ПРАВОВОЙ СТАТУС ОПЕРАТОРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Правоотношение по железнодорожной перевозке грузов характеризуется множественностью его участников. В качестве основных участников данных правоотношений можно выделить перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельца железнодорожных путей необщего пользования, оператора железнодорожного подвижного состава, экспедитора. Деятельность каждого из них регулируется действующим законодательством в разной степени.

В связи с тем что в настоящее время ОАО «РЖД» не обладает подвижным составом на праве собственности, а вагоны и контейнеры для осуществления перевозки все чаще предоставляются операторами железнодорожного подвижного состава, на наш взгляд, правовой статус данного участника правоотношения по перевозке грузов заслуживает особого внимания.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о железнодорожном транспорте) оператором железнодорожного подвижного состава является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 2.

 

В целях обеспечения своей деятельности операторы железнодорожного подвижного состава (далее — операторы) заключают с ОАО «РЖД» договоры об организации перевозки или организации расчетов за грузоперевозки. В результате чего им открывается единый лицевой счет (ЕЛС), с которого они могут осуществлять оплату за перевозку грузов. Операторы оказывают своим клиентам услуги по организации расчетов с перевозчиком за перевозку груза и по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозки груза. Первая обязанность на основании п. 1 ст. 785 ГК РФ возлагается на грузоотправителя, вторая — на перевозчика (ст. 791 ГК РФ). Однако на протяжении последних лет исполнение этих обязанностей в основном лежит на операторах.

Наиболее крупные операторы оказывают более широкий спектр услуг, связанных с перевозкой грузов, полностью оградив своего клиента от всех процедур. Они обеспечивают не только организацию расчетов с перевозчиком и предоставление подвижного состава, но и оформление перевозочных документов, предъявление и выдачу груза, погрузочно-разгрузочные работы, проверку соответствия груза требованиям о таре, упаковке, маркировке, страхование грузов, таможенное оформление, диспетчерское слежение, уведомление о доставке и прочие услуги.

На наш взгляд, определение оператора, данное в ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте, является не полным, так как операторы не только участвуют в осуществлении перевозочного процесса на основе договора с перевозчиком, но и оказывают услуги клиенту по предоставлению подвижного состава, контейнеров, для осуществления перевозки грузов, на основе договора, заключаемого с клиентом. Поэтому считаем, что данное определение необходимо изложить следующим образом: «оператор железнодорожного подвижного состава — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком и с пользователями услуг железнодорожного транспорта в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров». При этом термин «пользователи услуг железнодорожного транспорта» употребляется в значении, данном в ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте, и означает пассажира, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующихся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.

Операторы приобретают различный железнодорожный подвижной состав, заключая договоры купли-продажи, поставки, финансовой аренды (лизинга), аренды, оказания услуг. При этом обычно приобретаются только различные виды вагонов и контейнеров. Немногие имеют возможность приобрести в собственность локомотивы, да и пока ОАО «РЖД» сохраняет монополию на перевозки, приобретение магистральных локомотивов нецелесообразно.

Согласно ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте основы правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день основы деятельности операторов не определены в связи с тем, что по данному вопросу между заинтересованными лицами возникли серьезные противоречия.

В январе 2012 г. на сайте Министерства транспорта РФ был опубликован проект Положения «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов» <2> (далее — проект Положения).

———————————

<2> URL: http://www.mintrans.ru (по состоянию на 09.02.2012).

 

Проектом данного Положения (п. 8) предусмотрено, что оператор железнодорожного подвижного состава обязан владеть железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином праве в количестве не менее 1000 единиц. Именно вокруг этого требования развернулись основные споры. Противники данной инициативы указывали, что это может привести к ограничению конкуренции и что величина парка вагонов не влияет напрямую на качество работы перевозчиков. Кроме того, выдвигаемые к операторам требования о наличии в парке не менее тысячи вагонов не соответствуют определению оператора железнодорожного подвижного состава, поскольку в Законе о железнодорожном транспорте нет никаких ограничений по количеству вагонов.

Сторонники установления количественного ценза согласны с тем, что данное требование уменьшит количество участников рынка, но считают это вынужденной мерой, необходимой для разумного сокращения числа операторов и наведения порядка на этом рынке.

В результате споров Министерство транспорта РФ подготовило новую редакцию проекта данного Постановления, в котором операторы разделены на пять категорий. Первая — сетевые операторы, которые владеют подвижным составом (различных родов) в количестве не менее пяти тыс. единиц. Вторая — региональные, у которых менее пяти тыс. вагонов и предоставляют они свой подвижной состав «преимущественно на определенных направлениях». В третью вошли специализированные операторы, которые предоставляют клиентам вагоны для перевозки определенной номенклатуры грузов. Операторы четвертой категории работают лишь с определенными клиентами. И, наконец, пятая категория — это операторы, которые действуют в сфере контейнерных перевозок. Операторы могут переходить из одной категории в другую, если поменялся их статус, но при этом они должны уведомлять о таком изменении Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Министерство транспорта. Разделение на группы необходимо в информационных целях для того, чтобы все грузоотправители знали, к кому обращаться в поисках услуги перевозки. В настоящее время эта редакция рассматривается заинтересованными лицами.

Как известно, самые крупные аварии на железнодорожном транспорте связаны с нарушением Правил перевозки опасных грузов. Поэтому операторов, действующих в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов, по нашему мнению, необходимо выделить в отдельную группу. Причем не просто в информационных целях, а с установлением требований к минимальному количеству вагонов, контейнеров, к квалификации работников, наличию в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями. В связи с тем что аварии с опасными грузами влекут не только причинение вреда имуществу, но также жизни или здоровью граждан, окружающей среде, необходимо предусмотреть обязательное страхование деятельности данной категории операторов.

Пунктом 3 проекта Положения предусмотрено, что оператор и клиент взаимодействуют на основании договора на оказание операторских услуг (услуг по предоставлению подвижного состава), который представляет собой гражданско-правовую сделку, в соответствии с которой одна сторона — оператор — принимает на себя обязательство по оказанию операторских услуг другой стороне — клиенту, а клиент обязуется принять и оплатить оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренном договором.

Какова же правовая природа договора на оказание операторских услуг? Ведь этот вид договора не предусмотрен ГК РФ. Судебная практика не выработала единого подхода к квалификации данных отношений. В одних случаях суды отмечают, что присутствие элементов других договоров, агентирования и аренды не противоречит ч. 1 ст. 801 ГК РФ, но превращает договор транспортной экспедиции в смешанный, с элементами аренды вагонов. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2005 по делу N 09АП-7358/04-ГК указано, что истцом и ответчиком был заключен договор транспортной экспедиции. Согласно договору грузоотправитель поручает, а экспедитор обязуется выполнять за вознаграждение транспортные услуги по перевозке газового конденсата железнодорожными цистернами, а также оперативное обслуживание перевозки и поддержание в технически исправном состоянии подвижного состава, используемого для перевозки грузов. Экспедитор также обязуется предоставить грузоотправителю (ответчику) по его заявке необходимое количество исправных порожних цистерн под погрузку и транспортировку газового конденсата. Суд указал, что договор является смешанным, содержащим элементы договора транспортной экспедиции и договора аренды движимого имущества.

В других случаях суды приходят к выводу, что стороны заключили договор транспортной экспедиции, при этом предоставление истцом вагонов для перевозки является, в соответствии со ст. 801 ГК РФ, обязанностью, связанной с перевозкой. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2008 по делу N А56-10937/2006 установлено, что между экспедитором и клиентом заключен договор транспортной экспедиции, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией экспедитором внутрироссийских перевозок по территории российских железных дорог с использованием собственного (арендованного) подвижного состава экспедитора или его контрагентов. Кассационная инстанция сделала вывод, что данный договор представляет собой договор транспортной экспедиции, а не смешанный договор, содержащий элементы договора транспортной экспедиции и аренды.

Таким образом, вопрос квалификации договора на оказание операторских услуг не является однозначным и нуждается в урегулировании на законодательном уровне.

По нашему мнению, при дальнейшем развитии законодательства в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом и выделении из железнодорожного тарифа инфраструктурной составляющей именно операторы смогут стать перевозчиками и составить конкуренцию ОАО «РЖД». Поэтому определение правового статуса операторов железнодорожного подвижного состава имеет особое значение. К операторам, действующим в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов, законодательством должны предъявляться специальные требования.

Ахрем Т.П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code