§ 5. Валютные ограничения офшорных (зарубежных) валютных операций резидентов

Зарубежные, или офшорные, операции никак не связаны с территорией РФ, но они могут затрагивать интересы государства в валютной сфере постольку, поскольку в таких операциях задействованы:

— резиденты; и (или)

— национальная валюта.

Традиционно предметом валютных ограничений зарубежных операций выступали только валютные операции, связанные с зарубежными банковскими счетами резидентов. Например, в 1990-е гг. российская компания могла открыть счет за рубежом, если получала на это индивидуальное разрешение Банка России. Цели использования счета прописывались в разрешении: как правило, это была либо оплата местных операций зарубежных обособленных подразделений компании (филиалов, представительств, стройплощадок), либо получение зарубежного финансирования — займов и кредитов от крупных иностранных банков.

Операции резидентов, связанные с использованием зарубежных счетов резидентов, и сейчас остаются единственным предметом воздействия валютного законодательства РФ на зарубежные валютные операции. Соответствующие нормы закреплены в ст. 12 Закона о валютном регулировании.

Есть подгруппа валютных операций, которая предстает относительно новым предметом валютного регулирования, получившим актуальность вследствие глобализации финансового рынка. Это либо поставочные, либо спекулятивные (арбитражные, расчетные) сделки с национальными валютами различных государств на глобальном межбанковском валютном рынке. Поскольку они существенно влияют на курс национальной валюты, некоторые государства, в частности Китай, применяют ограничения, препятствующие таким сделкам, хотя и постепенно смягчают эти ограничения.

Насколько можно уяснить, принцип работы этих ограничений, призванных воздействовать на операции вне пределов юрисдикции государства, основан на том, что если не будет предмета торговли, то не будет и самой торговли. Иначе говоря, китайским банкам запрещено продавать юани на внешнем валютном рынке, и исключения из этого правила единичны. Предложение юаней может возникнуть и вследствие того, что китайские импортеры и экспортеры могут рассчитываться юанями со своими партнерами на основании международных соглашений с отдельными странами. Такое соглашение, например, есть между Россией и КНР. Соответственно, определенный объем торговли такими замкнутыми валютами существует, но он невелик и сохраняет связь с товарным рынком, а значит, менее спекулятивен.

В России таких валютных ограничений нет.

 

Цель валютных ограничений

Валютное ограничение, или, точнее, группа однородных валютных ограничений, относящихся к счетам резидентов в зарубежных банках, в условиях мягкого валютного регулирования практически не имеет непосредственной цели, связанной с валютной политикой как таковой:

1) ограничения в отношении зарубежных счетов резидентов нужны государству прежде всего при реализации жесткого валютного регулирования как инструмент борьбы с бегством капитала в периоды внутренних валютных кризисов <1>; в совокупности с репатриацией они препятствуют оставлению валютной выручки (дохода) за рубежом и затрудняют перевод капитала из страны за рубеж;

———————————

<1> То есть локальных, а не глобальных валютных кризисов, подобных кризису августа 1998 г. в России. Если кризис глобальный, как финансовый кризис 2007 г., то нигде в мире не остается надежных банковских систем и надежных национальных валют. А раз нет стран — банковских убежищ или валют-убежищ, то нет и нужды бороться с утечкой капитала в такие убежища.

 

2) действующее валютное законодательство не устанавливает ограничений на легальный перевод капиталов из России, ограничиваясь мерами валютного контроля;

3) ограничения в использовании зарубежных счетов, препятствующие зачислению на них экспортной выручки, поддерживают действенность правила репатриации, значение которого, в свою очередь, в мягком валютном регулировании снижено;

4) дополнительная задача ограничений на использование зарубежных счетов — борьба с вытеснением национальной валюты из обращения внутри страны в условиях бегства от национальной валюты. Поскольку такого бегства не наблюдается, эта задача не может быть признана актуальной;

5) благодаря таким ограничениям расширяется круг действия валютного ограничения, предполагающего сосредоточение всех валютных операций резидентов в уполномоченных банках. Такое ограничение, будучи в принципе базовым для системы валютного регулирования, в условиях отказа государства от ограничений движения капитала сохраняет свое значение преимущественно как база для контроля (наблюдения, мониторинга) валютных операций;

6) одновременно совокупность ограничений в отношении зарубежных счетов резидентов имеет явно выраженный фискальный смысл, а меры контроля, сопровождающие эти ограничения, реализуются налоговыми органами, в этой части лишь формально отнесенными к числу агентов валютного контроля и исполняющими, по существу, свои повседневные функции текущего налогового контроля.

Таким образом, сохранение этих валютных ограничений и мер контроля, равно как и жесткой ответственности за их нарушение, может быть объяснено двумя причинами:

1) фискальной — государство использует инструмент, унаследованный от прежней жесткой системы валютного регулирования, для налогового контроля деловых операций и доходов своих резидентов (компаний, граждан) за рубежом;

2) контрольной — ограничение способствует максимальной концентрации валютных операций в подконтрольной зоне — на счетах в уполномоченных банках на территории РФ. Кроме того, государство использует не столько ограничения, сколько сопутствующую им систему сбора и накопления достоверной информации о зарубежных счетах, для того чтобы в ситуации валютного кризиса иметь возможность восстановить систему запретов на перевод капитала из страны, а также провести мероприятия по принудительной репатриации зарубежных вкладов резидентов.

 

Предмет, субъекты и содержание валютного ограничения

 

Предмет валютного ограничения составляют любые валютные операции резидентов, связанные со счетами в зарубежных банках, в том числе:

1) совершение сделок с зарубежными банками, направленных на открытие счетов и вкладов за рубежом;

2) использование зарубежных счетов для получения на них любых средств: выручки по торговым операциям, различные доходы, а также переводы с других банковских счетов того же лица;

3) использование средств на зарубежных счетах для расчетов и переводов третьим лицам;

4) переводы с зарубежных счетов на другие счета того же лица;

5) закрытие зарубежных счетов.

Статья 12 Закона о валютном регулировании не конкретизирует, какие именно организации следует считать зарубежными банками для целей применения порядка открытия и использования счетов.

Ориентироваться здесь можно на подход, закрепленный в ст. 1 Закона о валютном регулировании, пусть и по другому поводу. Это «кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств» <1>. Иначе говоря, если правоспособность иностранной организации в «домашней» юрисдикции охватывает такие же сделки, как и те, которые разрешены исключительно банкам и небанковским кредитным организациям по российскому законодательству <2>, то это — кредитная организация, банк в широком смысле слова. Хотя следует сразу согласиться, что связка «кредитная организация — читай, банк» представляется оспоримой. В случае открытия и использования резидентом счетов в нестандартных финансовых учреждениях без соблюдения российских валютных ограничений возможны споры. В качестве неточного, но простого практического правила можно рекомендовать ориентироваться на общепризнанные открытые источники информации — банковский альманах или каталог <3>: указанные в них финансовые учреждения практически бесспорно относятся к числу банков.

———————————

<1> Этот вопрос может возникнуть, если резидент открывает счет в какой-либо зарубежной или международной системе электронных денежных средств.

<2> См.: ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

<3> Этот источник официально применяется в налоговых отношениях, когда нужно подтвердить статус и страну происхождения иностранного банка (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ). «К таким общедоступным информационным источникам относятся, в частности, международные справочники «The banker’s Almanac» (издание «Reed information services» England) или международный каталог «International bank identifier code» (издание S.W.I.F.T., Belgium & International Organization for Standartization, Switzerland)» (п. 5.4 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150, действовавших в 2003 — 2012 гг.).

 

Субъектами, которым адресованы данные валютные ограничения, признаются любые резиденты — юридические и физические лица. Вопреки распространенному заблуждению, это ограничение касается наших граждан и в том случае, если их зарубежные счета никак не связаны с предпринимательством или частной практикой.

Для уполномоченных банков и некоторых других категорий лиц установлены исключения, о которых будет идти речь ниже.

Содержание валютного ограничения:

1) при открытии счетов (вкладов) в банках за рубежом валютных ограничений как таковых в настоящее время нет. Однако резидентам необходимо выполнить формальности, связанные с уведомлением налоговых органов России об открытии счета. Это не валютное ограничение, а мера контроля. Поскольку тем не менее зачислять средства на счет до уведомления налоговых органов нельзя <1>, эту меру можно рассматривать и как фактическое валютное ограничение;

———————————

<1> Уполномоченный банк не вправе перевести средства со счета нерезидента на его зарубежный счет, пока резидент не представит экземпляр уведомления об открытии счета с отметкой налогового органа о получении (абзац второй ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). Поскольку зарубежный счет открывается в другой стране, а уведомление налогового органа в электронной форме пока что не предусмотрено, резиденту потребуется время на посещение зарубежного банка, налогового органа и на передачу уведомления с отметкой в уполномоченный российский банк. Все это время пользоваться счетом он не может, за некоторыми исключениями. Таким образом, его право на использование счета ограничено, что и позволяет говорить о том, что норма о контроле превращается фактически в валютное ограничение, пусть и не самое обременительное.

 

2) справочно укажем, что при использовании счетов (вкладов) резиденты, кроме физических лиц и официальных учреждений России за рубежом, должны представлять налоговым органам отчеты о движении средств <1>. Это не валютное ограничение, а мера контроля, подробнее речь о ней пойдет в ч. II настоящего учебного пособия. Пользованию счетом (вкладом) эти формальности не препятствуют, следовательно, они не образуют фактических валютных ограничений;

———————————

<1> См.: ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании.

 

3) при получении средств на зарубежные счета (во вклады) общее правило сводится к тому, что, если иное не предусмотрено законом, перевести средства на зарубежный счет можно только из России, со счета резидента в уполномоченном банке <1>. На это важно обратить внимание, так как нарушение этого порядка карается очень жесткими штрафными санкциями.

———————————

<1> См.: ч. ч. 4 и 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании. Их следует применять в совокупности с абзацем вторым ч. 2 ст. 14, в котором указывается: «Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом» (выделено мной. — И.Х.). Для физических лиц норма ч. 4 ст. 12 дополняется нормой ч. 4 ст. 14, аналогичной по смыслу цитируемому правилу, адресованному юридическим лицам.

В отрыве от норм ст. 14 правило ч. ч. 4 и 6 ст. 12 на практике зачастую ошибочно понимают как разрешение резидентам переводить средства на зарубежные счета из России и затем их свободно использовать, а не как запрет иных способов получения средств на счет.

Однако предписания ст. 14 вполне однозначны: резиденты не могут использовать зарубежные счета для расчетов — значит, и для получения выручки, дохода, заработной платы и т.п. от кого бы то ни было (разумеется, кроме различных прописанных в этом Законе исключений). Резиденты не могут и использовать средства на счетах, иные, чем зачисленные в соответствии с валютным законодательством. Именно в ст. 14 законодатель демонстрирует, что в отношении режима зачисления средств на зарубежные счета применен разрешительный, а не общедозволительный метод правового регулирования. Разумеется, было бы лучше, чтобы это правило, коль скоро оно считается необходимым, было сформулировано однозначно и недвусмысленно.

 

Это правило — в некоторой степени логическое дополнение нормы о репатриации, так как не позволяет использовать зарубежные счета для получения выручки;

4) при расходовании средств действует правило, общий смысл которого сводится к тому, что резиденты не могут использовать зарубежные счета для платежей своим контрагентам на территории РФ, если иное не установлено законом. Норма поддерживает действие запрета на расчеты в иностранной валюте на территории РФ, потому что не позволяет обойти этот запрет, проведя расчеты за рубежом. Кроме того, она поддерживает правило о концентрации максимального количества валютных операций в уполномоченных банках на территории РФ. Эти задачи решает и указанное в п. 3 ограничение на получение средств на счет, но это не является его специальной задачей, так как поступать средства могут и от нерезидентов. Правило о доходах сопровождает репатриацию, правило о расходах сопровождает ограничения на валютные операции внутри страны.

Правило о расходах в действующем Законе о валютном регулировании несколько модифицируется в зависимости от того, идет речь о физических или о юридических лицах:

— физические лица не вправе осуществлять с зарубежного счета платежи, «связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации«;

— юридические лица не вправе рассчитываться с резидентами (кроме специально оговоренных этим Законом исключений).

Почему это сформулировано в Законе о валютном регулировании именно так, рационального объяснения нет. Представляется, что сформулированное в привязке к территории правило для физических лиц в целом точнее с точки зрения задач валютного ограничения, хотя указание на имущество и услуги выглядит несколько туманным (можно ли платить за работы и чем они отличаются от услуг; можно ли платить за ценные бумаги, авторские права и т.д.?). Негативная сторона правила состоит в том, что оно препятствует расчетам в международной интернет-торговле. Физическое лицо — резидент не может оплатить с зарубежного счета товар, который будет доставлен и «передан» ему в России, даже если продавец — нерезидент. Нужен синтез двух использованных законодателем формулировок: любой резидент не может производить с зарубежного счета:

— платежи резидентам за товары (работы, услуги), если товары (понимаемые здесь в широком смысле как любое имущество, включая фондовые и нематериальные активы) фактически передаются, а работы и услуги фактически исполняются на территории РФ;

— платежи нерезидентам за товары (в широком смысле) (работы, услуги), приобретаемые у нерезидентов, в случае фактического присутствия нерезидента на территории РФ <1>.

———————————

<1> Фактическое присутствие можно определять так, как это сделано для целей налога на добавленную стоимость в ст. 148 НК РФ:

«…на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо место жительства индивидуального предпринимателя».

К оговорке в скобках потребуется добавить упоминание о товарах.

 

Мнимые валютные ограничения

Запрещено ли открывать банковские счета в странах, не входящих в ФАТФ и ОЭСР. Распространенное заблуждение связано с формулировкой ч. 1 ст. 12 Закона о валютном регулировании: «Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)». Эту формулировку зачастую трактуют как запрет открывать счета в странах, не входящих в ФАТФ и ОЭСР. Такое заблуждение не назовешь вредным, оно скорее полезно, так как речь идет о странах, как правило, занимающихся недобросовестной налоговой конкуренцией и не сотрудничающих с другими странами в части раскрытия финансовой информации.

Тем не менее такого запрета ст. 12 Закона о валютном регулировании не содержит. Это было очевидно в прежней редакции статьи, ч. 3 которой указывала, что в других странах счета в банках открывать можно, но с ограничениями. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который отменил все прямые ограничения на валютные операции, связанные с движением капитала, среди прочего отменил и ограничения на открытие счетов в странах, не входящих в ФАТФ и ОЭСР. Однако, поскольку это было сделано простым механическим исключением ч. 3 из ст. 12, ч. 1 стала читаться как запрет. Тем не менее в намерения законодателя со всей очевидностью входила отмена ограничений, в том числе и на открытие счетов в сомнительных юрисдикциях, а не смена ограничения полным запретом.

То, что это действительно так, дополнительно подтверждается нормой абзаца второго ч. 3 ст. 26 Закона о валютном регулировании, которая распространяет правило об уведомлении налоговых органов, ранее действовавшее только в отношении счетов в странах — участницах ФАТФ и ОЭСР, на все счета за пределами территории РФ.

Исключения

Исключения по кругу субъектов:

1) валютные ограничения, связанные с открытием и использованием счетов за рубежом, не распространяются на уполномоченные банки (ч. 8 ст. 12 Закона о валютном регулировании), однако этой же нормой Банка России дано право устанавливать для них специальный порядок открытия зарубежных счетов (вкладов) и проведения операций с ними <1>;

———————————

<1> Какой-либо нормативный правовой акт Банка России, который устанавливает такой порядок, автору в настоящее время не известен.

 

2) по смыслу ч. 5 ст. 5 Закона о валютном регулировании ограничения, связанные с зарубежными счетами, не распространяются на Банк России, Правительство РФ и специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Федеральное казначейство и др.), поскольку они «осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений». Однако здесь есть нюанс, связанный с относительно узким пониманием валютных операций в ст. 1 Закона. Напомним, что в перечне валютных операций нет открытия счетов, это считается не валютной операцией, а неким иным действием, подпадающим под регулирование Закона. Так что, если подходить к делу строго формально, эти субъекты должны выполнять, как минимум, предписания Закона о валютном регулировании, связанные с открытием счетов (уведомление налоговых органов об открытии счетов, предоставление отчетов о движении средств по счетам).

Исключения по кругу валютных операций (очевидно, что они будут пересекаться с перечнями исключений из правил о запрете расчетов между резидентами в иностранной валюте, правил репатриации и о сосредоточении валютных операций в уполномоченных банках):

1) резидентам разрешено переводить средства на зарубежные счета (во вклады) со счетов в уполномоченных банках до подтверждения уполномоченному банку факта уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) в пределах сумм, требуемых законодательством соответствующей страны для открытия счета (вклада) <1>.

———————————

<1> См.: ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании.

 

Следует обратить внимание, что такое требование к минимальной сумме остатка на счете должно быть закреплено именно «законодательством», а не внутренними правилами банка;

2) непосредственно на зарубежные счета (во вклады), минуя уполномоченный банк, могут быть зачислены:

— на счета в банках в странах — участницах ФАТФ и ОЭСР — суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученных от организаций-нерезидентов, являющихся агентами правительств иностранных государств, а также кредитов и займов от любых резидентов государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет <1>;

———————————

<1> См.: абзац второй ч. 5 ст. 12 Закона о валютном регулировании.

 

— на счета юридических лиц — резидентов — валютная выручка, в случаях, когда ее разрешено не репатриировать в Россию. В частности, это валютная выручка, направляемая на выплаты по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет <1>, и т.п.;

———————————

<1> См.: ч. 5 ст. 12, а также п. п. 1 — 3 и 6 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании.

 

— платежи, связанные с бюджетным финансированием, в том числе финансированием различных официальных (дипломатических, консульских) учреждений Российской Федерации за рубежом <1>;

———————————

<1> См.: ч. 5 ст. 12, п. п. 10, 11 и 18 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании.

 

— переводы из России между физическими лицами <1> на сумму до 5 тыс. долл. либо, если это переводы между родственниками <2>, то без ограничения суммы. Следует обратить внимание, что исключение не распространяется на переводы с зарубежных счетов, перевод обязательно должен исходить из России;

———————————

<1> См.: ч. 5 ст. 12, п. п. 12 и 17 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании.

<2> См.: ч. 17 ст. 12 Закона о валютном регулировании: «…супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными)».

 

— на счета транспортных организаций — платежи за перевозку пассажиров и некоммерческого багажа от находящихся за рубежом резидентов и нерезидентов <1>;

———————————

<1> См.: ч. 5 ст. 12, п. 16 ч. 1 ст. 9 и абзац шестой ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании.

 

3) средства на зарубежных счетах могут быть использованы резидентами — юридическими лицами, в исключение из общего запрета на расчеты с резидентами, для валютных операций, которые можно обобщенно обозначить как местные расходы за рубежом (расчеты с персоналом представительств и т.п.) <1>. Их дополняют также случаи возврата средств в ситуациях, перечисленных выше (возврат бюджетного финансирования, возврат средств пассажирам и т.п.) <2>.

———————————

<1> См. перечень операций в ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании.

<2> Там же.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code