ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КООПЕРАЦИИ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАНИЯ

Современное законодательство ограничивает количество участников образовательной деятельности. Не каждое предприятие — юридическое лицо может осуществить программы профессиональной подготовки. Тем не менее спрос на образовательные услуги значителен, а возможности образовательных учреждений в части реализации задач по подготовке высокопрофессиональных кадров для бизнеса ограничены в силу объективных причин.

Устойчивое развитие страны во многом определяется стабильностью ее экономики, одним из элементов которой выступает рынок труда. Современная оценка показателей несбалансированности спроса и предложений в этой сфере, проведенная многими исследователями, указывает не только на то, что нарушена система взаимодействия бизнеса и образования. Для современного российского образования характерен дисбаланс между теоретической и практической подготовкой кадров, а также полная утрата направлений подготовки рабочих и специалистов. Поскольку они не только не востребованы производством, но и не успевают за бурно развивающейся сферой новых технологий.

Сдерживающими факторами восстановления этих систем, приведения их в единое поле социального партнерства являются слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, низкая корпоративная культура работников, слабая взаимосвязь образования, науки и предприятий и недостаточность ее нормативно-правового обеспечения, ограничение доступа к рынку услуг в сфере образования коммерческих организаций.

Современное развитие законодательства в сфере образования позволяет выделить два направления преодоления этих противоречий. С одной стороны, законодательство в сфере образования развивается по пути создания правовых институтов, позволяющих бизнесу участвовать в создании рабочих мест для молодых ученых и внедрения в производство научных разработок высших учебных заведений и научных организаций (Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 218, Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 219 и др.). С другой — по пути разработки правовых институтов для участия в образовательной деятельности неограниченного количества участников предпринимательского сообщества.

Началом кооперации бизнеса и образования можно считать принятие Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Этим Законом были внесены существенные поправки в ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Законодатель уже давно закрепил за образовательными учреждениями здания, сооружения, имущественные комплексы, земельные участки, разрешил пользоваться природными ресурсами в порядке, установленном законодательством РФ. Все эти объекты находятся в оперативном управлении, владении, пользовании и (или) распоряжении учреждений и служат на благо их уставных целей. Однако обилие этих объектов не позволяло до недавнего времени учебному заведению получать на базе таких ресурсов доходы от результатов своей интеллектуальной деятельности.

Федеральным законом N 217-ФЗ вузам предоставлено право быть участниками хозяйственных обществ без согласия собственника их имущества. Это важное допущение направлено на развитие автономности вузов, расширение их финансовой самостоятельности, увеличение инвестиций в развитие вузовской науки, создание мест для научной и производственной практики будущих специалистов. Хозяйственные общества учебных заведений позволяют им получать доход от практического применения (внедрения) созданных программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологии микросхем, секретов производства (ноу-хау), как владельцам исключительных прав на эти результаты интеллектуальной деятельности.

С принятием указанного Закона государственные и негосударственные вузы уравнены в праве быть учредителями коммерческих организаций.

Хозяйственные общества вузов могут быть созданы в форме открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Их правовое положение регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Имущество хозяйственного общества создается на основе вкладов его учредителей или участников, а также за счет произведенного или приобретенного в процессе деятельности имущества.

Следует отметить, что история таких организаций начинается с 1980-х годов, когда в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 13.03.1987 N 321 «Об образовании единой общегосударственной системы научно-технического творчества молодежи» при райкомах комсомола создавались подобные центры со значительными льготами. Базовой площадкой для таких центров становились технические факультеты вузов. Около 70% доходов от их деятельности оставалось в центре и тратилось на развитие собственного производства. Остальные средства отчислялись в общесоюзный фонд НТТМ и местные фонды НТТМ. Никакими налогами такие центры не облагались. К началу 1990-х годов было более 600 подобных организаций, в них были созданы новые рабочие места для молодежи.

Переход к новому государству, спад экономики, отъезд за границу значительной части научных кадров привели к практически полному исчезновению малых венчурных и инновационных фирм в нашей стране. Правовых оснований для функционирования таких центров не стало, что привело к значительному отставанию во внедрении и применении научных достижений в сфере производства, в технологическом развитии страны, разрушению имеющихся связей высшей школы с производством. Полулегальное существование вели созданные в 1990-е годы вузовские технопарки, которые позволяли профессорско-преподавательскому составу и студентам реализовывать свои научные идеи у себя на родине, не выезжая с этой целью за рубеж. Однако правовых оснований для существования таких технопарков не было.

Создание правовой базы в сфере малых инновационных предприятий следует считать важным условием формирования инвестиционной среды вузовской науки. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Поскольку финансовое обеспечение таких учреждений проводится на основе сметы, не всегда возможно предусмотреть физические затраты на организацию создаваемого хозяйственного товарищества. Следует считать положительным возможность создания в учебном заведении структур, которые выступают не только посредником между вузовской наукой и производством в части продвижения своих результатов интеллектуальной деятельности на рынок. Правовое обеспечение процедуры получения самим вузом доходов от внедрения таких результатов — это значительный шаг вперед по вопросу развития его финансовой самостоятельности и легализации статуса временных научно-исследовательских коллективов.

Поддержка развития кооперации высших учебных заведений и предприятий нашла реализацию в двух документах, принятых Правительством РФ в один день.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 218 «О мерах государственной поддержки кооперации российских высших учебных и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» содержит положения о финансовой помощи (субсидии) Российской Федерации организациям, которые могут заказывать научно-исследовательский проект высшему учебному заведению и направлять на реализацию этого проекта собственные средства в размере 100% объема этой помощи. Причем доля затрат на научно-исследовательские работы в рамках такого финансирования со стороны организаций не должна быть менее 20%. Важно и то, что организация, которая допущена к участию в такой финансовой помощи, обязана предоставлять в течение не менее 5 лет после окончания действия договора (соглашения) информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объемах выпускаемой продукции. Правительство РФ выделяет такой организации субсидию на 3 года в размере до 100 млн. рублей.

Для бизнеса такой шаг со стороны государства является своеобразной «подушкой безопасности», а со стороны развития собственного производства развитие рыночных отношений — это путь внедрения новых наукоемких технологий. Для образовательного учреждения это не только поддержка развития науки, это еще изменение стратегии развития программ профессиональной подготовки обучающихся.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» представляет собой акт, фиксирующий реальные шаги государства по изменению состояния научных исследований и подготовки кадров для современных производств, созданию инновационной среды образовательного учреждения. В рамках конкурсного отбора высшему учебному заведению предоставляется субсидия на развитие инфраструктуры образовательных, учреждений и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программное обеспечение необходимое для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям; правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения; реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства; стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру; консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний.

Своевременной представляется идея, представленная в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», допустить к участию в образовательной деятельности не только субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей), но и разные по статусу коммерческие организации. Согласно новой модели образования право на занятие образовательной деятельностью получат не только образовательные учреждения, научные организации, но и иные организации, способные осуществлять обучение. Для организаций, осуществляющих обучение, образовательная деятельность будет дополнительным видом деятельности. Они независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности смогут осуществлять деятельность по реализации программ профессионального обучения и программ дополнительного профессионального образования. Они смогут не только учреждать образовательное учреждение, но и создать у себя структурное подразделение, например, отдел по подготовке и переподготовке специалистов, и осуществлять обучение в соответствии с законодательством об образовании и уставом организации. Лицензию на образовательную деятельность организация обязана будет получать на каждый свой филиал или структурное подразделение, осуществляющее такую деятельность, оказывающее услуги в сфере образования.

Болотова Е.Л.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code