ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В условиях активизации торговли, появления новых форм и способов ее осуществления возникает острая необходимость ее правового обеспечения в целях защиты прав и законных интересов участников торгового оборота. Явным заблуждением здесь будет представление о том, что в этом вопросе можно рассчитывать на различные инструменты саморегулирования рынка, поскольку даже в странах с развитой экономикой можно встретить детальную регламентацию различных аспектов торговой деятельности.

Анализ российского законодательства позволяет говорить о целом ряде проблем в правовом регулировании торговой деятельности. Наибольшую озабоченность вызывает бессистемность его осуществления, естественным следствием которой является большое количество пробелов, восполнить которые довольно трудно в отсутствие устоявшихся представлений о предмете торгового права и пределах государственного вмешательства в сферу торгового оборота.

Существует мнение, что при определении предмета торгового права стоит ограничиться сферой оптового товарооборота <1>. Однако подобный подход вряд ли оправдан, поскольку специфика розничного товарооборота нередко предопределяет и особенности организации оптового. Серьезным вопросом, подлежащим решению при определении предмета торгового права, является возможность включения в него правового регулирования внешней торговли, частноправовые аспекты осуществления которой (в частности, вопросы внешнеторгового посредничества) фактически остаются вне правового поля.

———————————

<1> См.: Андреева Л.В. Теоретические проблемы коммерческого права России: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 44; Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. М.: Юристъ, 2008. С. 15.

 

Дискуссионным остается вопрос о возможности отнесения к предмету торгового права потребительских отношений, место которых в системе права вообще определяется по-разному. Как представляется, вопросы защиты прав потребителей целесообразно рассматривать именно в рамках торгового права, поскольку именно исходя из этого устанавливается большинство требований к организации торговли. Не случайно осознание потребности правовой защиты потребителей перевернуло представления о системе и содержании торгового права в Европе, где соответствующие отношения регламентируются более детально, что позволяет даже выделить несколько направлений регулирования: 1) требования к рекламе как отношениям, непосредственно предшествующим заключению договора; 2) содержание условий договора; 3) средства правовой (в том числе судебной) защиты в случае его нарушения <2>.

———————————

<2> См.: Тихоновецкий Д.С. Правовое регулирование договоров с потребителями в европейском праве // Закон. 2003. N 10. С. 96.

 

Очерчивая круг отношений, включаемых в предмет торгового права, необходимо определить, стоит ли его ограничивать собственно торговыми операциями или есть необходимость затронуть деятельность, обслуживающую торговлю, без которой ее осуществление будет трудно реализуемо. Проблема заключается в том, что состав этих отношений определяется по-разному как в российской, так и в зарубежной науке.

К предмету торгового права также следует относить вопросы государственного регулирования торговой деятельности, которые необходимо рассматривать так же, как и вопрос о присутствии публично-правовых элементов в гражданском праве, вызванных реализацией публичных интересов. Последние включают в себя: 1) государственные интересы в той их части, которая отражает интересы общества в целом; 2) общественные интересы, понимаемые как интересы гражданского общества в той степени, которая соответствует уровню их познания и которая может быть обеспечена правовой защитой через реализацию многочисленных требований к участникам торговли, реализуемым ими товарам и т.п.

При этом принципиально важным является вопрос о пределах государственного вмешательства в сферу торгового оборота. С одной стороны, излишняя опека со стороны государства представляется нежелательной. С другой — вмешательство должно быть достаточным для обеспечения защиты интересов участников торгового оборота. Причем анализ зарубежного законодательства показывает, что уровень развития рыночных отношений практически не связан с детальностью их регламентации законодателем. Так, необходимость создания равных условий осуществления торговой деятельности побуждает законодателя в странах Западной Европы (Италия, Испания и др.) регулировать даже режим работы предприятий торговли, а также нормативно определять начало и окончание сезона скидок. Законодательно регламентируется деятельность органов власти по региональному планированию, программированию и государственному финансированию в сфере торговли <3>. Осуществление торговли в общественных местах иногда допускается только по специальному разрешению муниципалитета, использование которого предполагает внесение регулярных платежей в бюджет <4>.

———————————

<3> См., например: Norme di programmazione per l’insediamento di attivita commerciali nel veneto: Legge regionale 13 agosto 2004. N 15 (BUR N 81/2004). URL: www.consiglioveneto.it/crvportal/leggi/2004/04lr0015.html.

<4> См.: Legge provinciale sul commercio (Autonoma di Trento): Legge provinciale 30 luglio 2010. N 17. URL: www.consiglio.provincia.tn.it/banche_dati/codice_provinciale/clex_documento_camp.it.asp?pagetype=trov&type=testo&app=clex&at_id=21791&blank=Y&ZID=685694.

 

Самостоятельной проблемой является отсутствие четкого определения законодательной компетенции федерального центра и регионов. Складывается впечатление, что последние опасаются так или иначе выйти за пределы предоставленных полномочий, несмотря на то, что реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ, разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности отнесены к их компетенции. Следует критически отнестись и к определению нормотворческих полномочий органов местного самоуправления. Предполагается, что в области регулирования торговой деятельности они лишь создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, которые, кстати, законодательно не определены (ч. 2 ст. 6 Закона). При этом законодатель ограничивается определением перечня мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в целях содействия развитию торговой деятельности (ч. 2 ст. 17 Закона). Между тем многие вопросы решаются именно на муниципальном уровне, где качество правового регулирования, особенно в условиях крайней пробельности торгового законодательства, иногда оказывается на порядок выше регионального и даже федерального.

Говоря о развитии регионального торгового законодательства, нельзя не отметить наметившуюся негативную тенденцию дублирования норм федерального законодательства и сворачивание региональной инициативы по мере появления федеральных законов, что фактически делает бессмысленным разграничение компетенции центра и регионов в данной сфере. Законы, принятые в субъектах Российской Федерации в последние годы, преимущественно касаются вопросов реализации государственных полномочий субъекта в сфере регулирования торговой деятельности, но ничего не добавляют по существу. Ряд вопросов, правда, регулируется на подзаконном уровне <5>. Но речь в основном идет о ярмарочной и рыночной торговле.

———————————

<5> См., например: Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденный Постановлением Правительства МО от 27.10.2011 N 1288/44 // Информационный вестник Правительства МО. 2011. N 12 (часть 3).

 

Между тем, как показывает зарубежный опыт, именно регионы нередко становятся движущей силой развития правового регулирования торговли, опровергая сложившиеся стереотипы. Так, законодательство Италии традиционно рассматривается как свидетельство отказа от идеи дуализма частного права. Однако процессы, происходящие на уровне автономий, подобные выводы опровергают. Ярким примером тому может служить законодательство Тосканы, где в 2005 г. был принят Торговый кодекс <6>. Он включает 113 статей, регулирующих оптовую и розничную торговлю, включая различные формы ее осуществления, определяющих статус торговых центров, аутлетов, особенности торговли на публичных территориях (дорогах, площадях и т.п.). По пути частичной кодификации торгового законодательства пошла и Ломбардия, где в 2010 г. был принят Единый региональный закон о торговле и ярмарках <7>.

———————————

<6> См.: Codice del Commercio: Legge regionale 7 febbraio 2005. N 28. URL: www.regione.toscana.it/regione/multimedia/RT/documents/1239890870543_legge-2005-00028.pdf.

<7> См.: Testo unico delle leggi regionali in materia di commercio e fiere: Legge Regionale 2 febbraio 2010. N 6 // www.commercio.regione.lombardia.it.

 

Стоит обратить внимание и на законодательство Испании, где разграничение компетенции центра и регионов преимущественно осуществляется по предметному признаку. Торговый кодекс Испании 1885 г. <8> преимущественно закрепляет статус участников торгового оборота и договоры, опосредующие торговую и сопутствующую ей деятельность. На региональном уровне гораздо больше внимания уделяется правовому регулированию организационных аспектов торговли. В частности, детально регламентируется порядок проведения мероприятий по стимулированию сбыта с позиции защиты прав и законных интересов потребителей. Так, законы Андалусии и Галисии о внутренней торговле <9> определяют особенности продажи товаров со скидкой, проведения рекламных акций, реализации товаров при ликвидации предприятий торговли, распродажи остатков и т.п.

———————————

<8> См.: URL: noticias.juridicas.com/base_datos/Privado/cc.l4t4.html#c2.

<9> См.: Ley 1/1996, de 10 de enero, de Comercio Interior de Andalucia. URL: noticias.juridicas.com/base_datos/Derogadas/r7-an-l1-1996.html; Ley 13/2010, de 17 de diciembre, del comercio interior de Galicia. URL: www.noticias.juridicas.com/base_datos/CCAA/ga-l13-2010.html.

 

В целом можно констатировать, что проблемы правового регулирования торговой деятельности могут быть решены при условии формирования единообразного подхода к предмету и пределам правовой регламентации торговли, принятия на федеральном уровне закона, закладывающего общие начала правового регулирования торговли и способного стать системообразующим документом, обозначающим направления нормативного регулирования торговли на региональном и местном уровнях.

Батрова Т.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code