СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ

В последнее время законодательство об акционерных обществах и рынке ценных бумаг претерпело значительные изменения. Так, были усовершенствованы правила раскрытия информации на рынке ценных бумаг, введено требование о составлении и раскрытии консолидированной (финансовой) отчетности, составленной по международным стандартам, в практику внедрены механизмы приобретения крупных пакетов акций.

На наш взгляд, с учетом поступательного развития акционерного законодательства Российской Федерации и законодательства о рынке ценных бумаг также должны совершенствоваться и правила объявления и выплаты дивидендов.

В настоящее время порядок объявления и выплаты дивидендов акционерными обществами регулируется гл. V Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.) <1> (далее — Закон).

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2009. N 29. Ст. 3618.

 

Применительно к акционерным обществам — холдингам, состоящим из большого количества акционеров, существующие нормы зачастую не позволяют акционерам в полной мере реализовать их права, а иногда действующий порядок реализации их прав влечет значительные расходы для акционерного общества, что в итоге снижает его акционерную стоимость.

Совершенствование правового регулирования выплаты дивидендов видится по следующим направлениям.

1. Совершенствование механизма выплаты дивидендов.

1.1. Цель 1 — сокращение издержек эмитента на осуществление процедуры.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 42 Закона список лиц, имеющих право получения дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов. Для составления списка лиц, имеющих право получения дивидендов, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.

Таким образом, дивиденды выплачиваются тем лицам и по тем реквизитам, которые указаны в реестре владельцев ценных бумаг на дату составления соответствующего списка лиц.

Пункт 5 ст. 44 Закона устанавливает, что лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. В случае непредставления им такой информации общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.

Как свидетельствует практика, непредставление акционером названной выше информации, в частности о реквизитах для выплаты дивидендов, влечет для акционеров ущерб в форме упущенной выгоды. Для акционерного общества и, соответственно, для остальных его акционеров такое поведение отдельного акционера влечет денежные расходы, связанные с оплатой:

а) комиссий за банковский или почтовый перевод;

б) комиссий за получение возврата дивидендов, направленных по ненадлежащим реквизитам;

в) расходов по идентификации возвратов;

г) услуг агента, привлекаемого для выплаты дивидендов (выплата акционерам дохода в 60-дневный срок без привлечения агента крайне затруднительна).

С учетом низкой финансовой грамотности населения данные, содержащиеся в реестрах акционеров, содержат устаревшую информацию, и перечисленные денежные средства возвращаются на счет эмитента. Так, из-за отсутствия корректно предоставленных акционерами сведений о банковских реквизитах и почтовых адресах общее количество возвратов и невыплат составляет около 80% общего количества платежей, которые должны быть совершены.

Поскольку предполагается, что убытки за непредставление обновленной информации должен нести акционер, а не эмитент, представляется целесообразным установить правило, согласно которому дивиденды выплачиваются только в безналичной форме банковским переводом.

1.2. Цель 2 — соблюдение прав акционеров на применение установленной налоговым законодательством ставки налога на доходы в виде дивидендов (налога на прибыль для юридических лиц).

В настоящее время, согласно п. 2 ст. 214, п. 2 ст. 275 Налогового кодекса РФ, если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, последняя признается налоговым агентом, и она же определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по предусмотренной Налоговым кодексом ставке.

При раскрытии номинальными держателями информации о своих клиентах с целью выплаты дохода зачастую невозможно определить гражданство физического лица. В этой связи эмитент с целью исключения налоговых рисков вынужден применять максимальную ставку налогообложения. В отношении же юридических лиц эмитент применяет льготный порядок налогообложения только при наличии комплекта подтверждающих документов. Между тем с учетом 60-дневного срока выплаты дивидендов документы, подтверждающие льготы, поступают к эмитенту уже после фактической выплаты таким лицам дивидендов, и указанным акционерам приходится обращаться в налоговые органы для применения льгот.

Считаем целесообразным предусмотреть, что эмитент является налоговым агентом только в отношении доходов лиц, зарегистрированных в реестре акционеров напрямую. При этом налоговым агентом лиц, учитывающих ценные бумаги в депозитариях, должны являться соответствующие депозитарии.

Таким образом, в список лиц, имеющих право на получение дивидендов, должен включаться номинальный держатель.

2. Введение «гибких» правил определения базы для выплаты дивидендов.

2.1. Вид применяемой отчетности.

В соответствии со ст. 42 Закона источником выплаты дивидендов является чистая прибыль, определяемая по данным бухгалтерской отчетности общества <2>.

———————————

<2> Подробнее об источнике выплаты дивидендов См.: Чучаева С.Ю. Дивидендная политика: учет результата переоценки финансовых вложений // Финансы и кредит. 2010. N 14 (398). С. 22.

 

Открытые акционерные общества, обязанные раскрывать информацию на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета, составляют отчетность по нескольким стандартам: по РСБУ и МСФО (указанная обязанность установлена федеральными законами, в том числе ФЗ от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной (финансовой) отчетности») <3>.

———————————

<3> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

 

Необходимо заметить, что показатели чистой прибыли в каждом случае могут иметь разные значения. Компании зачастую определяют, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, исчисленной на основе российского законодательства, но размер дивидендных платежей ставят в зависимость от чистой прибыли, определяемой согласно отчетности, составленной по МСФО. При этом показатели консолидированной отчетности могут либо превышать соответствующие показатели неконсолидированной отчетности по РСБУ, либо, наоборот, быть меньше.

Правительство РФ разработало рекомендации для своих представителей в органах управления акционерных обществ, собственником акций которых выступает Российская Федерация (распоряжение от 29.05.2006 N 774-р <4>). Согласно данным рекомендациям при определении размера дивидендов в акционерном обществе, имеющем дочерние общества, необходимо использовать показатели сводной (консолидированной) отчетности.

———————————

<4> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2545.

 

Действительно, консолидированная отчетность, особенно составленная в соответствии со стандартами МСФО, демонстрирует более объективную картину финансового состояния эмитента по сравнению с неконсолидированной отчетностью, составленной по РСБУ. Кроме того, такая отчетность понятна иностранным инвесторам. Указанные рекомендации, однако, не имеют силы закона.

Статья 42 Закона не конкретизирует, какие стандарты отчетности должно использовать акционерное общество, при этом оба стандарта являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Такое несоответствие может повлечь сложности в принятии решений об объявлении дивидендов.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 43 Закона общество не вправе объявлять дивиденды, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения. Согласно п. 4 указанной статьи, общество не вправе выплачивать дивиденды, если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов.

Указанные нормы также не конкретизируют стандарты применимой отчетности, хотя из формулировок («бухгалтерская отчетность») предполагается, что это отчетность, составляемая в соответствии с РСБУ.

На наш взгляд, необходимо предоставить эмитентам свободу выбора стандартов отчетности для определения базы для расчета дивидендов, при этом правила ограничения на их объявление (выплату) также должны корреспондировать с видом отчетности, который использует эмитент.

2.2. Бумажная прибыль (убытки).

Необходимо отметить, что показатели прибыли холдинговых компаний, владеющих акциями обществ, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, зависят в том числе от рыночных котировок таких акций, которые учитываются при переоценке финансовых вложений в соответствии с правилами бухгалтерского учета и учетной политикой акционерного общества.

Размер данной переоценки не может объективно влиять на сумму прибыли, которая могла бы быть распределена между акционерами. Кроме того, учет бумажной прибыли или убытков можно регулировать дивидендной политикой общества, утверждаемой его органами управления.

Однако при наличии бумажного убытка, в результате которого показатель чистой прибыли акционерного общества снижается до нуля или отрицательной величины, возникает ситуация, при которой общество, имеющее реальную прибыль от операционной деятельности, не может принимать решение о выплате дивидендов в силу ограничений, предусмотренных ст. 43 Закона.

В этой связи представляется целесообразным изменить формулировку абз. 5 п. 1 ст. 43 Закона, изложив ее в следующей редакции:

«если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения без учета убытка от переоценки финансовых вложений«.

3. Расширение перечня случаев образования дробных акций.

3.1. Выплата дивидендов акциями.

Согласно абз. 2 ст. 42 Закона общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом.

Если на выплату дивидендов направлять выкупленные обществом собственные акции, то при текущем правовом регулировании каждому акционеру может быть распределена как минимум одна целая акция. При этом выплата дивидендов акциями будет означать, что на балансе общества должно быть 100% выкупленных акций, что невозможно в силу Закона.

Представляется целесообразным расширить перечень случаев образования дробных акций, содержащийся в п. 3 ст. 25 Закона, дополнив его случаем выплаты дивидендов акциями.

3.2. Программы реинвестирования дивидендов.

Названные программы получили широкое распространение на зарубежных рынках и позволяют акционерам, вступившим в такие программы, получать акции вместо денежных дивидендов. В силу того что акционерам может быть распределена только целая акция, запуск таких программ в России становится затруднительным. Это сдерживает рост российского класса инвесторов и может негативно сказаться на реализации проекта по созданию в России международного финансового центра.

Чучаева С.Ю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code