следственного органа (прокурором) решение о соединении дел оформляется постановлением. Содержание такого документа законодателем не урегулировано. Однако мы бы рекомендовали в постановлении о соединении уголовных дел отражать фактические основания принятия рассматриваемого процессуального решения. На практике, кроме того, выработано правило, согласно которому в постановлении о соединении дел обязательно отражаются цели соединения. Во всем остальном данное постановление отвечает общим требованиям к подобного рода процессуальным документам, а значит, состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части такого документа отражаются номера соединяемых уголовных дел и сведения о преступлениях (пункт, часть, статья УК РФ), которые расследуются. В описательной части кроме фактического основания и целей соединения дел должна иметь место ссылка на ст. 153 УПК РФ.

В резолютивной части постановления кроме номеров соединяемых дел указывается номер, который присваивается соединенному (объединенному) уголовному делу. Здесь же фиксируется решение руководителя следственного органа (прокурора) о поручении производства предварительного расследования по соединенному делу конкретному органу предварительного следствия или дознания (указывается его наименование) либо конкретному следователю, дознавателю (указывается фамилия, имя, отчество, классный чин, звание должностного лица).

 

Исчисление срока по объединенному уголовному делу

При соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия (дознания) следует исчислять по тому делу, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время предварительного расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается <177>.

———————————

<177> См.: Об изменении порядка исчисления срока предварительного следствия при соединении нескольких уголовных дел: указание Генерального прокурора РФ от 18 сентября 1996 года N 55/15.

 

Выделение уголовного дела

Субъекты, уполномоченные на принятие решения о выделении уголовного дела

В отличие от соединения, выделять уголовные дела в отдельное производство вправе не только руководитель следственного органа, но и дознаватель, следователь, руководитель следственной группы, а при определенных обстоятельствах начальник подразделения дознания и руководитель группы дознавателей. У прокурора такого полномочия нет даже тогда, когда решение о соединении искомых уголовных дел им было принято лично. Он вправе отменить незаконное или необоснованное постановление о выделении уголовного дела, вынесенное дознавателем (начальником подразделения дознания, руководителем группы дознавателей) в порядке, установленном УПК РФ. Но принять решение о выделении уголовного дела лично не имеет права.

 

Основания выделения уголовного дела

Юридическим основанием выделения уголовного дела является соответствующее постановление следователя (дознавателя и др.).

Следователь (дознаватель и др.) вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело:

1) в отношении отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях приостановления производства по уголовному делу в связи с тем, что:

а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

б) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

в) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

г) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях (п. 1 ч. 1 ст. 154 УПК РФ);

2) в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми (п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ);

3) в отношении иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования (п. 3 ч. 1 ст. 154 УПК РФ);

4) в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ);

5) когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов (ч. 2 ст. 154 УПК РФ);

6) когда по одному уголовному делу один или несколько обвиняемых не поддержали заявленное другим обвиняемым ходатайство о разрешении его дела судом присяжных (ч. 5 ст. 217 УПК РФ);

7) в отношении невменяемого соучастника или соучастника, психическое расстройство которого наступило после совершения преступления (ст. 436 УПК РФ).

Названные фактические основания выделения уголовного дела применимы на стадии предварительного расследования.

В ч. 1 ст. 154 УПК РФ закреплено право органа предварительного расследования при наличии к тому фактических оснований, в том числе и предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ, выделить уголовное дело в отдельное производство. Нигде в законе не записано, что в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве уголовное дело в отношении подозреваемого (обвиняемого), с участием которого таковое составлено, должно быть выделено.

Выделение уголовного дела возможно при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Право принять такое решение у органа предварительного расследования появляется сразу после заключения искомого соглашения и невзирая на то, имеются ли в деле доказательства возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого.

Требование изъятия из возбужденного уголовного дела материалов уголовного дела, идентифицирующих личность подозреваемого (обвиняемого), и приобщения их к уголовному делу в отношении подозреваемого (обвиняемого), выделенному в отдельное производство, касается лишь случаев возникновения угрозы безопасности подозреваемого (обвиняемого).

Решение о выделении уголовного дела в связи с выбором одним из обвиняемых такой формы судопроизводства, как рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, принимается следователем только в момент окончания предварительного следствия после заявления соответствующего ходатайства до направления дела в суд <178>.

———————————

<178> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

 

Можно выделять дело не в отношении каких-либо невзаимосвязанных эпизодов преступной деятельности, а в отношении конкретных подозреваемых или обвиняемых. Можно выделить дело по обвинению (подозрению) лица, скрывшегося от правоохранительных органов, при отсутствии реальной возможности участия подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле или в случае временного удостоверенного медицинским заключением тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

 

Обязательные условия выделения уголовного дела

Выделение уголовного дела возможно при одновременном стечении следующих трех условий:

1) если это вызывается необходимостью;

2) если выделение дела не может повлиять на всесторонность и объективность исследования обстоятельств, как первого, так и второго уголовного дела;

3) если возможно раздельное судебное рассмотрение каждого из уголовных дел.

Решение о выделении уголовного дела принимается также в том случае, когда отсутствует связь между делами, о которой упоминается в ст. 153 УПК РФ применительно к соединению уголовных дел.

Всестороннее исследование обстоятельств дела означает проверку всех выдвинутых по делу версий, изучение как изобличающих, так и оправдывающих подозреваемого или обвиняемого обстоятельств.

Объективность доказывания предполагает, что основание принятия процессуального решения должно существовать не только по мнению одного лишь следователя (дознавателя и др.), но и любого иного контролирующего, надзирающего или впоследствии осуществляющего по делу уголовно-процессуальную деятельность субъекта.

Руководители следственных органов в случае необходимости вправе давать указание о выделении уголовного дела в самостоятельное производство о преступлениях с большим количеством эпизодов и участников (крупные финансовые мошенничества, бандитизм и др.) при условии, что невозможно своевременно закончить расследование в полном объеме, или когда обвиняемые (подозреваемые) скрылись от следствия, а принятое решение не повлияет на всесторонность, полноту, объективность исследования и разрешения дела.

При применении института выделения уголовного дела следует опасаться возможности переложить вину с одного обвиняемого (подозреваемого) на другого, выдвинуть на первый план второстепенного участника.

 

Постановление о выделении уголовного дела

Выделение дела всегда производится по постановлению компетентного органа. Перед тем как приступить к его составлению, следует определиться, какие документы будут выделены из первого дела: какие в подлинниках, какие в копиях. Если оригинал какого-то документа выделяется из основного уголовного дела, то в последнем обязательно должна остаться копия такого документа. При выделении уголовного дела в отдельное производство копии процессуальных документов должны быть удостоверены подписью следователя (дознавателя и др.) и печатью учреждения, где он работает. В суд нельзя направлять неудостоверенные ксерокопии протоколов следственных действий и иных процессуальных документов. В случае несоблюдения этого правила у суда не будет возможности проверить допустимость представленных доказательств <179>.

———————————

<179> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 1997 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 10.

 

Исходя из требований уголовно-процессуального закона, постановление о выделении уголовного дела должно содержать:

— наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о выделении уголовного дела;

— номер уголовного дела, из которого выделяется новое уголовное дело;

— существо дела (иначе — фабулу);

— основания и мотивировку выделения дела;

— ссылку на ст. 154 УПК РФ;

— решение о выделении уголовного дела, а в необходимых случаях и о возбуждении нового уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК;

— фамилию и инициалы лица, в отношении которого выделено уголовное дело;

— фамилию, имя и отчество лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело;

— присвоенный новому уголовному делу номер;

— указание на то, что копия данного постановления отправлена прокурору (если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица).

Постановление о выделении уголовного дела должно содержать в себе решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, в том случае, если уголовное дело выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления и (или) в отношении нового лица. Выделение уголовного дела с одновременным возбуждением уголовного дела следователь (дознаватель и др.) вправе осуществить самостоятельно, без получения на то от кого-либо разрешения (ч. 3 ст. 154 УПК РФ).

Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.

В постановлении рекомендуется также указывать перечень выделяемых материалов дела. Причем нет необходимости указывать, какие материалы выделены в подлинниках, а какие — в копиях <180>.

———————————

<180> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 7.

 

Копия постановления о выделении дела приобщается к делу, из которого новое дело выделено. Подлинник подшивается после описи документов в новом (выделенном) деле. За ним подшивается постановление о принятии дела к своему производству следователем (дознавателем и др.). Выносить отдельное постановление о возбуждении уголовного дела в таких случаях закон не требует <181>. Решение о возбуждении уголовного дела, если таковое имело место, фиксируется в самом постановлении о выделении уголовного дела. Дело считается возбужденным с момента его выделения, если в постановлении о выделении уголовного дела содержится решение о возбуждении уголовного дела и принято данное решение в строгом соответствии с порядком, предусмотренным ст. 146 УПК РФ.

———————————

<181> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 7.

 

Институт соединения и выделения уголовных дел распространяется на предварительное следствие, «дознание» в полном объеме и смешанное предварительное расследование. Однако выделение и соединение уголовных дел не может осуществляться органами дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Иначе говоря, данное общее условие предварительного расследования может иметь место не на любом этапе смешанного расследования, а лишь на том, когда таковое осуществляется органом предварительного расследования, в чьей компетенции производство предварительного расследования по данному уголовному делу в полном объеме.

 

Эвальвация срока по выделенному уголовному делу

Срок предварительного следствия (дознания) по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела, если уголовное дело выделяется по новому преступлению и (или) в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого новое уголовное дело выделено в отдельное производство.

 

Выделение материалов из уголовного дела в отдельное производство

От выделения уголовного дела следует отличать выделение материалов, содержащих сведения о новом преступлении. Данный процессуальный институт предусмотрен ст. 155 УПК РФ. Он широко применяется на практике. После выделения в отдельное производство материалов уголовного дела осуществляется их предварительная проверка, по окончании которой выносится постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Решение о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении, следователь (дознаватель и др.) вправе принять, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными (не подозреваемыми или обвиняемыми по расследуемому уголовному делу) лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением. Оформляется оно постановлением, по форме аналогичным постановлению о выделении уголовного дела.

Законом не урегулированы форма и содержание постановления о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из основного уголовного дела и направлении их руководителю следственного органа (прокурору) для принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК РФ.

По нашему же мнению, постановление о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела должно содержать:

— наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилию, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего указанное решение;

— номер уголовного дела, из которого выделяется материал, содержащего сведения о новом преступлении;

— существо деяния, содержащего признаки объективной стороны состава преступления (иначе — фабулу);

— основания и мотивировку выделения материалов дела;

— ссылку на ст. 155 УПК РФ;

— перечень выделяемых материалов (какие именно материалы, на каком количестве листов, содержащие сведения о каком именно преступлении);

— решение о направлении выделенных материалов конкретному руководителю следственного органа (прокурору).

Копия постановления о выделении материалов уголовного дела приобщается к делу, из которого материалы выделены. Подлинник подшивается в выделенный материал, содержащий сведения о новом преступлении.

Материалы из уголовного дела выделяются в виде копий документов. Подлинники документов рекомендуется оставлять в уголовном деле.

Выделенные материалы следователь направляет руководителю следственного органа, а дознаватель прокурору для определения, кто будет производить по ним проверку в порядке ст. 144 УПК РФ.

При определенных обстоятельствах постановление о выделении материалов уголовного дела может быть вынесено руководителем или членом следственной группы (группы дознавателей), а также начальником подразделения дознания.

Если основное уголовное дело находится в производстве руководителя следственного органа, он сам выносит постановление о выделении материалов уголовного дела, в котором сразу определяет лицо, которому поручает провести проверку по выделенному материалу. Нет необходимости такой материал пересылать руководителю вышестоящего следственного органа. Он направляется следователю-исполнителю непосредственно лицом, выделившим данный материал (руководителем следственного органа).

Срок предварительной проверки такого материала определен ст. 144 УПК РФ и составляет не более трех дней. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить этот срок до 10 дней. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя уполномочены увеличить срок производимой ими предварительной проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Данный срок исчисляется не с момента выделения материалов уголовного дела, а с момента получения следователем (дознавателем и др.) искомого материала с поручением руководителя следственного органа (прокурора) о производстве его предварительной проверки.

В случае возбуждения уголовного дела по итогам проверки материалов, содержащих сведения о новом преступлении и выделенных из уголовного дела в отдельное производство, последние допускаются в качестве доказательств по данному (новому) уголовному делу.

Глава 5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

5.2. Подследственность

5.3. Соединение и выделение уголовных дел и материалов уголовного дела

5.4. Начало, место, сроки и окончание производства предварительного расследования

5.5. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия

5.6. Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)

5.7. Взаимодействие следователя с органами дознания

5.8. Обязанность рассмотрения ходатайств

5.9. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

5.10. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

5.11. Восстановление уголовных дел

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code