§ 1. Возникновение потребности в государственном вмешательстве в «конкуренцию денег»

Во времена натурального товарообмена конкуренции валют разных эмитентов не было и не могло быть. Не было ее и после, когда люди стали использовать металлические деньги. Роль государства (короля, правительства, казначейства — в общем, представителей публичной власти) при чеканке своих монет и перечеканке иностранных состояла первоначально в удостоверении веса и качества драгоценного металла.

Соответственно, обращение тех или иных монет определялось в первую очередь привычкой и удобством. Так, талер, он же ефимок, т.е. ганзейская монета, был распространен среди купцов по всему миру. Монеты успешно обращались, как бы сказали сейчас, в роли евровалюты, на рынках, далеких от стран-эмитентов.

Появление в XVIII в. бумажных денег — сначала в виде долговых расписок крупных банков (банкнот), а затем и государственных денег, — помимо удобства для пользователей, сопровождалось и дополнительным удобством для эмитентов. Оно состояло в отпадении физического, естественного ограничителя количества денег в обращении — напечатать их можно было сколько угодно, если на то была санкция власти. Понимание того, что это приводит к обесцениванию денег, пришло не сразу. До 20-х гг. XX в. имели хождение вполне научные теории, возводившие платежную силу денег к авторитету выпускающего их государства <1>.

———————————

<1> Блестящий обзор этих теорий и их критики в трудах различных ученых содержится в упоминавшейся выше монографии Л.Г. Ефимовой «Банковские сделки: право и практика» (С. 187 — 188).

 

Масштабная эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к инфляции и гиперинфляции и, как следствие, к бегству населения от стремительно обесценивающейся валюты. Деньги, в платежную силу которых никто не верит, в обычных рыночных условиях проигрывают иностранным валютам более благополучных государств.

Неприятности государства, нарушившего эмиссионную дисциплину, таким образом, имеют свойство создавать порочный круг: чем дешевле деньги, тем больше их нужно государству для финансирования расходов. Налоговые поступления в национальной валюте обесцениваются. Для покрытия дефицита бюджета приходится выпускать все больше ничем не обеспеченных денег. В довершение всех бед все зарубежные расходы необходимо нести в твердой валюте, которую становится нереально приобретать на рыночных условиях из-за падения курса национальной валюты.

Оказавшись в такой ситуации в первой половине XX в., западноевропейские государства ввели валютное регулирование, т.е. систему мер, позволяющую защитить национальные валюты нерыночными методами. В СССР, в силу приверженности нерыночным методам решения экономических проблем, валютное регулирование было доведено до своего логического завершения — валютной монополии (1937 — 1991 гг.).

Общий смысл мероприятий сводился к тому, что население, промышленность и торговля лишались возможности бегства от национальной валюты. Административными мерами восстанавливался спрос на национальную валюту, стабилизировался ее курс, со временем становилось возможным накопить резервы («обеспечение») и вернуть доверие к национальной валюте эмитента. В более или менее жестких вариантах валютное регулирование продержалось в Западной Европе до конца 80-х гг. XX в. В России, Китае и ряде других государств оно сохраняется по сей день.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code