§ 2. Наблюдение посредством паспортов сделок. Подтверждающие документы по сделке

Наблюдение посредством паспортов сделок — основной вид наблюдения, предполагающий сбор в повседневном режиме максимально полных сведений о внешнеэкономических операциях.

 

Предмет контроля

Изначально этот вид наблюдения был ориентирован только на контроль текущих платежей по внешнеторговым операциям (текущих валютных операций, связанных с экспортом и импортом). Смысл был в том, чтобы сопроводить сплошным и постоянным контролем операции, обремененные требованием репатриации и действовавшим в прошлом требованием обязательной продажи части валютной выручки. Паспорт сделки — это учетная форма, позволяющая прежде всего сопоставлять информацию о платежах по сделке с информацией об исполнении товарной части сделки: получена ли выручка за поставленный на экспорт товар, ввезен ли импортный товар, за который перечислен аванс иностранному поставщику.

Однако в настоящее время этим видом наблюдения благодаря его эффективности и относительной нейтральности дополнительно охватываются и некоторые операции, относящиеся к другим классификационным группам: капитальные, внутри страны и зарубежные.

Валютные операции подлежат контролю посредством паспортов сделок при условиях, что:

— валютные операции совершаются между резидентом и нерезидентом;

— валютные операции предусмотрены в перечне Банка России;

— сумма валютных операций по контракту превышает определенный уровень существенности, определяемый нормативным правовым актом Банка России (в настоящее время это сумма, эквивалентная 50 тыс. долл.).

Контроль посредством паспортов сделок предусмотрен ст. 20 Закона о валютном регулировании. В этой норме не используется термин «наблюдение», паспорт сделки определяется как документ, который должен «содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами». По смыслу это соответствует методу наблюдения.

Полномочия по определению случаев и правил оформления паспортов сделок Закон о валютном регулировании предоставляет Центральному банку РФ. С 1 октября 2012 г. эти контрольные отношения урегулированы нормами Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И.

В настоящее время этим видом наблюдения охватываются следующие валютные операции между резидентами и нерезидентами <1>:

———————————

<1> См.: п. п. 5.1 — 5.2 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

1) текущие валютные операции — валютные операции, связанные с внешней торговлей:

— экспортом из Российской Федерации и импортом в Российскую Федерацию товаров <1>;

———————————

<1> В условиях, когда различие между текущими и капитальными операциями размыто, в Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И потребовалась специальная оговорка о том, что для целей оформления паспортов сделок к товарам не относятся ценные бумаги (п. 5.1.1).

 

— выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности;

— агентскими договорами, договорами комиссии, договорами поручения в отношении перечисленных выше видов внешнеторговой деятельности <1>;

———————————

<1> Если посредник-резидент (агент, поверенный, комиссионер) ввозит/вывозит товары, приобретает или реализует работы, услуги, нематериальные активы в интересах резидента, то обязанность оформить паспорт сделки будет лежать на посреднике, а не на лице, в интересах которого он действует. Иначе говоря, при ведении внешней торговли через посредническую организацию два паспорта сделки по одной торговой операции открывать не потребуется.

 

2) валютные операции, связанные с движением капитала:

— займы и кредиты;

3) операции внутри страны — валютные операции, связанные:

— с договорами аренды, финансовой аренды (лизинга) объектов недвижимости;

— договорами на продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с так называемой бункеровкой — продажей (приобретением) на территории РФ горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, независимо от их вида и назначения, в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки <1>;

———————————

<1> См.: п. 5.1.2 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

4) зарубежные операции — валютные операции, связанные:

— с договорами аренды, финансовой аренды (лизинга) объектов недвижимости;

— договорами на продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) за пределами территории РФ горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, независимо от их вида и назначения, в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

Операции, связанные с потребностями транспорта в международных перевозках как внутри страны, так и за ее пределами, не подпадают под правила репатриации (ст. 19 Закона о валютном регулировании). Поскольку в целом они по своему экономическому содержанию очень близки к внешнеторговым текущим операциям, их учет посредством паспортов сделок может объясняться потребностями статистики, необходимой для расчета торгового и платежного баланса страны. Для упрощения изложения операции этого вида отнесены к операциям внутри страны или к зарубежным, в зависимости от того, где приобретается товар (топливо и т.п.). Разумеется, если такая местная закупка не оплачивается наличными либо со счета в местном банке, то она сопровождается международными валютными расчетами. Тогда соответствующая трансграничная валютная операция — платеж из Российской Федерации или в Российскую Федерацию — будет текущей валютной операцией в полном смысле этого слова.

Это же рассуждение справедливо и в отношении аренды недвижимости, с той только разницей, что международный платеж будет образовывать не текущую, а капитальную операцию. Строго говоря, такая аренда не подпадает под репатриацию по ст. 19 Закона о валютном регулировании, но, поскольку на практике сложилось устойчивое представление об аренде как об услуге, во избежание споров с валютным контролем безопаснее руководствоваться консервативным правилом: есть паспорт — есть репатриация.

Паспорт сделки, как это следует из его названия, оформляется не на валютную операцию, а на сделку. Один паспорт может, таким образом, охватывать любое количество валютных операций, в зависимости от сложности или длительности сделки. Тем не менее такие операции должны быть однотипными. Если оформленная одним документом сделка сочетает, например, договор поставки и договор займа, то потребуется два паспорта сделки <1>. По смыслу Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И это должен быть именно заем, обладающий признаками самостоятельной сделки. Простая отсрочка платежа или аванс, т.е. коммерческое кредитование, не потребуют открытия второго паспорта.

———————————

<1> См.: п. 12.1 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

Повторим, что паспорт сделки требуется по сделкам, общая сумма ожидаемых платежей по которым (сумма обязательств) превышает определенный уровень существенности. Оформление паспорта сделки не требуется, если сумма обязательств не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения или изменения договора.

 

Подконтрольные субъекты

При наличии предмета контроля обязанность открытия паспортов сделок и представления документов и информации, необходимых для ведения паспортов сделок уполномоченными банками, возлагается на резидентов:

— юридических лиц;

— физических лиц — предпринимателей;

— физических лиц, занимающихся частной практикой (адвокатов, нотариусов и др.) <1>.

———————————

<1> См.: п. 1.6 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

Такая обязанность не возлагается:

— на нерезидентов <1>, даже если они ведут международные операции через филиалы на территории РФ;

———————————

<1> Нерезиденты — физические лица освобождены не только от обязанности оформлять паспорта сделок, но и от иных формальностей валютного контроля, предусмотренных Инструкцией от 4 июня 2012 г. N 138-И, независимо от занятия предпринимательской деятельностью или частной практикой (п. 1.6).

 

— на обычных граждан, не ведущих коммерческой деятельности, даже если они приобретают товары за рубежом, получают займы от зарубежных банков и т.п.;

— на кредитные организации.

 

Сроки выполнения обязанностей подконтрольных субъектов

Очевидно, что резидент должен заблаговременно открыть паспорт сделки в том уполномоченном банке, через который он планирует проводить валютные операции по сделке. Однако подписание контракта и платежи по нему не всегда далеко отстоят во времени, тогда как формальности требуют нескольких дней на их выполнение <1>.

———————————

<1> Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-И отводит уполномоченному банку на оформление паспорта сделки три рабочих дня с момента получения всех необходимых документов от клиента и еще два рабочих дня — на передачу экземпляра оформленного паспорта сделки. Таким образом, если процесс оформления паспорта сделки прерывается на выходные, требуемое время может превысить неделю.

 

Поэтому Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-И предусматривает определенный временной лаг между началом исполнения сделки и оформлением паспорта на нее. Кроме того, наряду с открытием паспорта сделки на основании уже заключенного контракта, существует возможность проведения формальностей заранее — на основании предварительного договора, проекта договора, оферты, содержащей все существенные условия будущего договора <1>.

———————————

<1> См.: п. 5.1 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

Резидент должен обратиться в уполномоченный банк для оформления паспорта сделки в срок, определенным образом связанный с первым исполнением по сделке <1>, будь то первый платеж, первая поставка и т.п., в зависимости от того, что наступит раньше.

———————————

<1> См.: п. 6.5 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

Важно обратить внимание, что срок на оформление паспорта сделки включает три рабочих дня на проверку уполномоченным банком полученных от клиента документов (контракта и т.п.). Насколько можно уяснить формулировку п. 6.5 этой Инструкции, момент обращения в банк должен на три рабочих дня предшествовать нормативному моменту открытия паспорта сделки <1>, сам же этот момент определяется так:

———————————

<1> Буквально это формулируется в п. 6.5 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И следующим образом: «Резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 настоящей Инструкции, не позднее следующих сроков…» (выделено мной. — И.Х.).

 

1) если первым исполнением по сделке будет исполнение денежного обязательства — то это срок не позднее представления справки о валютной операции:

— при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет — не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

— при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте — одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты <1>;

———————————

<1> См.: п. 2.3 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И. Это общее правило, из которого есть исключения для случаев расчетов кредитными картами, расчетов по аккредитиву, расчетов с участием третьих лиц и т.п.

 

2) если первым исполнением по сделке будет исполнение обязательства поставки товаров, подлежащих таможенному оформлению, — то это срок не позднее даты подачи таможенной декларации:

— таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено Таможенным кодексом;

— таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза, если иное не установлено Таможенным кодексом <1>;

———————————

<1> См.: ст. 185 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров» (вместе с Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров).

 

3) если первое исполнение по сделке — исполнение в натуре, не сопровождаемой таможенными формальностями (услуги и т.п.), — то это срок не позднее представления справки о подтверждающих документах:

— не позднее 15 рабочих дней по окончании месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы;

4) если сделка исполняется иным способом (например, зачетом, когда он разрешен валютным законодательством) — то это опять же срок представления справки о подтверждающих документах:

— не позднее 15 рабочих дней по окончании месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Открытием паспорта сделки обязанности резидента не исчерпываются. Каждое движение по денежной или натуральной части сделки сопровождается подачей справки о валютных операциях или справки о подтверждающих документах соответственно. Все эти сроки уже обозначены выше, за исключением срока на представление справки о подтверждающих документах при ввозе-вывозе товаров, требующих таможенного оформления. Справка о подтверждающих документах в этом случае подается в уполномоченный банк <1>:

———————————

<1> См.: п. 9.2.1 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

— «в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации <1>, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней»;

———————————

<1> Имеется в виду дата регистрации поданной таможенной декларации таможенным органом (п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257).

 

— «при наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок… исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации».

Резидент на основании договора вправе переложить на уполномоченный банк техническую работу по заполнению паспорта сделки, справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, но это не освобождает его от обязанности представлять уполномоченному банку все исходные документы и информацию, необходимые для выполнения формальностей, в указанные выше сроки <1>.

———————————

<1> См.: п. 6.3 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

К подтверждающим документам относятся практически любые документы, оформляемые в соответствии с различными нормативными требованиями, прежде всего таможенных правил и законодательства о бухгалтерском учете, а также договорных правил и обычаев делового оборота, отражающие исполнение натуральной, товарной части контракта <1>:

———————————

<1> См.: п. 9.1 Инструкции от 4 июня 2012 г. N 138-И.

 

— таможенная декларация;

— транспортные (перевозочные, товаросопроводительные) документы;

— коммерческие документы;

— статистическая форма учета перемещения товаров <1>;

———————————

<1> Установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 января 2011 г. N 40.

 

— иные документы, содержащие сведения о ввозе/вывозе товара в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, об отгрузке, о передаче, поставке, перемещении, получении, приеме товара;

— акты приема-передачи, счета, счета-фактуры (для работ, услуг, нематериальных активов);

— иные аналогичные документы.

Эти документы (их копии) передаются резидентом в уполномоченный банк одновременно со справкой о подтверждающих документах.

Паспорт сделки закрывается уполномоченным банком и передается резиденту:

— в связи с переводом паспорта сделки в другой уполномоченный банк;

— в связи с исполнением всех обязательств по сделке;

— в случае полного выбытия резидента из сделки при перемене лиц в обязательстве;

— при прекращении оснований для ведения паспорта сделки;

— в связи с отсутствием операций по сделке в течение более чем 180 дней с той даты завершения исполнения обязательств по контракту, которая будет отражена в графе 6 разд. 3 паспорта сделки.

 

Контролирующие субъекты

Контролирующие субъекты, ведущие наблюдение посредством паспортов сделок, — уполномоченные банки — агенты валютного контроля.

Роль уполномоченного банка состоит в том, чтобы отследить соблюдение сроков поступления валюты либо ввоз товаров, т.е. проследить за выполнением резидентом правил репатриации, установленных ст. 19 Закона о валютном регулировании, а также собрать статистическую информацию. Статистические данные и сведения о нарушениях уполномоченные банки передают в Банк России. Информация о нарушениях затем доводится этим Банком до Росфиннадзора.

В случаях когда требование репатриации неприменимо (займы и кредиты), уполномоченный банк накапливает информацию в целях учета и отчетности для передачи ее в Банк России в рамках работы валютного контроля как механизма обратной связи в государственном управлении финансами.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code