§ 1. Предмет и общая характеристика учебной дисциплины

Начинающие специалисты, в том числе и следователи, приступая к выполнению своих служебных обязанностей, не редко испытывают трудности в комплексном использовании положений различных отраслей знания: уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, науки управления, психологии и других, и обнаруживают недостаток необходимых навыков их практического применения. Данное обстоятельство явилось одной из причин возникновения учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» сформировалась и вошла в учебные программы и планы образовательных учреждений МВД России в ответ на объективно существующую потребность следственного аппарата системы МВД в хорошо образованных квалифицированных специалистах, способных успешно осуществлять расследование преступлений в сложных правовых, организационно-технических и социально-экономических условиях.

Цели, для достижения которых формировалась учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел», объективно свидетельствуют о том, что предметом данной дисциплины является предварительное следствие, понимаемое как урегулированная законом, скоординированная деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц (при самостоятельной организующей и направляющей роли следователя), осуществляемая в пределах компетенции каждого из них в рамках уголовного судопроизводства и имеющая целью расследование преступлений.

Как предмет учебной дисциплины предварительное следствие рассматривается в учебном процессе с точки зрения:

правового регулирования данной деятельности нормами действующего законодательства;

позиций судебной и следственной практики;

современных достижений науки.

Объём подлежащего усвоению фактического материала определяется тем, что в процессе обучения предварительное следствие рассматривается системно, во всём многообразии присущих ему характеристик. Таких, например, как содержание данной деятельности; её структура; цели и средства их достижения; внутренняя логика предварительного следствия; его тактика, стратегия и другие объективные характеристики.

Кратко характеризуем некоторые из них.

Содержание предварительного следствия как предмета изучения в рамках соответствующей специальной дисциплины включает в себя:

порядок и правила принятия решения о производстве предварительного следствия (включая рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях);

порядок и правила установления юридически значимых обстоятельств деяния, обладающего признаками преступления;

порядок, средства и методы установления лица, совершившего преступное деяние;

порядок и правила подтверждения установленных в ходе расследования обстоятельств и фактов достоверными доказательствами;

юридическую квалификацию деяния;

систему мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступления;

систему мер, направленных на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

систему мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов других участников уголовного судопроизводства;

порядок и правила установления права на реабилитацию;

систему мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;

порядок и правила окончания предварительного следствия.

Целями предварительного следствия являются:

защита силами и средствами уголовного судопроизводства охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства;

обеспечение необходимых процессуально-правовых условий для точного и неуклонного осуществления правосудия по уголовным делам;

противодействие преступной среде посредством предотвращения и пресечения преступлений силами и средствами уголовного процесса.

Предварительное следствие как содержательная целенаправленная деятельность юридически и логически упорядочена и поэтому обладает достаточно чёткой структурой, выраженной во времени и в пространстве. Основу данной структуры составляют следующие элементы:

1) этапы, которые последовательно и в определённом законом порядке проходит процесс предварительного следствия;

2) процессуальные процедуры, обязательные и (или) возможные на соответствующих этапах предварительного следствия;

3) формы реализации осуществляемых в процессе расследования процессуальных процедур (всего их три):

процессуальные действия;

процессуальные решения;

процессуальные документы.

Цели, структура и содержание не исчерпывают характеристики предварительного следствия как предмета изучения в рамках соответствующей учебной дисциплины, поскольку оно обладает и целым рядом иных, не менее важных специфических признаков, указывающих на:

правовую природу предварительного следствия;

его конкретно-исторический и социально-обусловленный характер;

его информационно-аналитическую направленность;

присущие данной деятельности логику, взаимосвязи и взаимозависимости.

Поэтому, наряду с такими признаками как цели, структура и содержание, к характерным особенностям предварительного следствия можно отнести:

строгий нормативно-правовой регламент предварительного следствия;

обусловленность действий и решений следователя и иных участников процесса расследования правовыми и фактическими основаниями;

обусловленность действий и решений следователя характером находящегося в его распоряжении доказательственного материала;

обусловленность прав одних участников процесса расследования соответствующими обязанностями других;

обусловленность хода и результатов процесса расследования установленными законом правовыми презумпциями;

обусловленность хода и результатов процесса расследования установленными законом правовыми иммунитетами;

обусловленность процесса предварительного следствия конфликтом интересов и противоборством заинтересованных в исходе дела лиц;

обусловленность процессуальной деятельности следователя закономерностями процесса получения, обработки и использования информации;

письменный характер фиксации хода и результатов предварительного следствия;

творческий характер предварительного следствия, допускающий возможность реализации участниками процесса расследования избранной ими тактики и стратегии своей деятельности;

двойственный характер юридического значения результатов предварительного следствия в силу которого, в рамках досудебного производства эти результаты носят итоговый, т.е. формально завершенный и юридически значимый характер, а в системе уголовного процесса в целом,- обладают лишь предварительным, вероятностным значением;

возможность временно приостанавливать, а затем возобновлять предварительное следствие;

возможность обжаловать действия и решения участников процесса расследования, подтвердить или опровергнуть их законность и обоснованность.

Характеристика предварительного следствия как предмета теоретического анализа, его наиболее значимые характерные особенности, позволяют определить круг проблем, подлежащих изучению, и основные аспекты, в контексте которых соответствующие проблемы рассматриваются.

Проблематика и определяемый ею характер и содержание фактического материала учебной дисциплины «Предварительного следствие в органах внутренних дел» (представленные схематично, т.е. в наиболее сжатом, обобщенном виде) охватывают:

историко-правовые аспекты становления и развития предварительного следствия как одной из основных составляющих уголовного судопроизводства;

этапы становления и развития следственного аппарата;

структуру и содержание предварительного следствия;

формы, средства и методы осуществления предварительного следствия;

круг участников уголовного процесса, взаимодействующих на предварительном следствии, их права, обязанности, ответственность;

общие условия предварительного следствия;

особенности производства предварительного следствия по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц;

порядок и правила работы с доказательствами;

основания, порядок и правила производства процессуальных действий;

основания, порядок и правила принятия процессуальных решений;

порядок и правила работы с процессуальными документами;

основания, порядок и правила взаимодействия следователя с иными участниками процесса;

систему, средства и методы обеспечения законности и обоснованности деятельности следователя;

информационно-аналитические, психологические, организационно-технические аспекты деятельности следователя;

особенности научной организации труда в системе расследования преступлений.

Одна из отличительных особенностей дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» состоит в том, что её предмет, то есть предварительное следствие, представлено в учебном процессе как целостная система сил, средств и методов расследования преступлений, которая изучается в контексте наиболее важных профессионально значимых координат, то есть:

в сопряжении с требованиями закона;

в сопоставлении с выводами и предложениями науки;

в сопоставлении с официально провозглашенными позициями судебной и следственной практики.

Представленный таким образом предмет учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», в совокупности с комплексным, системным подходом к его изучению, создает необходимые предпосылки для повышения теоретико-правовых представлений учащихся и перехода от уровня их общей осведомленности об основных аспектах расследования преступлений к уровню содержательной детализации и системной интеграции персонально осмысленных учащимися профессиональных знаний об организации, порядке и правилах предварительного следствия.

Полученное таким образом качество правовых и теоретических знаний реализуется в процессе специальных практических занятий, предусмотренных учебной дисциплиной «Предварительное следствие в органах внутренних дел», которые имеют целью преобразовать теоретико-правовые представления учащихся в осмысленные личные правовые позиции; профессионально оправданные психологические установки; навыки, необходимые будущим сотрудникам следственного аппарата.

Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствии в органах внутренних дел»

§ 1. Предмет и общая характеристика учебной дисциплины

§ 2. Формы, средства и методы обучения

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code