§ 3. Валютное регулирование и свободное совершение валютных операций: основные отличия

Правовой режим валютного регулирования — это середина между двумя вариантами валютной политики государства:

1) валютной монополией (вместо ограничений на проведение валютных операций вводится резкое ограничение круга субъектов, которым разрешены валютные операции);

2) свободным совершением валютных операций (ограничения отсутствуют).

Понимание юридического определения валютного регулирования позволяет ориентироваться, среди прочего, в полемике о существовании валютного регулирования в Западной Европе и США.

В США валютного регулирования нет ни в каком смысле — ни в широком, ни в узкоюридическом. Это единственная страна мира, которая не прибегает к экономическим мерам валютного регулирования как такового <1>. Это не означает, что резиденты США могут совершать международные платежи и переводы без каких-либо формальностей. Но природа этих формальностей и контроля иная — это мероприятия по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

———————————

<1> В этом утверждении есть, конечно, определенная доля условности. Для США национальная валюта, а также валюта внешних заимствований и международных расчетов в большинстве случаев совпадает — это доллар США. Тем самым меры денежной политики (например, изменение учетной ставки ФРС) будут одновременно работать как меры валютной политики, опосредованно влияя на курс доллара к другим валютам.

 

Страны Западной Европы, точнее, центральные банки этих стран, используют инструменты экономического валютного регулирования, а вот юридических валютных ограничений в том виде, в каком они известны нашему законодательству, в этих странах нет.

Поэтому с юридической точки зрения допустимо говорить, что в этих странах действует правовой режим свободного совершения валютных операций.

При свободном совершении валютных операций:

— в законодательстве нет норм, устанавливающих валютные ограничения;

— может частично сохраняться блок норм, устанавливающих меры валютного контроля, при этом такой контроль служит целям статистики, необходимой для корректировки экономических мер валютной политики государства.

Валютный контроль, таким образом, превращается в способ сбора информации. Кроме того, меры валютного контроля могут трансформироваться в меры борьбы с отмыванием денег.

В условиях финансовых или экономических кризисов даже страны, в которых действует режим свободного совершения валютных операций, могут время от времени прибегать к введению срочных ограничений. Это ограничения, препятствующие свободному движению капитала и направленные против спекулятивных <1> сделок, сопряженных с наибольшими рисками.

———————————

<1> Выражение «спекулятивная сделка» надо понимать в узкоспециальном смысле. Имеются в виду расчетные сделки, не сопровождаемые реальной поставкой валюты (их еще называют арбитражными). При этом такие сделки производятся с целью получить выигрыш, доход от изменения курса одной валюты по отношению к другой валюте.

От сугубо спекулятивных сделок надо отличать расчетные (арбитражные) сделки, заключаемые в целях хеджирования валютных рисков, т.е. направленные не на получение дохода, а на сокращение убытков, которые могут возникнуть в основной хозяйственной деятельности при изменении валютного курса. Убытки могут быть понесены, например, при росте курса иностранной валюты, в которой предприятие несет издержки по закупке запчастей, с одновременным падением курса национальной валюты, в которой предприятие получает выручку на внутреннем рынке.

 

Цель валютного регулирования всегда «оборонительная» — защита национальной валюты. Это справедливо для валютного регулирования, понимаемого как в широком, так и в узком смысле. Теоретически цель может формулироваться в позитивном ключе — не как защита национальной валюты от конкуренции других валют, а как выигрыш в конкурентной борьбе, т.е. превращение национальной валюты в одну из резервных валют и одну из мировых валют. Но достижение этой позитивной цели возможно при условии, что потенциальные зарубежные пользователи валюты не только доверяют ей, но и получают от ее использования деловые преимущества, а не дополнительные обременения.

Для достижения цели защиты используются валютные ограничения и контроль. Очевидно, что это не добавляет деловой привлекательности валюте, претендующей на успешную конкуренцию с валютами других эмитентов. Иными словами, при сходстве задач инструментарий достижения позитивной цели должен быть иным, нежели при достижении первичной негативно-защитной цели. Позитивной цели будет в наибольшей степени соответствовать режим свободного совершения валютных операций при сохранении экономических мер валютного контроля.

Проще говоря, валютное регулирование — первичный способ самозащиты государства, испытывающего затруднения в валютно-финансовой сфере. При выправлении ситуации меняется цель регулирования, от защиты государство может переходить к поддержке успеха национальной валюты в конкурентной борьбе. По мере смены цели режим валютного регулирования сменяется режимом свободного совершения операций. Однако в случае трудностей государство всегда вправе вернуться к валютному регулированию в более или менее жестком варианте.

Если в 1990-х и 2000-х гг. в мире преобладала тенденция к постепенному отказу от любых валютных ограничений, то после кризиса 2008 — 2009 гг. снова заметно движение в сторону возврата к валютному регулированию или его суррогатам. Очень показателен в этом смысле известный «Доклад Стиглица», в котором, в частности, говорится:

«У государств имеется ряд разнообразных политических инструментов для того, чтобы содействовать стабилизации финансовых потоков. В период кризиса, когда традиционные инструменты, такие как процентные ставки, становятся менее эффективными, они могут рассмотреть возможность введения временных ограничений или долгосрочного налогообложения на отток капиталов, а также количественных ограничений. В условиях финансового и экономического кризиса особенно государства могут посчитать необходимым ввести ограничения на отток капиталов, с тем чтобы расширить сферу действия своей кредитно-денежной политики» <1>.

———————————

<1> Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН («Доклад Стиглица») о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. М., 2010. С. 202.

 

Приведенная цитата, помимо демонстрации общей тенденции возврата к регулированию, хорошо иллюстрирует неотделимость валютной политики государства от кредитно-денежной и налоговой политики, что еще раз подтверждает связь валютного регулирования с финансовой деятельностью государства в целом.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code