4.2. Органы дознания

Понятие органа дознания

Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.

Под иной деятельностью здесь понимается не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.

 

Виды и подведомственность органов дознания

Важным в определении понятия дознания является правильное уяснение субъекта, наделенного правом его производства. В уголовно-процессуальном законе, что касается этого вопроса, говорится об органе дознания, дознавателе, начальнике подразделения дознания, руководителе и члене группы дознавателей. Перечислены учреждения и должностные лица, являющиеся органами дознания.

Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены ст. 40, 157 УПК РФ. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.).

Полный перечень органов дознания — учреждений следующий:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;

2) органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков;

3) органы федеральной службы безопасности;

4) федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;

5) таможенные органы Российской Федерации;

6) органы Службы внешней разведки Российской Федерации;

7) органы Федеральной службы исполнения наказаний;

8) органы Федеральной службы судебных приставов;

9) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

10) органы внешней разведки Министерства обороны РФ.

Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):

1) командиры воинских частей, соединений;

2) начальники военных учреждений или гарнизонов;

3) капитаны морских и речных судов;

4) руководители геологоразведочных партий и зимовок;

5) начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз;

6) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками полиции. Причем полиция в РФ — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность, обеспечивать общественную безопасность и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ (ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <150>).

———————————

<150> См.: Собр. законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

 

Дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации производится дознание в полном объеме по всем делам, по которым предварительное следствие не обязательно, за исключением тех, дознание по которым вправе производить другие органы дознания (дознаватели) (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

К органам федеральной службы безопасности относятся:

— федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

— управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

— другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» <151>).

———————————

<151> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

 

К органам по контролю за оборотом наркотиков относятся:

— Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;

— региональные управления ФСКН России;

— управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.

Компетенция органов по контролю за оборотом наркотиков ограничена происшествиями, содержащими признаки контрабанды сильнодействующих, ядовитых веществ; незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконных приобретения, хранения, перевозки растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; незаконного приобретения, хранения или перевозки прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконного приобретения, хранения или перевозки растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ; хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества; склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконных выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконных изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки или пересылки в целях сбыта, а равно незаконного сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки; нарушения правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда; подделки удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков; использования заведомо подложного документа.

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <152>).

———————————

<152> См.: Собр. законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

Уголовно-процессуальной деятельностью также занимаются сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) органов Федеральной службы исполнения наказаний — исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Они возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

Органами федеральной службы судебных приставов являются: Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России и ее территориальные органы.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности <153>. Данное определение позволяет нам говорить о том, что сам центральный аппарат ФССП России в целом наделен статусом органа дознания.

———————————

<153> См.: Вопросы Федеральной службы судебных приставов: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1316 // Собр. законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4111.

 

Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три <154>. Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации. Соответственно, в каждом субъекте Российской Федерации есть один орган Федеральной службы судебных приставов. Хотя некоторые из них размещены на территории обслуживания другого органа. Так, к примеру, в Москве находится три таких органа. Там помимо Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве территориально расположено Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области и центральный аппарат ФССП России.

———————————

<154> См.: Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов: Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 (в ред. от 30 декабря 2008 г.).

 

В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Между тем в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Поэтому районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов самостоятельными органами дознания не являются.

Начальники органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов сейчас — это директор Федеральной службы судебных приставов РФ и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Дознавателями, наделенными полной совокупностью прав и обязанностей, составляющих уголовно-процессуальный статус дознавателя (ст. 41 УПК РФ) в уголовном процессе (органа дознания), являются, прежде всего, работники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов <155>. Руководители таких отделов в уголовном процессе обладают правовым положением начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ).

———————————

<155> Об утверждении Типового положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов: Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 г. N 20.

 

Всем остальным должностным лицам, подчиненным по должности названным сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.

Именно поэтому в настоящее время уголовно-процессуальный статус, прежде всего, старших судебных приставов, а также старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ не безупречен. Его наличие вполне может быть оспорено, а составленные и подписанные ими документы признаны не имеющими юридической силы. Этот момент организационно-правовой составляющей статуса должностных лиц органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов должен учитываться правоприменителями.

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» <156>).

———————————

<156> См.: Собр. законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.

 

Органами государственного пожарного надзора являются:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (п. 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре <157>).

———————————

<157> См.: О федеральном государственном пожарном надзоре: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 // Собр. законодательства РФ. 2012. N 17. Ст. 1964.

 

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 и 2 ст. 261 УК РФ.

Понятие «командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов» подлежит расширительному толкованию. К таковым также относятся командиры кораблей, начальники военно-учебных заведений, предприятий и организаций.

Подведомственность указанных должностных лиц ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания.

Дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов производится дознание в полном объеме по уголовным делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ); злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ), неуважении к суду (ст. 297 УК РФ), разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ч. 1 ст. 311 УК РФ), незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ), неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Возбуждать уголовные дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и производить неотложные следственные действия капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, вправе только по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания — учреждений, а также воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

Так гласит уголовно-процессуальный закон. Однако некоторые ученые в дефинициях дознания, пытаясь расшифровать понятие субъекта, уполномоченного на ведение дознания, речь вели о таковых «своими словами». Одни в этой связи утверждали, что дознание — это деятельность специально уполномоченных на то уголовно-процессуальным законом административных органов и должностных лиц <158>, другие — только административных органов <159>. Интерпретируя формулировки, используемые законодателем, А.П. Кругликов писал о деятельности «органов и лиц, производящих дознание» <160>.

———————————

<158> Алиев Э.Г. Указ. раб. С. 7; Советский уголовный процесс. 1976. С. 35.

<159> Донцов А.М. Проблема… С. 15; Семенов В.М. Указ. раб. С. 216; Перлов И.Д., Рагинский М.Ю. Назревшие вопросы дознания и предварительного следствия // Сов. гос. и право. 1957. N 4. С. 117.

<160> Кругликов А.П. Указ раб. С. 5 — 6.

 

В первом случае используемое авторами понятие соразмерно кругу органов дознания. Оно в себя включает и дознавателя. Тем не менее предлагаемая формулировка по отношению к той, которая была закреплена в законе в момент ее формулирования, кажется нам более сложной и не дающей возможности представить систему элементов, ее составляющих. В связи с чем ее использование, думается, нельзя признать безупречным.

Второе из приведенных нами понятий, «административные органы», не может применяться уже потому, что не включает в себя всех субъектов дознания (например, дознавателя). Третья позиция очень похожа на используемую на тот момент законодателем. Однако А.П. Кругликов, пытаясь, наверное, назвать в своем определении субъектов дознания более компактно, сам того не подозревая, допустил ошибку, именуемую в традиционной логике порочным кругом. В уголовно-процессуальном законе и соответствующей литературе используются термины «орган дознания» и «дознаватель» (на момент написания публикации А.П. Кругликовым дознаватель именовался лицом, производящим дознание). Это сформировавшиеся, самостоятельные понятия, общеупотребительное значение которых шире, чем сумма значений составляющих их слов. Орган дознания, к примеру, осуществляет не только дознание, но и другие виды деятельности. Лицо, производящее дознание (в настоящее время — дознаватель), — это субъект уголовного процесса, наделенный специфическим правовым положением. Таким статусом, по мнению того же А.П. Кругликова, обладает и сотрудник органа дознания, которому следователь поручил производство следственных действий <161>.

———————————

<161> См.: Там же. С. 7.

 

Но в законе нет и не было по УПК РСФСР 1960 года такого понятия, как орган, производящий дознание. Поэтому оно требует дополнительного пояснения. Последнее может быть осуществлено только через определение понятий «орган», «производить» и «дознание». Таким образом, говоря, что дознание — это деятельность органа, производящего дознание; определяя термин через самого же себя, А.П. Кругликов допускал логическую ошибку («тавтологичную дефиницию»). Будучи ошибочной с позиции науки логики, подобная дефиниция незначима и в практическом смысле: она не продвигала и не продвигает в настоящее время нас вперед от нашего уровня понимания объекта определения.

Безуспешные попытки процессуалистов в более оптимальном виде обозначить субъекта деятельности, при определении понятия дознания, приводят к мысли о том, что в таких случаях лучше пользоваться терминами, которые употребляет законодатель.

Уголовно-процессуальный закон не дает оснований для противопоставления полномочий органа дознания и дознавателя <162>. Определенные элементы этого вида деятельности могут осуществляться как тем, так и иным субъектом <163>. Из сказанного следует вывод, что дознание может быть произведено как органом дознания, так и дознавателем. Более того, дознание может быть реализовано также начальником подразделения дознания, группой дознавателей и даже в определенных случаях следователем (п. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

———————————

<162> Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: Труды / Академия МВД СССР. М., 1984. С. 9.

<163> Соотношение компетенции дознавателя и органа дознания здесь подробнее не рассматривается.

 

Права органов дознания

По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:

1) проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. 140 — 148 УПК РФ);

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

3) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 — 226 УПК РФ);

4) исполнение поручений и указаний другого органа предварительного расследования (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Осуществляя проверку заявления (сообщения) о преступлении, орган дознания вправе:

— собирать доказательства без производства следственных действий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);

— требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в них специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

— требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

— производить осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК РФ) и (или) освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

 

Обязанности органов дознания

Орган дознания обязан:

— принимать, рассматривать и разрешать все подведомственные ему заявления (сообщения) о преступлении;

— выдавать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;

— регистрировать заявления (сообщения) о преступлении;

— при наличии к тому оснований возбуждать или отказывать в возбуждении уголовного дела, направлять заявление (сообщение) о преступлении по подсудности (подведомственности).

Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).

 

Субъекты, реализующие функции органа дознания

Обычно орган дознания не исполняет свою уголовно-процессуальную функцию всем составом данного учреждения. От имени органа дознания уголовно-процессуальную деятельность, в том числе и дознание в полном объеме, и неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно, реализует дознаватель.

Дознание в полном объеме при определенных обстоятельствах вправе осуществить также начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ), группа дознавателей (ст. 223.2 УПК РФ), а равно в пределах своей компетенции орган предварительного следствия (п. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

 

Дознаватель

Общая характеристика процессуального статуса дознавателя

Дознаватель — это должностное лицо, которое одновременно является стороной обвинения и субъектом, осуществляющим уголовно-процессуальное правоприменение. Дознавателем с позиции уголовно-процессуального права является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные действия (после чего передавать уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности), розыскные меры, дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в том числе дополнительное дознание.

Неверно мнение, что дознаватель также производит предварительное следствие <164>. При производстве предварительного следствия органу дознания может быть дано поручение о производстве следственного действия (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Но это поручение исполняет орган дознания, а не дознаватель.

———————————

<164> См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2004. С. 181.

 

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов Федеральной службы судебных приставов и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). В этой связи он уполномочен:

1) самостоятельно в пределах своей компетенции производить следственные и иные процессуальные действия, также принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ для этого требуется получение согласия начальника органа дознания, согласия прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия дознавателя, а в некоторых случаях и органа дознания, прямо предусмотренные УПК РФ.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, а также производить неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

На дознавателя не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее сам факт такого обжалования не приостанавливает исполнения указаний прокурора.

 

Разграничение полномочий органа дознания и дознавателя

Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

По общему правилу под понятием «орган внутренних дел», «орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотиков» и т.д., как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность» <165>. Однако не у всех сотрудников равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания (учреждение) функции.

———————————

<165> Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.

 

Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.

Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <166>).

———————————

<166> См.: Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.

 

Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции. Сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными Федеральным законом «О полиции», в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). А п. 8 ч. 1 ст. 12 того же Закона возлагает на полицию обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

Начальник органа дознания или его заместитель возложил на сотрудника органа внутренних дел уголовно-процессуальные полномочия путем назначения его на должность и утверждения соответствующего должностного регламента (должностной инструкции).

В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК РФ органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях) <167>.

———————————

<167> См.: Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / Под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 43 и др.

 

Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК РФ. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

Налицо два вида отношений:

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности входит осуществление функций этого учреждения <168>;

———————————

<168> В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания.

 

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которых не включено осуществление функций учреждений <169>, перечисленных в ст. 40 УПК РФ).

———————————

<169> В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, которому права органа дознания делегированы.

 

Таким образом, существует два вида представителей органа дознания, так же как и два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания — самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК РФ визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК РФ является органом дознания), круг следственных и иных действий.

То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений <170>. В приведенной ситуации вынесение таким дознавателем решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

———————————

<170> См.: Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: Труды / Академия МВД СССР. М., 1984. С. 12.

 

Начальник подразделения дознания

Понятие «начальник подразделения дознания»

Субъектом, реализующим уголовно-процессуальную функцию органа дознания является и руководитель подразделения дознания, являющегося учреждением органа дознания. Его законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующих в пределах своей компетенции.

Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.

Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель — руководитель «следственно-оперативной группы», в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.

 

Полномочия начальника подразделения дознания

Согласно ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку заявления (сообщения) о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у подчиненного ему по службе дознавателя и передавать его другому подчиненному ему дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вынесенные дознавателем, за уголовно-процессуальной деятельностью которого он осуществляет контроль;

4) вносить надзирающему прокурору ходатайство об отмене незаконных и (или) необоснованных постановлений подчиненного ему дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Помимо того, начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полным комплексом полномочий, как дознавателя, так и начальника подразделения дознания. А в случае, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, начальник подразделения дознания наделяется также полномочиями руководителя этой группы.

Реализуя свою уголовно-процессуальную функцию и осуществляя процессуальный статус, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении предварительного расследования в форме дознания, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления (обвиняемого), меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме предъявляемого лицу обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания и (или) прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель наделен правом представления соответствующим должностным лицам материалов уголовного дела и (или) письменных возражений на указания начальника подразделения дознания.

Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры служит дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

 

Группа дознавателей

Следующий субъект, наделенный правом производства дознания в полном объеме — группа дознавателей. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принять вправе начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому потерпевшему, а также всем иным участникам, имеющим самостоятельный интерес в процессе. Им должна быть представлена возможность заявить одному из ее членов или всем дознавателям отвод.

Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.

Вынесение указанных решений по делу, а равно решений о:

1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153 — 155 УПК РФ;

2) прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления;

5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

6) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;

7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ, — обязанность и право руководителя группы дознавателей.

Даже если проект постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения (производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК), о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения, обвинительного акта готовился другим членом группы дознавателей, подписывать его должен руководитель. От его имени, а не от имени всех членов группы выносятся такие решения. Он же будет нести ответственность за незаконность или необоснованность своих (им подписанных) решений.

Менее важные документы могут составляться от имени любого из членов группы.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе группы дознавателей обычно привлекаются приказом руководителя органа внутренних дел, у которого в подчинении находятся как составляющие указанную группу дознаватели, так и привлекаемые к ней сотрудники оперативных служб (соответствующего органа дознания). После этого дознаватель вправе давать должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не письменные, а устные поручения, не через начальника органа дознания, а непосредственно.

Глава 3. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

3.4. Дознание

Глава 4. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

4.2. Органы дознания

Глава 5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code