§ 5. Особенности правового положения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти как участников валютных отношений

Действующее валютное законодательство предусматривает особую категорию публично-правовых субъектов. Это специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, имеющие наряду с Правительством РФ и Банком России право проводить валютные операции всех видов без ограничений (ч. 5 ст. 5 Закона о валютном регулировании).

С точки зрения Закона о валютном регулировании выступающие в хозяйственных отношениях органы исполнительной власти считаются резидентами. В этом качестве они формально-юридически равны остальным резидентам, если иное не установлено Законом. Поэтому “по умолчанию” любые органы власти Российской Федерации, участвуя в валютных операциях, подвергаются тем же обременениям, что и обычные юридические лица – резиденты. В тех случаях, когда это может служить препятствием для выполнения ими публично-правовых функций (но не препятствием к ведению хозяйственной деятельности), государство наделяет их статусом “специально уполномоченных”. Так, если бы Минфин России (точнее, Федеральное казначейство как непосредственно исполняющая бюджетные операции служба в структуре Минфина России) проводил операции в сфере внешних заимствований и обслуживания государственного долга, открывая паспорта кредитных сделок в уполномоченных банках, это привело бы к дополнительной бюрократизации его работы. Это не имело бы смысла и с точки зрения валютного контроля, так как Минфин России отчитывается в порядке, установленном бюджетным законодательством, и дублировать бюджетный контроль необходимости нет.

Круг специально уполномоченных органов определяется Правительством РФ. К ним в настоящее время отнесены:

– Федеральное казначейство;

– Федеральная служба безопасности РФ;

– Министерство иностранных дел РФ;

– Министерство обороны РФ;

– Служба внешней разведки РФ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code