§ 6. Административная ответственность за нарушение правил учета и отчетности, установленных валютным законодательством

Законодательство об административной ответственности за нарушения в сфере валютного регулирования предусматривает группу однородных составов правонарушений, которые можно условно назвать правонарушениями против порядка валютного контроля (по аналогии с традиционным наименованием группы правонарушений «против порядка управления»).

В эту группу входят составы ч. ч. 2, 2.1, 6, 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Объект, объективная сторона

Анализируемые составы объединяет общий объект посягательства — правила, предусмотренные валютным законодательством в целях валютного контроля. Это преимущественно правила, связанные с документами учета и отчетности о валютных операциях, требуемыми для проведения текущего контроля (наблюдения). К правилам, связанным с проверками, эти составы относятся в той части, в которой они указывают на нарушение сроков хранения документов, необходимых для валютного контроля.

Следует помнить, что, помимо анализируемых составов, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, подконтрольные субъекты могут привлекаться к административной ответственности по другим статьям Кодекса, предусматривающим наказания за нарушения общего порядка управления, не имеющие специфики, связанной с защитой порядка реализации мер валютного контроля.

Объективная сторона характеризуется:

— бездействием, приводящим к нарушению сроков составления документов (опоздание);

— бездействием, приводящим к тому, что документы вообще не составляются, не представляются валютному контролю;

— бездействием, приводящим к утрате документов до истечения срока их хранения;

— ненадлежащими действиями, когда лицо представляет документы с нарушением установленной формы либо с недостоверным содержанием.

Все эти составы формальны, т.е. ответственность наступает за факт пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовой обязанности. Когда нарушение сводится к опозданию в представлении документов на один-два дня, суды по жалобам привлекаемых к ответственности лиц зачастую отменяют постановления Росфиннадзора (его территориальных органов), освобождая лиц от ответственности за малозначительностью деяния.

Части 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение порядка уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за рубежом либо об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), установленного ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании (далее — уведомления, уведомления о зарубежных счетах):

— за нарушение срока представления и (или) формы уведомления (ч. 2);

— непредставление уведомления (ч. 2.1).

Часть 2.1 введена Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ и действует с 29 октября 2012 г.

Поскольку она установила более строгую ответственность за полное непредставление уведомления (ранее различия между опозданием и непредставлением не проводилось), она подлежит применению только к нарушениям, совершенным после этой даты.

Состав ч. 2.1 может рассматриваться как длящееся правонарушение, в отличие от состава «опоздания», объективная сторона которого заключается в непредставлении документа в срок (или в представлении его в срок, но с нарушением формы). Для объективной стороны состава ч. 2.1 важен факт отсутствия у контролирующих органов документа — уведомления, а не срок надлежащего исполнения обязанности. Тем не менее, поскольку состав ч. 2.1, очевидно, не образуется до момента истечения срока на подачу уведомления, можно изыскать определенные аргументы в пользу того, что это правонарушение не длящееся, а оконченное уже в момент нарушения срока.

Если судебная практика пойдет по пути признания правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ, длящимся, это будет означать принципиальное ужесточение ответственности.

Ранее лицо, не уведомившее налоговый орган об открытии счета, в любой момент по истечении года с момента нарушения срока могло безболезненно легализовать свой зарубежный счет, подав уведомление с нарушением срока, но за пределами давности привлечения к ответственности. Тянуть с уведомлением можно было сколь угодно долго: риск привлечения к ответственности сохранялся лишь в течение года. Теперь же такая линия поведения может оказаться предельно рискованной, так как в течение всего периода уклонения от подачи уведомления лицо может попасть в поле зрения валютного контроля, факт отсутствия уведомления может быть зафиксирован с наложением штрафа по ч. 2.1. Срок давности привлечения к ответственности будет исчисляться с момента выявления длящегося правонарушения (со дня подписания акта проверки или составления протокола, если акт проверки не составлялся).

Части 6, 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение тех правил проведения валютных операций, которые установлены в целях валютного контроля, а именно:

— за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

— несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами;

— несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций;

— нарушение установленных правил оформления паспортов сделок;

— нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций или оформлении паспортов сделок.

Различие между этими однородными составами в целом аналогично тому, как различаются составы правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Упрощенно говоря, в ч. 6 предусматривается нарушение, состоящее:

— в нарушении требований к форме и (или) содержанию документов валютного контроля

— либо в полном игнорировании требования об их составлении, наличии, представлении в уполномоченные банки и сохранности (документов нет).

Части 6.1 — 6.3 анализируемой статьи предусматривают наказание за опоздание, за нарушение сроков представления документов, если документы в итоге представлены в надлежащем виде. Различие между ч. ч. 6.1 — 6.3 состоит по объективной стороне в длительности опоздания:

— не более чем на 10 дней;

— более чем на 10, но не более чем на 30 дней;

— более чем на 30 дней <1>.

———————————

<1> Законодатель имеет в виду календарные дни (ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ).

 

Этим различиям соответствует различная строгость применяемых санкций — от предупреждения до крупного штрафа. Однако это несколько упрощенный подход, он дает общее понимание логики соотношения ч. ч. 6 и 6.1 — 6.3, но не исчерпывающе описывает это соотношение.

Нужно помнить, что ч. ч. 6.1 — 6.3 не вполне дублируют ч. 6 по кругу охраняемых ими мер валютного контроля, ч. 6 по своему охвату шире, а специальные составы ч. ч. 6.1 — 6.3 относятся только к нарушениям сроков «представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации».

Очевидно, что к нарушению требования о сохранности документов неприменимо понятие опоздания, и ч. ч. 6.1 — 6.3 к этому деянию отношения не имеют, оно квалифицируется всегда по ч. 6.

Что касается паспорта сделки, то ч. 6 содержит общее указание на «нарушение установленных правил оформления паспортов сделок», чем охватывается, помимо прочего, и нарушение сроков открытия паспортов сделок или внесения в них изменений. Какой-либо градации длительности нарушения таких сроков Закон о валютном регулировании не предусматривает, и ч. ч. 6.1 — 6.3 к паспортам сделок не относятся.

Равным образом, только по ч. 6 и без градации по срокам опоздания квалифицируются нарушения «порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами».

Порядок и сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлены для резидентов и нерезидентов Инструкцией от 4 июня 2012 г. N 138-И. Напомним, что согласно п. 1.5 Инструкции формами учета по валютным операциям резидентов признаются:

— справка о валютных операциях;

— справка о подтверждающих документах.

Порядок и сроки представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами на основании ст. 12 Закона о валютном регулировании установлены для резидентов Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819.

Правила оформления паспортов сделок установлены для резидентов ст. 20 Закона о валютном регулировании и Инструкцией от 4 июня 2012 г. N 138-И. Они распространяются на внешнеторговые сделки резидентов с нерезидентами (экспорт и импорт товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности), а также на заемные и кредитные сделки, если сторонами являются резидент и нерезидент. Паспорт сделки не требуется по сделкам на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долл.

Сроки хранения учетных и отчетных документов валютных операций, подтверждающих документов и информации о проведении валютных операций, паспортов сделок определяются в соответствии со ст. 24 Закона о валютном регулировании и должны составлять не менее трех лет. По смыслу этого Закона трехлетний срок начинает течение с момента совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора, на основании которого она совершается.

Справки о подтверждающих документах могут объединять информацию, касающуюся нескольких валютных операций (либо корреспондирующих с валютной операцией поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг) за период составления справок. В таких случаях возникает вопрос: как должны квалифицироваться связанные с ними нарушения: «одна валютная операция — один случай нарушения», т.е. опоздание с подачей одной справки, объединяющей n операций, должно квалифицироваться как совершение n нарушений? Или «одна справка — одно нарушение»?

Практика Высшего Арбитражного Суда РФ исходит из того, что по каждой такого рода справке необходимо выяснять: составляется ли она за некий общий отчетный период либо просто может механически объединять несколько валютных операций? Если за период, то «одна справка — одно нарушение»; если такой общий отчетный период не предусматривается, то «одна операция — одно нарушение».

Так, подтверждающие документы и информация представляются «одновременно» со справкой о подтверждающих документах не позднее 15-дневного срока с момента ввоза, вывоза товаров, оказания услуг или выполнения работ по внешнеторговому контракту. При этом в пределах названного срока одна справка может объединять сразу несколько документов, подтверждающих факты исполнения внешнеторгового контракта. Может сложиться впечатление, что тем самым установлена единая обязанность резидента, которую необходимо выполнить в пределах отведенного срока, а несоблюдение такой обязанности должно квалифицироваться как одно нарушение, штраф должен применяться один раз.

Однако судебная практика пошла по другому пути. Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу:

«…обязанность по представлению справки о подтверждающих документах возникает по каждому факту ввоза товаров на территорию Российской Федерации или их вывоза с территории Российской Федерации. Отчетный период с общей датой представления справки в отношении товаров, выпускаемых таможенными органами в этом периоде… не предусматривается.

Поэтому неисполнение в установленный срок обязанности по представлению справки о подтверждающих документах по каждому факту ввоза на территорию Российской Федерации или вывоза с территории Российской Федерации товаров образует самостоятельные правонарушения с разными моментами совершения, а следовательно, с разными моментами истечения срока давности для привлечения к административной ответственности» (Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июня 2011 г. N 140/10 по делу N А23-3609/09А-12-173).

Напротив, применительно к справкам о поступлении валюты Высший Арбитражный Суд РФ указал, что согласно требованиям к составлению справки в ней может быть отражено несколько валютных операций зачисления денежных средств, проведенных на основании различных расчетных документов по нескольким паспортам сделок, с разными датами зачисления денежных средств.

Как следствие, «несоблюдение резидентом установленных порядка и сроков представления справки о поступлении валюты с подтверждающими документами в отношении нескольких валютных операций, осуществленных в течение отчетного месяца, по зачислению денежных средств на банковский счет, открытый резидентом в уполномоченном банке, образует одно событие правонарушения» (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. N 17039/09 по делу N А40-12550/09-2-65).

Несмотря на то что выводы судов сделаны на основе анализа нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И, приведенные примеры сохраняют актуальность, так как заложенный в них принципиальный подход применим и к действующему порядку составления документов учета — справок о подтверждающих документах <1>.

———————————

<1> Составление справок о поступлении валюты Инструкцией от 4 июня 2012 г. N 138-И уже не предусмотрено. В отношении справок о валютных операциях рассматриваемая проблема не возникает, так как невозможно объединение нескольких операций одной справкой.

 

Применив эти правовые позиции к регулированию порядка представления справок о подтверждающих документах, предусмотренному п. 9.2 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И, получим:

— для контрактов на ввоз/вывоз товаров, подлежащих декларированию на таможне, справка о подтверждающих документах представляется в срок не позднее 15 рабочих дней с даты выпуска товаров согласно таможенной декларации; единого «отчетного периода» не возникает. Следовательно, количество нарушений определяется по принципу «одна операция — одно нарушение» («одна таможенная декларация — одно нарушение»);

— для товаров, ввозимых/вывозимых без таможенного оформления, т.е. в пределах Таможенного союза, а также работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности срок на составление справки определен в 15 рабочих дней по окончании месяца, в котором оформлены первичные документы, подтверждающие исполнение контракта. Следовательно, налицо отчетный период — месяц, в рамках которого несоблюдение порядка и сроков составления справки образует одно нарушение.

Резидентам в соответствии с Инструкцией от 4 июня 2012 г. N 138-И разрешено по договоренности с уполномоченными банками возлагать составление документов валютного контроля (справок и паспортов сделок) на уполномоченные банки. В таких случаях административной ответственности по нормам ч. ч. 6, 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ будут по-прежнему подлежать резиденты, если они своевременно не представят уполномоченному банку исходные документы и информацию. Если уполномоченный банк не выполнит обязанности составления документов валютного контроля, его действия должны квалифицироваться как неисполнение функций агента валютного контроля с применением санкций по ст. 74 Закона о Центральном банке либо по ст. 15.26 КоАП РФ.

 

Субъект, субъективная сторона

Субъектами административных правонарушений в валютной сфере признаются юридические и физические лица — резиденты и нерезиденты.

Важно обратить внимание, что физические лица:

— признаются субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 6, 6.1 — 6.3 КоАП РФ, только если это должностные лица организаций (юридических лиц) либо предприниматели. Решающее значение имеет статус должностного лица. Резидентство должностного лица здесь не учитывается;

— признаются субъектами правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ, только если они резиденты. От того, просто они «граждане» либо должностные лица (должностные лица организаций-нарушителей либо предприниматели без образования юридического лица), зависит размер санкций. Для должностных лиц штрафы выше.

Следует помнить, что в зависимости от наличия у лица статуса резидента или нерезидента существенно отличается состав правил валютного контроля, обязывающих лицо определенным образом вести учет и отчетность, а также представлять документы о валютных операциях агентам валютного контроля. Квалифицируя действия лица по той или иной части комментируемой статьи, необходимо устанавливать, распространяются те или иные нормы валютного законодательства на резидентов и (или) на нерезидентов. Так, правила о паспортах сделок адресованы исключительно резидентам, совершающим внешнеторговые операции; правила уведомления об открытии счетов в банках за рубежом также адресованы только резидентам и т.д. Но нерезидентам наравне с резидентами адресованы правила о сроках хранения документов (на территории РФ). От нерезидентов требуется представление в уполномоченный банк расчетных документов с указанием кода валютной операции.

Поскольку Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-И возложила обязанности оформления паспортов сделок, составления документов учета и отчетности о валютных операциях, наряду с предпринимателями, на физических лиц, занимающихся частной практикой, то за невыполнение соответствующих обязанностей такие лица несут ответственность на основании ч. ч. 6, 6.1 — 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ как «должностные лица». Хотя лица, занимающиеся частной практикой, не названы в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ в числе должностных лиц, они тем не менее подпадают под общий критерий этой нормы, так как обладают как минимум распорядительными полномочиями.

Важно помнить, что если физическое лицо действует не как предприниматель (например, открывает и фактически использует счет за рубежом не для коммерческих, а для бытовых нужд), то и нести ответственность в такой ситуации оно должно не как должностное лицо, а как обычный гражданин:

«Если же совершенное административное правонарушение не связано с осуществлением лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, предпринимательской деятельности, то наказание ему должно назначаться исходя из санкции, предусматривающей административную ответственность граждан» (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 7 марта 2007 г.).

Особую группу субъектов образуют уполномоченные банки, так как законодательство о валютном регулировании не распространяет на них действие общих правил валютного контроля. Уполномоченные банки при совершении валютных операций руководствуются законодательством о банках и банковской деятельности и специальными правилами валютного контроля, установленными Банком России с учетом их двойственного статуса: участников валютных операций и агентов валютного контроля. Соответственно, хотя уполномоченные банки формально не изъяты из круга субъектов административных правонарушений, диспозиция ч. ч. 6 и 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ не охватывает тех нарушений, которые могут совершаться уполномоченными банками в отношении правил валютного контроля. Напомним, что за нарушение правил валютного контроля, адресованных банкам, за неисполнение функций агентов валютного контроля они отвечают на основании ст. 15.26 КоАП РФ и ст. 74 Закона о Центральном банке. Ответственность по ч. ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ (т.е. за нарушения правил уведомления о зарубежных счетах) уполномоченные банки несут на общих основаниях.

Субъективная сторона анализируемых составов характеризуется виной лица в форме умысла или неосторожности.

 

Размер санкций

А. Нарушение установленного срока и (или) формы уведомления о зарубежных счетах («опоздание») влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 1000 до 1500 руб.;

— на должностных лиц — от 5000 до 10000 руб.;

— на юридических лиц — от 50000 до 100000 руб. <1>.

———————————

<1> См.: ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Непредставление в налоговый орган такого уведомления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 40000 до 50000 руб.; на юридических лиц — от 800000 до 1000000 руб. <1>.

———————————

<1> См.: ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Б. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов о валютных операциях, подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций или оформлении паспортов сделок влекут наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.;

— на юридических лиц — от 40000 до 50000 руб. <1>.

———————————

<1> См.: ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций («опоздание») не более чем на 10 дней влечет:

— предупреждение или

— наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;

— на юридических лиц — от 5000 до 15000 руб. <1>.

———————————

<1> См.: ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности о валютных операциях, подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций («опоздание») более чем на 10, но не более чем на 30 дней влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от 2000 до 3000 руб.;

— на юридических лиц — от 20000 до 30000 руб. <1>.

———————————

<1> См.: ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

 

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности о валютных операциях, подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций («опоздание) более чем на 30 дней влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.;

— на юридических лиц — от 40000 до 50000 руб. <1>.

———————————

<1> См.: ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code