§ 3. Аренда транспортных средств. 2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

Комментарий к статье 642 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Главное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды с экипажем заключается в том, что арендодатель не оказывает арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации, а всего лишь предоставляет ему транспортное средство во временное владение и пользование на возмездных началах. Отсутствие указанных услуг предопределяет дальнейшие различия в распределении прав и обязанностей сторон договора аренды (ст. ст. 644, 646 Гражданского кодекса и др.).

2. Точно так же, как и договор аренды с экипажем, договор аренды транспортного средства без экипажа в комментируемой статье сформулирован как реальный договор (п. 2 ст. 433 Гражданского кодекса). Однако известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) смоделирован как консенсуальный договор (ст. 211 КТМ).

3. Отличие бербоут-чартера (как разновидности договора аренды) от чартера (как разновидности договора перевозки) проводится по признаку передачи владения и пользования транспортным средством: по договору аренды владение и пользование осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки владение и пользование транспортным средством сохраняет перевозчик (см. комментарий к ст. 632 Гражданского кодекса).

4. Правило п. 2 комментируемой статьи полностью повторяет п. 2 ст. 632 Гражданского кодекса РФ (см. комментарий к ней).

 

Статья 643. Форма договора аренды транспортного средства без экипажа

Комментарий к статье 643 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Положения комментируемой статьи повторяют положения ст. 633 Гражданского кодекса РФ, регламентирующие форму договора аренды транспортного средства с экипажем (см. комментарий к ст. 633 Гражданского кодекса).

Срок в договоре аренды транспортного средства без экипажа может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в бербоут-чартере — договоре фрахтования судна без экипажа (ст. 213 КТМ). Исходя из п. 5 ст. 60, п. п. 3 и 7 ст. 64 КВВТ РФ, стороны должны согласовать срок аренды и в договоре аренды речного судна без экипажа.

2. Применительно к регистрации транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу, необходимо заметить, что морские суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, регистрируются в бербоут-чартерном реестре (ст. ст. 33 и 38 КТМ, п. 50 Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах), речные суда — в реестре арендованных иностранных судов (ст. 16 КВВТ, п. 113 Правил государственной регистрации судов <1>). Кроме того, договор фрахтования судна (бербоут-чартер) регистрируется в Государственном судовом реестре или судовой книге порта регистрации данного судна (п. 49 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах <2>).

———————————

<1> Утверждены Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 49.

<2> Утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 // Бюллетень нормативных актов. 2001. N 22.

 

Однако в силу прямого указания комментируемой статьи к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила об обязательной государственной регистрации. Поэтому отсутствие регистрации судна в соответствующем реестре не влияет на заключение договора аренды (см. подробнее комментарий к ст. 633 Гражданского кодекса).

 

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства

Комментарий к статье 644 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. В комментируемой статье отражено коренное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды с экипажем (ст. 634 Гражданского кодекса). Транспортное средство, переданное по договору аренды без экипажа, управляется и эксплуатируется (как коммерчески, так и технически) арендатором по своему усмотрению (см. комментарий к ст. 645 Гражданского кодекса). В этой разновидности аренды арендодатель теряет не только юридическое, но и фактическое господство над транспортным средством, поэтому бремя поддержания его в надлежащем состоянии, пригодном для нормальной и безопасной эксплуатации, возлагается на арендатора, а не на арендодателя.

2. О надлежащем состоянии транспортного средства подробнее см. комментарий к ст. 634 Гражданского кодекса РФ.

3. Как и ст. 634 Гражданского кодекса РФ, комментируемая статья закрепляет императивную норму, действие которой не может быть изменено (отменено) соглашением сторон.

Статья 645. Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации

Комментарий к статье 645 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Арендодатель должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, позволяющем эксплуатировать его в соответствии с назначением транспортного средства и условиями договора. По договору фрахтования морского судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером (ст. 216 КТМ). При аренде речного судна без экипажа арендодатель обязан передать арендатору предусмотренные законодательством документы для эксплуатации арендуемого судна — судовые документы (п. 1 ст. 63 КВВТ).

В дальнейшем транспортное средство, переданное в аренду без экипажа, управляется и эксплуатируется арендатором по своему усмотрению. Арендатор (фрахтователь) несет ответственность за формирование экипажа, осуществляющего управление и техническую эксплуатацию (см., например, ст. 217 КТМ, п. 4 ст. 64 КВВТ). Члены экипажа арендованного транспортного средства подчиняются распоряжениям арендатора. Поэтому любые действия отдельных лиц или всего сформированного арендатором экипажа рассматриваются как действия самого арендатора.

2. В отличие от п. 2 ст. 635 Гражданского кодекса РФ в комментируемой статье не говорится о требованиях к составу и квалификации экипажа транспортного средства. Однако, если есть обязательные правила, определяющие состав экипажа и его квалификацию, они касаются и договора аренды транспортного средства без экипажа. При отсутствии подобных правил состав экипажа и его квалификация должны отвечать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

3. О технической и коммерческой эксплуатации транспортного средства см. комментарий к ст. ст. 635, 636 Гражданского кодекса РФ.

 

Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства

Комментарий к статье 646 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. В комментируемой статье отражено принципиальное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора фрахтования на время, по которому аналогичные расходы возлагаются на арендодателя (см. комментарии к ст. ст. 636 и 637 Гражданского кодекса). Это объясняется тем, что транспортное средство, взятое в аренду без экипажа, находится в фактическом обладании арендатора, управляется и эксплуатируется без участия арендодателя. К расходам на содержание арендованного транспортного средства относятся расходы по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии (см. подробнее комментарии к ст. ст. 634 и 635 Гражданского кодекса). Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, включают в себя расходы на оплату материалов, расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства, необходимых сборов, охраны транспортного средства и т.п. (см. подробнее комментарий к ст. 636 Гражданского кодекса).

2. Положения комментируемой статьи о страховании отличаются от предписаний ст. 637 Гражданского кодекса РФ (см. комментарий к ней). В данном случае, во-первых, нет указания на то, что страхование транспортного средства и ответственности арендатора должно быть обязательным в силу нормы закона или пункта договора. Во-вторых, страхование ответственности не ограничено страхованием внедоговорной ответственности перед третьими лицами (за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу). Таким образом, круг страховых рисков в комментируемой статье шире, нежели в ст. 637 Гражданского кодекса РФ <1>.

———————————

<1> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2002. Книга 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Вместе с тем в литературе высказана точка зрения, что в комментируемой статье имеются в виду те же самые виды страхования, что и в ст. 637 Гражданского кодекса РФ: обязательное страхование транспортного средства и внедоговорной ответственности за причинение вреда третьим лицам (см., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2006 (автор комментария — Г.С. Шапкина); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария — Е.Н. Васильева)). Т. 2.

 

3. Аналогичное комментируемой норме правило предусмотрено в п. 2 ст. 64 КВВТ РФ: арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности. Согласно п. 1 ст. 218 КТМ РФ фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы (в том числе расходы на содержание членов экипажа судна), а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

4. Норма комментируемой статьи является диспозитивной, поэтому в договоре аренды может быть предусмотрено иное возложение (распределение) обязанностей по несению расходов на содержание, эксплуатацию и страхование транспортного средства.

 

Статья 647. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

Комментарий к статье 647 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Арендатору транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, принадлежит право на его коммерческое использование, причем права арендатора на использование транспортного средства в целом однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если договором аренды не предусмотрено иное. Однако в отличие от договора субаренды транспортного средства с экипажем, по которому транспортное средство может быть сдано в субаренду лишь с экипажем (см. комментарий к ст. 638 Гражданского кодекса), договор субаренды, заключаемый на основании п. 1 комментируемой статьи, возможен как с экипажем, так и без него. Общие положения о субаренде, содержащиеся в ст. ст. 615 и 618 Гражданского кодекса РФ, применяются к такому договору субаренды в том случае, если они не изменены транспортными уставами и кодексами (ст. 641 Гражданского кодекса).

2. Пункт 2 комментируемой статьи в целом повторяет п. 2 ст. 638 Гражданского кодекса РФ (см. комментарий к ней), за тем лишь исключением, что по договору аренды транспортного средства с экипажем арендатор может заключать договоры с третьими лицами только в рамках коммерческой эксплуатации транспортного средства. Для договоров с третьими лицами, которые вправе заключать арендатор транспортного средства без экипажа, такое ограничение не предусмотрено, поскольку в данном случае арендатор самостоятельно осуществляет как техническую, так и коммерческую эксплуатацию транспортного средства. В п. 2 комментируемой статьи также указывается на необходимость соответствия подобных договоров целям использования транспортного средства (см. подробнее комментарий к ст. 638 Гражданского кодекса).

3. Транспортное законодательство также содержит положения относительно прав арендаторов транспортных средств заключать договоры об их использовании с третьими лицами. При аренде речного судна без экипажа арендатор вправе сдавать судно в субаренду (с экипажем или без него) без согласия арендодателя (п. 5 ст. 64 КВВТ). Фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер), если бербоут-чартером не предусмотрено иное. Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем (п. 1 ст. 215 КТМ).

 

Статья 648. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

Комментарий к статье 648 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

Транспортное средство является источником повышенной опасности (см. об этом подробнее комментарий к ст. ст. 640 и 1079 Гражданского кодекса).

В отличие от договора фрахтования на время при аренде транспортного средства без экипажа лицом, непосредственно управляющим транспортным средством и эксплуатирующим его, является арендатор, а не арендодатель. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, по правилам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (см. также п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1).

 

Статья 649. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Комментарий к статье 649 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Комментируемая статья, аналогично ст. 641 Гражданского кодекса РФ (см. комментарий к ней), предусматривает возможность регулирования отношений по аренде транспортных средств без экипажа транспортными уставами и кодексами. Предписания транспортных уставов и кодексов призваны регламентировать иные особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуг по их управлению и технической эксплуатации в развитие положений § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ.

2. Фрахтование морского судна без экипажа именуется бербоут-чартером, по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

К особенностям, которые установлены транспортным законодательством, можно отнести установление существенных условий бербоут-чартера (ст. 213 КТМ), исключение ответственности фрахтователя по требованиям возмещения ущерба от загрязнения судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (ст. 219 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 221 КТМ), возможность заключения бербоут-чартера с правом выкупа судна (ст. ст. 221, 222, 224 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все специальные правила о бербоут-чартере носят диспозитивный характер и не применяются, если иное установлено соглашением сторон (ст. 212 КТМ).

3. Аренда судов без экипажа на внутреннем водном транспорте отличается, к примеру, тем, что арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду как с экипажем, так и без такового (п. 5 ст. 64 КВВТ); в случае задержки внесения арендной платы более чем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки (п. 5 ст. 65 КВВТ) и др. Положения КВВТ РФ об особенностях аренды судов без экипажа применяются, если иное не установлено договором (п. 1 ст. 60 КВВТ).

4. Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ не содержат специальных предписаний относительно аренды соответствующих транспортных средств без экипажей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code