§ 3. Законодательство Российской Федерации о валютном регулировании

Валютное законодательство может пониматься в узком (как законы, акты представительной власти) и широком (как система источников валютного регулирования) смысле слова.

К валютному законодательству в узком смысле слова относится Закон о валютном регулировании.

Узкая трактовка термина «законодательство» — это только закон (законы) — нашла отражение в ч. 1 ст. 4 этого Закона:

«…валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации)».

Отметим, что каких-либо федеральных законов такого рода до настоящего времени не принято.

Наверное, узкая трактовка наиболее правильна, и ее использование законодателем свидетельствует о тенденции повысить нормативный уровень валютного регулирования, максимально сократить число правил валютного регулирования, определяемых подзаконными актами. Однако, поскольку в реальной жизни значительный объем нормативного материала, особенно в том, что касается валютного контроля, представлен нормами именно подзаконных актов, отказ от употребления термина «законодательство» в его широком значении был бы преждевременным. Без термина, указывающего на некий массив национальных нормативных правовых актов, являющихся источником валютного регулирования как подотрасли финансового права, не обойтись.

К валютному законодательству в широком смысле слова относятся наряду с Законом о валютном регулировании многочисленные подзаконные акты. Этот Закон называет их «акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля». Подзаконные акты, устанавливающие права и обязанности участников валютных операций, связанные с валютными ограничениями и мерами контроля, могут издаваться лишь в следующих случаях:

— акты органов валютного регулирования — Правительства РФ и Банка России — могут издаваться в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании;

— акты органов валютного контроля — Банка России и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — могут издаваться в случаях, когда это предусмотрено либо Законом о валютном регулировании, либо актами органов валютного регулирования, и не могут устанавливать валютные ограничения.

К таким актам тесно примыкают подзаконные акты, издаваемые Министерством финансов РФ (Минфин России) по вопросам регулирования исполнения функций валютного контроля находящимися в его ведении службами — Росфиннадзором и Федеральной налоговой службой (ФНС России). Эти подзаконные акты адресованы агентам валютного контроля, а не участникам валютных операций. Но их следует отнести, пусть и с оговорками, к валютному законодательству в широком смысле слова, так как они определяют работу валютного контроля как элемента валютного регулирования. Кроме того, они не устанавливают, но затрагивают права и обязанности подконтрольных субъектов — участников валютных операций, так как, например, регламентируют длительность проверок, порядок оформления актов проверок, порядок направления акта проверяемому лицу, т.е. вопросы хотя и служебные, но определяющие содержание отношений проверяющего и проверяемого лица в ходе контрольных мероприятий. Тем не менее, поскольку этот род актов адресован контролирующим службам, они не устанавливают таких обязанностей подконтрольных субъектов, за несоблюдение которых применялись бы меры юридической (административной) ответственности.

Для краткости изложения далее по тексту настоящего пособия термином «валютное законодательство», если иное не оговорено особо или прямо не следует из контекста, будет обозначаться именно законодательство в широком смысле слова, т.е. Закон о валютном регулировании и подзаконные акты в совокупности.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code