ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РОЗЫСКЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

Д.И.ЛЕПЕХИН, кандидат юридических наук

Внешнее взаимодействие, формы взаимодействия, разыскные подразделения, государственные органы, розыск, несовершеннолетний, пропавший без вести, правоохранительная сфера, организация, оперативно- разыскное мероприятие.

В статье рассматриваются особенности организации внешнего взаимодействия разыскных подразделений при осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, с отдельными государственными органами, не имеющими функций в правоохранительной сфере в качестве основных. На основе исследования практического осуществления такого взаимодействия проводится анализ выявленных недостатков, формулируются предложения по совершенствованию его системы.

 

Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, рассматривается нами как базирующаяся на определенной правовой основе деятельность органов внутренних дел (далее – ОВД) по комплексному осуществлению оперативно-разыскных, административно- правовых, поисково-спасательных и иных мероприятий, а также уголовно-процессуальных действий, направленных на обнаружение местонахождения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин, а также по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних, их самовольного ухода из дома или мест их содержания [2, с. 38]. Данное направление деятельности ОВД всегда находилось и находится под пристальным вниманием руководства страны, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и других государственных органов, а также общественных образований. Однако в этой деятельности все же еще имеются проблемные вопросы, нуждающиеся в решении.

Доля несовершеннолетних, пропавших без вести, находящихся в розыске, составляла в последние годы от 9,2% до 18% от общего числа зарегистрированных в России лиц, пропадавших без вести. Так, в 2009 г. в розыске находилось 21634 ребенка (18%), в 2010 г. – 19734 (17,2%), в 2011 г. – 17898 (15,9%), в 2012 г. – 13455 (13,2%), в 2013 г. – 11109 (10,8%), в 2014 г. – 9090 (9,7%), в 2015 г. – 8564 (9,2%), в 2016 г. – 8399 (9,5%), в 2017 г. – 7966 (9,5%).J Как видно из приведенных данных, количество и доля разыскиваемых несовершеннолетних с 2009 г. по 2015 г. уменьшались, а в 2016 г. наблюдается рост доли разыскиваемых детей от общего числа находящихся в розыске лиц, пропавших без вести. В то же время наблюдается уменьшение количества разысканных несовершеннолетних, пропавших без вести. Так, в 2009 г. розыск был прекращен по 20117 (93%) фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних, в 2010 г. – 18215 (92,3%), в 2011 г. – 16450 (91,6%), в 2012 г. – 12073 (89,7%), в 2013 г. – 9794 (88,2%), в 2014 г. – 7875 (86,6%), в 2015 г. – 7368 (86%), в 2016 г. – 7292 (86,8%), в 2017 г. – 6902 (86,6%). В указанные годы эффективность розыска данной категории лиц снизилась более чем на 6,2%, и это несмотря на уменьшение количества объявляемых в розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, и как следствие – уменьшение нагрузки на сотрудников разыскных подразделений. Данные приведенного анализа свидетельствуют о необходимости принятия
организационно-управленческих и организационно-тактических мер для повышения эффективности деятельности рассматриваемого вида.

Среди организационно-управленческих мер в сфере розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, особое место занимает организация взаимодействия разыскных подразделений ОВД с государственными органами, среди основных функций которых не предусмотрена функция охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также с учреждениями органов местного самоуправления. Данная статья посвящена вопросам такого – внешнего – взаимодействия.

Вопросы взаимодействия подразделений ОВД при организации и осуществлении оперативно-разыскной деятельности, в том числе и разыскной работы, ранее исследовали такие авторы, как В.М. Атмажитов [1, c. 23], Н.Н. Васильев, И.Н. Голубков, Ю.П. Дубягин, А.В. Ко- тяжов, А.М. Качур, В.А. Лукашов, С.В. Хар- ченко [5, c. 77], А.Е. Чечетин и др. Слово «взаимодействие» имеет следующие значения: 1) взаимная связь явлений; 2) взаимная поддержка [3, c. 79]. По мнению И.Ю. Захватова, «взаимодействие в правоохранительной сфере – это согласованная по месту и времени, основанная на законах и подзаконных актах, совместная комплексная деятельность субъектов правоохраны, осуществляемая в пределах их компетенции, в определенных формах, с использованием имеющихся сил, средств и методов, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выполнения совместных общих задач, стоящих перед взаимодействующими сторонами» [4, c. 272-273].

Взаимодействие в системе МВД России регулируется различными нормативными правовыми актами в зависимости от направления оперативно-служебной деятельности и субъектов взаимодействия. Так, в ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» взаимодействие указано в качестве одного из основных принципов деятельности подразделений полиции.

Внешнее взаимодействие разыскных подразделений на всех уровнях системы МВД России при организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, предполагает: а) согласование стратегии и тактики предупреждения безвестного исчезновения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, и мер, принимаемых к установлению их местонахождения, с теми субъектами, которые не входят в систему МВД России, но в зависимости от сферы своей деятельности в той или иной степени имеют возможность оказывать помощь ОВД в подобных ситуациях; б) согласованность проведения осуществляемых на принципах учета взаимных интересов практических мероприятий по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних или установлению их местонахождения.

Разыскные подразделения взаимодействуют с рассматриваемыми государственными органами, а также органами самоуправления Российской Федерации, как правило, в двух направлениях: предупреждение безвестного исчезновения и обмен информацией. В отдельных случаях должностные лица указанных субъектов взаимодействия могут привлекаться к организации и проведению оперативно-разыскных или поисковых мероприятий. Среди субъектов данной группы внешнего взаимодействия особое место занимают органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (далее – ЗАГС). Основной формой взаимодействия является односторонний обмен информацией по запросам разыскных подразделений ОВД. В значительной степени помог снять бюрократические барьеры, препятствовавшие незамедлительному получению сведений, представляющих оперативный интерес, открывшийся для подразделений оперативно- разыскной информации доступ к информационным ресурсам органов ЗАГС.

Взаимодействие разыскных подразделений ОВД с учреждениями здравоохранения при организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, также имеет первостепенное значение, особенно на начальной стадии разыскного процесса. Среди учреждений здравоохранения, с которыми в первую очередь необходимо контактировать разыскным подразделениям при проведении мероприятий по установлению местонахождения исчезнувшего несовершеннолетнего, мы выделяем следующие: стационары, а именно больницы (окружная или районная, городская, областная, краевая, республиканская); специализированные больницы (инфекционная, психиатрическая); хосписы, дома ребенка, приюты и т.п.; учреждения скорой неотложной помощи; центры планирования семьи и репродукции; бюро судебно-медицинских экспертиз (далее – БСМЭ). Основными формами взаимодействия являются: обмен информацией; исполнение медицинскими учреждениями запросов, поступивших из разыскных подразделений ОВД; проведение работниками учреждений здравоохранения судебно-медицинских, биологических и химических экспертиз или исследований по постановлению или направлению должностных лиц ОВД.

Для повышения эффективности взаимодействия с учреждениями здравоохранения были созданы бюро регистрации несчастных случаев (далее – БРНС), которые, получив информацию об исчезновении лица, обзванивают все медицинские учреждения, а также проверяют базы доставленных в указанные учреждения неизвестных больных и трупов неустановленных лиц. При отсутствии в подразделениях ОВД БРНС эти мероприятия выполняют должностные лица дежурных частей ОВД. По итогам проведенных мероприятий сотрудниками БРНС или дежурной части готовятся справки о результатах проверок. Кроме того, должностные лица ОВД, в том числе и разыскных подразделений, на основании запросов получают информацию от учреждений здравоохранения о поступивших больных с травмами криминального характера, неизвестных больных. Такая сверка должна проводиться ежеквартально.

В свою очередь, учреждения здравоохранения должны сообщать в ОВД обо всех фактах поступления (обращения) граждан, в том числе несовершеннолетних, с телесными повреждениями насильственного характера, несовершеннолетних с признаками жестокого обращения и (или) совершения в отношении них насильственных преступлений, преступлений против их половой неприкосновенности. О находящихся в бессознательном состоянии гражданах с телесными повреждениями ОВД информируются при наличии оснований, позволяющих полагать, что в отношении гражданина, в том числе несовершеннолетнего, совершено противоправное деяние.

До 2010 г. взаимодействие указанных субъектов осуществлялось на основании Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера, утвержденной приказом Минздрава России и МВД России от 9 января 1998 г. № 4/8. Однако в 2010 г. она утратила силу. В то же время обязанность медицинских организаций предоставлять сведения в ОВД закреплена на законодательном уровне (ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Кроме того, в соответствии с Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утвержденным приказом Минздравсоц- развития России от 17 мая 2012 г. № 565н, определены виды травм, о которых медицинские учреждения обязаны сообщать в ОВД, если есть достаточные основания полагать, что они получены пациентом в результате совершения противоправных действий. Несмотря на это, необходимо констатировать, что в период действия вышеуказанной совместной инструкции (от 1998 г.) взаимодействие между территориальными ОВД и учреждениями здравоохранения было налажено более четко, оно позволяло отслеживать практически всех граждан, госпитализированных с различными травмами.

Следует отметить, что одним из недостатков в деятельности разыскных подразделений ОВД по организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, является отсутствие должного взаимодействия с органами опеки и попечительства органов местного самоуправления. Среди основных задач рассматриваемых субъектов взаимодействия предусмотрены: защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены несовершеннолетние; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации.

Как показало проведенное нами исследование, должностные лица разыскных подразделений практически не взаимодействуют с органами опеки и попечительства. Однако такое взаимодействие необходимо, особенно на стадии предупреждения безвестного исчезновения несовершеннолетних и их самовольного ухода из дома или специализированных образовательных организаций. Основной формой взаимодействия должно стать проведение совместных профилактических мероприятий с детьми, родителями, опекунами и работниками образовательных организаций.

Положительным примером на данном направлении взаимодействия служит деятельность разыскных подразделений Санкт-Петербурга, а именно Невского района. Здесь была сформирована группа, в которую наряду с сотрудниками разыскных подразделений и работниками органов опеки и попечительства, вошли представители прокуратуры района, подразделения по делам несовершеннолетних, образовательных организаций. Благодаря проведению этой группой предупредительных мероприятий были достигнуты существенные результаты в работе по снижению количества несовершеннолетних, пропавших без вести, и самовольно ушедших из семей или мест содержания.

Взаимодействие разыскных подразделений ОВД с образовательными организациями при решении задач по установлению местонахождения несовершеннолетних, пропавших без вести, осуществляется в основном в форме проведения совместных мероприятий по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних, а также их самовольного ухода из специализированных образовательных организаций и из семьи. Кроме того, представители администрации образовательных организаций:

– исполняют запросы должностных лиц ОВД, в том числе и разыскных подразделений;

– предоставляют информацию о пропавшем ребенке и лицах из числа его окружения;

– оказывают содействие и участвуют при проведении спасательно-поисковых мероприятий;

– могут привлекаться с их согласия к той или иной деятельности при проведении разыскных и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемого несовершеннолетнего.

В период с 2013 по 2016 г. в целях выявления и последующего решения проблем, возникающих при организации ОВД розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, проводилось анкетирование должностных лиц разыскных подразделений и их руководителей, осуществляющих свою оперативно- служебную деятельность на различных уровнях системы МВД России. Анализ результатов анкетирования показал, что разыскные подразделения ОВД в процессе организации и осуществления розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, взаимодействуют: с органами опеки и попечительства в 18,4% случаев; с учреждениями здравоохранения – 12,7%; с органами ЗАГС – 0,8%; с образовательными организациями – 0,7%. Из анализа следует, что взаимодействие разыскных подразделений ОВД с рассматриваемыми субъектами при организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, осуществляется в недостаточной мере. Хотя сами респонденты считают, что взаимодействие при организации розыска исчезнувших несовершеннолетних находится на удовлетворительном уровне, при этом неудовлетворены его качеством только 6,9% опрошенных, 12% затруднились оценить уровень организации такого взаимодействия.

Среди основных причин недостатков взаимодействия, возникающих при организации розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, должностные лица разыскных подразделений назвали следующие: недостаточная правовая регламентация взаимодействия – 11,3% респондентов; несовершенство системы взаимного информирования о лицах и фактах, представляющих интерес, – 10,6%; недостатки организации совместного планирования деятельности по установлению местонахождения разыскиваемого – 6,6%; слабый контроль за организацией взаимодействия со стороны руководителей – 4,6%; недостаточное моральное и материальное стимулирование – 4,6%; игнорирование поступающей информации – 4,3%; организация взаимодействия без учета оперативной обстановки – 4,3%.

По мнению респондентов, повышению эффективности организации взаимодействия в рассматриваемой сфере оперативно-служебной деятельности могло бы способствовать: создание автоматизированной системы взаимного информирования о лицах и фактах, представляющих интерес, – 25%; совершенствование ведомственного и межведомственного правового регулирования организации взаимодействия – 24,3%; усиление контроля со стороны руководителей ОВД за организацией и осуществлением взаимодействия – 21%; организация взаимодействия на основе анализа оперативной обстановки с учетом ее особенностей – 20,3%; проведение организационно- штатных мероприятий, а именно увеличение штатной численности разыскных подразделений и формирование направления по розыску пропавших детей – 1,1%.

Итак, под взаимодействием подразделений организации разыскной работы ОВД с государственными органами, среди основных функций которых не предусмотрена функция охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также с органами местного самоуправления при организации и осуществлении розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, следует понимать основанную на общепризнанных принципах и нормах международного права, оперативно-разыскном законодательстве, иных законодательных и подзаконных нормативных актах их согласованную деятельность административного, оперативно-разыскного и организационно-управленческого характера с применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов с целью повышения эффективности проводимых мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин, и предупреждение их безвестного исчезновения. С учетом результатов проведенного нами анализа различных аспектов такого взаимодействия считаем целесообразным разработать и ввести в действие Инструкцию о порядке взаимодействия учреждений здравоохранения и территориальных органов внутренних дел МВД России при поступлении (обращении) в учреждения здравоохранения граждан, в том числе несовершеннолетних, с телесными повреждениями насильственного характера, лиц, которые ввиду своего возраста или состояния здоровья не могут сообщить о себе данные, в том числе, находящихся в бессознательном состоянии, а также трупов неустановленных лиц.

Библиографический список:

1. Атмажитов В.М. О некоторых направлениях развития теории оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2015. № 1 (42). С. 19-27.
2. Лепехин Д. И. К вопросу о законодательном регулировании розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Оперативник (сыщик). 2016. № 1 (46). С. 36-39.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. 944 с.
4. Организация управления органами внутренних дел: Учебник // Под ред. А.М. Кононова, И.Ю. Захватова. М., 2012.
5. Харченко С.В., Васильев Н.Н. К вопросу об оперативно-разыскной характеристике криминального автобизнеса // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35). С. 76-79.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 466

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code