§ 2. Формы, средства и методы обучения

Прикладная направленность учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», сформированной с учетом реальных условий и особенностей следственной практики, определяет специфику организации и проведения учебных занятий, направленных на формирование специальных профессиональных знаний, умений и навыков по организации и производству расследования преступлений.

Особенностями организации учебного процесса являются:

1) метод формирования интегрированных тем учебных занятий, включающих в себя нормативно-правовые, теоретические и практические аспекты темы, подлежащей рассмотрению в рамках учебного занятия;

2) системный подход к формированию тематики учебных занятий, при котором каждая последующая тема занятий логически увязана с предыдущей, а все они, в целом, выстроены с учетом единой фабулы учебного уголовного дела (практикума), в контексте которого рассматриваются изучаемые проблемы и выполняются практические задания;

3) метод целеполагания и ценностных характеристик при котором одним из обязательных условий проведения занятия является рассмотрение вопроса о целях соответствующих действий следователя в конкретной процессуальной ситуации; о юридическом (а иногда и социальном) значении его действий и решений; о правовых (а иногда и социальных) последствиях его процессуальной деятельности или бездеятельности; о морально-нравственных ориентирах следователя в контексте обсуждаемой проблемы;

4) обязательное выполнение практических заданий в письменном виде, предполагающее приобретение учащимися необходимых навыков работы со служебными документами вообще и с процессуальными документами в частности, т.е. навыков по их составлению, оценке правильности их формы и содержания; пониманию их юридического значения; формирования у учащихся целостного представления о системе процессуальных документов в уголовном судопроизводстве и ее значении.

Проведение учебных занятий на основе моделирования конкретных следственных ситуаций позволяет учащимся почувствовать себя в роли следователя и, таким образом, в определенной мере адаптироваться к условиям профессиональной деятельности: приобрести необходимые профессиональные умения и навыки по организации расследования преступлений, проведению следственных и иных процессуальных действий, принятию процессуальных решений, составле­нию процессуальных и служебных документов.

Организация учебного процесса по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» предполагает использование разнообразных форм, средств и методов обучения, обеспечивающих необходимые условия для успешного формирования и совершенствования у обучаемых необходимых им профессиональных умений и навыков.

В учебном плане и рабочей программе по данной дисциплине предусмотрены такие наиболее распространенные формы занятий как:

лекции;

семинары;

практические занятия;

консультации;

самостоятельная работа (рефераты, курсовые работы, коллоквиумы и другие);

занятия по освоению информационно-компьютерных технологий, программных продуктов, в том числе автоматизированных рабочих мест следователя и руководителя, информационно-поисковых систем, контрольно-обучающих алгоритмов и другие;

практикум по специализации;

ролевые игры и следственные учения;

зачет и экзамен;

учебная практика;

преддипломная практика (стажировка).

Целевой выбор и содержание формы обучения дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» обусловлены учебным планом, рабочей учебной программой, тематическим планом, методическими указаниями по проведению учебных занятий и индивидуальным педагогическим опытом преподавателя.

Лекции по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел», являясь одной из основных форм обучения, предлагают учащимися необходимые сведения о методологических и организационных основах, обеспечивающих правильное понимание характера данной дисциплины, ее особенностей, сути и содержания.

Лекции по данной учебной дисциплине, освещая основные проблемные вопросы предварительного следствия комплексно с необходимых правовых и теоретических позиций, имеют целью способствовать развитию у обучающихся системного подхода к социальным и организационно-правовым проблемам следственной практики; формировать условия для получения ими умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в должности следователя.

Тематика лекционного материала сформирована с учетом предмета и задач учебной дисциплины.

Семинары, являясь классической формой теоретического обучения, применяются для освоения наиболее сложных тем учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Как правило, семинарские занятия согласуются с проблематикой лекции, но не дублируют ее тему и вопросы, а имеют целью детально рассмотреть суть и содержание проблемы, максимально приближая процесс обучения к потребностям правоприменительной практики.

Знания, полученные обучающимися на лекциях и семинарах, используются и совершенствуются в процессе применения различных форм индивидуального и группового практического обучения, в том числе в аудитории, в условиях учебного полигона и в следственных подразделениях. Основными из них являются практические занятия с ролевыми играми в учебных аудиториях и специальных классах, следственные учения на специальных полигонах, учебная практика и преддипломная практика (стажировка) в следственных подразделениях.

Основными задачами практического обучения являются:

совершенствование и комплексное использование учащимися теоретических знаний по криминали­стике, уголовному праву, уголовному процессу, оперативно-розыскной деятельности, науч­ной организации труда следователя и другим учебным дисциплинам при анализе специально моделируемых следственных ситуаций, решении практических задач и документальном оформлении соответствующих действий и решений участников уголовного процесса;

выработка у обучаемых необходимых умений и навыков по вопросам организации расследования преступлений;

формирование у курсантов и слушателей интереса к профессии следователя.

В зависимости от целей конкретного практического занятия, места проведения занятия, наличия необходимой специальной и криминалистической техники и оборудования, избираются следующие его виды:

аудиторные практические занятия;

практические занятия в специально оборудованных классах и кабинетах;

практические занятия на специальных (следственно-криминалис-тических) полигонах;

практические занятия в следственных подразделениях органов внутренних дел.

Могут быть избраны и другие виды практических занятий.

Достижение высокого конечного результата на любом из перечисленных видов практических занятий во многом зависит как от учащегося, его умения правильно и на должном уровне подготовиться к предстоящему занятию, от степени его заинтересованности в приобретении профессиональных знаний, так и от преподавателя, его способности подобрать наиболее эффективные методы обучения для каждой темы занятий с учетом интеллектуального уровня развития обучающихся и степени их подготовленности к конкретному занятию.

Особенностью практических занятий возможных в рамках учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», является то, что при их проведении может быть использовано значительное количество методов обучения, применяемых в педагогическом процессе и способствующих достижению поставленных целей, решению конкретной задачи и анализу следственной ситуации.

Методы обучения разнообразны, специфичны и предполагают согласованную совместную деятельность преподавателя и обучаемых, их деятельностное взаимодействие в процессе обучения.

К их числу необходимо отнести следующие:

анализ специально моделируемой следственной ситуации;

демонстрация учебных материалов, видеофильмов (видеоматериалов) о производстве процессуальных действий;

решение практических задач, требующих анализа конкретных следственных ситуаций;

работа с процессуальными и иными служебными документами следователя, архивными уголовными делами;

применение контрольно-обучающих программ и автоматизированных информационных систем органов предварительного следствия;

применение ролевых игр и следственных учений;

решение тестовых заданий (тестирование).

Каждый из указанных методов специфичен и имеет свои особенности, связанные с их местом в рамках учебного занятия и дисциплины в целом; организацией и проведением; временными параметрами; материально-техническим и криминалистическим обеспечением; применяемыми педагогическими приемами; стоящими перед ними целями и задачами.

Как показывает опыт, эффективность практических занятий существенно повышается, если в процессе их проведения одновременно комплексно применяются несколько или большинство вышеуказанных методов. При проведении комплексного практического занятия одни методы обучения могут применяться в определенной последовательности, сменяя друг друга, другие необходимы только по определенным темам, третьи используются одновременно, дополняя друг друга. При этом следует помнить, что практические занятия в аудитории не заменяют, а дополняют такие формы практического обучения как упражнение, деловая игра или следственное учение, проводимые на условном месте происшествия или специальном криминалистическом полигоне.

Использование различных методов обучения дает возможность преподавателю разнообразить педагогический процесс, усилить наглядность учебного материала и практическую направленность учебных занятий, заинтересовать обучаемых в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что в настоящее время в территориальные подразделения органов внутренних дел стали поступать автоматизированные комплексы на базе сетевых ПЭВМ со специализированным программным обеспечением. Например, комплексы, поступающие в подразделения предварительного следствия, включают в себя автоматизированные рабочие места следователя и руководителя следственного органа, а также Автоматизированную информационную систему следственных подразделений (АИС СП).

Указанные обстоятельства определяют не только целесообразность активного внедрения инновационных технологий в педагогический процесс, но и совершенствования методики проведения учебных занятий в компьютерных классах с использованием различных прикладных программ и автоматизированных систем органов предварительного следствия.

В целом обучение учащихся включает в себя:

изучение, анализ и обсуждение представленных материалов с точки зрения их законности, обоснованности, мотивированности и иных критериев качества;

анализ документов в целях определения уголовно-правовой квалификации совершенного деяния, перечня криминалистических и процессуальных действий, необходимых в предлагаемой ситуации;

работа по составлению процессуальных документов по теме практического занятия;

обсуждение составленных документов, выявление и исправление ошибок и недостатков.

В процессе обучения учащиеся обязаны подготовить учебное уголовное дело (практикум), состоящее из процессуальных и иных документов, составленных на практических занятиях. Практикум является обязательным условием допуска к зачету и экзамену по учебной дисциплине.

В заключение следует отметить, что под термином «практикум» понимается не столько овеществленный конечный результат деятельности учащегося, сколько основанная на знаниях педагогики и юриспруденции деятельность педагога и обучаемого во время лекций, семинарских и комплексных практических занятий, направленная на выработку умений и навыков по организации и производству расследования, подготовке процессуальных документов, составляемых курсантами и слушателями в процессе моделирования «расследования» противоправного деяния с признаками преступления в рамках единой фабулы.

Подводя некоторые итоги рассмотренного вопроса об учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» необходимо отметить, что изложенные пояснения, касающиеся ее общей характеристики, предмета, форм и методов обучения, являются положениями концептуального (базового) характера, которые находят свое дальнейшее развитие в последующих материалах, посвященных соответствующим темам учебных занятий по данной учебной дисциплине.

При этом следует иметь в виду, что целью учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», как это уже отмечалось ранее, является формирование у обучающихся целостного подхода к пониманию основополагающих принципов, порядка и правил организации следственной деятельности; овладение ими системой профессиональных знаний, специальных умений и навыков, необходимых следователю; формирование у курсантов (слушателей) правовой, организационно-технической и психологической готовности к исполнению профессиональных обязанностей следователя в условиях существующей ныне судебно-следственной практики.

Литература

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Россинская Е.Р., Корухов Ю.Г.  Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина — М.: НОРМА-ИНФА, 2000.

Гаврилин Ю.В., Шурухнов Н.Г. Криминалистика. Методика расследования отдельных видов преступлений. – М.: Книжный мир, 2004.

Григорьев В.Н. Справочник следователя / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин, Ю.В. Гаврилин. – М.: Эксмо, 2008.

Копылов И.А. Предмет, система и задачи учебного курса «Предварительное следствие в органах внутренних дел»: Лекция. – Волгоград: ВА МВД России, 2002.

Карлеба В.А. Уголовно-процессуальное расследование (методологические и дидактические аспекты): Учебно-методическое пособие. – Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001.

Копылов И.А. Предмет, система и задачи учебного курса «Предварительное следствие в органах внутренних дел» // Предварительное следствие в органах внутренних дел. Курс лекций под ред. М.В. Мешкова. – М.: «Книжный мир», 2004. С. 10-22.

Копылов И.А. Предмет, система и задачи учебного курса «Предварительное следствие в органах внутренних дел»  // Предварительное следствие в органах внутренних дел. Учебное пособие / Под ред. М.В. Мешкова. – М.: Московский университет МВД России, 2007. С. 11-26.

Мешков М.В., Фадеев П.В. Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел»: предмет, общая характеристика, формы, средства и методы обучения // Предварительное следствие в органах внутренних дел. Учебное пособие / Под ред. М.В. Мешкова. Издание 2-е. – М.: Изд-во «Щит-М», 2007. С. 10-22.

Томин В.Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики / В.Т. Томин. – М.: Издательство Юрайт, 2009.

Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствии в органах внутренних дел»

§ 1. Предмет и общая характеристика учебной дисциплины

§ 2. Формы, средства и методы обучения

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code